Система управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:57, реферат

Описание

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Содержание

I. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1 Система управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь: цели и задачи
2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
III. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат(бровка).doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

I. Теоретические основы управления рисками в таможенной            деятельности

1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности

1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками

II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах

2.1 Система управления рисками в таможенных органах                   Республики  Беларусь: цели и задачи

2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности

III. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.

Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы управления рисками в таможенной            деятельности

1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество  определений понятия «риск». Риск – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической операции.

В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских рисков - классическую и неоклассическую.

Экономический риск, согласно классической теории, можно рассматривать либо как возмещение возможного получения дохода вследствие какого-либо решения, либо как возможное получение убытков, наступления неблагоприятных последствий. Экономисты классического направления исследовали экономический риск только лишь как возможный ущерб, который может произойти вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математиче­ское ожидание потерь. Такое одностороннее толкование экономического риска послужило причиной для создания несколько иной теории предпринимательских рисков, которая получила название неоклассическая.

Основные положения неоклассической теории экономи­ческих рисков сводятся к тому, что предприятие, работающее в условиях неопределенности и, соответственно, прибыль которого является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя положениями:

        размерами ожидаемой прибыли;

        величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожи­даемой величины).

В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока. Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

Здоровое управление рисками является важным для эффективной работы таможни, и  было  бы  правильно  отметить,  что  все  администрации  применяют  некоторую форму  управления  рисками,  либо  формально,  либо  неформально.  Исходя  из разведданных,  информации  и  опыта  таможня,  стараясь  сократить  свои  риски, всегда  внедряла  процедуры,  предназначенные  для  выявления  незаконной деятельности.  К  более  традиционным  процедурам  относится  физический пограничный  контроль  над  перемещением  товаров  и  людей,  состоящий  из проверки  документов  и  физического  досмотра,  направленных  на  выявление незаконной  торговли.  Внедрение  такого  рода  контроля  является  формой управления рисками, но не обязательно эффективной и действенной формой.

За  последнее  время  растущая  сложность,  скорость  и  объемы  международной торговли,  подпитываемые  развитием  технологий,  революционизировавших мировую  практику  торговли,  оказали  значительное  влияние  на  выполнение таможенными  органами  своих  обязанностей.  Как  следствие,  многие администрации  реализовали  более  дисциплинированный  и  структурный  подход  к управлению  рисками.  Это  также  помогло  им  повысить  эффективность  своей деятельности  и  рационализировать  свои  процессы  и  процедуры,  минимизировав при  этом  вмешательство  в  торговые  операции  и  сократив  регулятивное  бремя коммерческого сектора.

В таможенных органах в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие основные понятия:

риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

область риска – объекты риска либо их совокупность, дающие основание предполагать о перемещении физическими лицами товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования;

объекты риска – товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые физическими лицами, документы, относящиеся к перемещаемым товарам и имеющие значение для таможенных целей, а также деятельность физического лица, перемещающего товары;

индикаторы риска – критерии, определяемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, отклонение от которых либо их наличие может свидетельствовать о наличии риска перемещения физическим лицом товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования;

профиль риска – совокупность индикаторов риска, а также описание мер по предотвращению или минимизации рисков перемещения физическим лицом товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования.

стратегия управления рисками – плановая деятельность Государственного таможенного комитета, направленная на пресечение нарушения таможенного законодательства, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение времени его проведения;

тактика управления рисками – совокупность действий, предпринимаемых должностными лицами таможенных органов по выявлению рисков и принятию соответствующих мер, направленных на пресечение нарушения таможенного законодательства;

товары риска – товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые (перемещенные) через таможенную границу Республики Беларусь, в отношении которых существуют риски;

товары прикрытия – товары, под видом которых через таможенную границу Республики Беларусь перемещаются иные товары;

управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации.

 

1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками

Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

                  принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

                  принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК Беларуси функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Республики Беларусь;

                  принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК Беларуси, таможня, таможенный пост);

                  принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Республики Беларусь

                  принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основными элементами системы управления рисками являются:

1) сбор и обработка информации:

сбор и обработка информации о товарах, в том числе транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также о лицах, перемещающих через таможенную границу Республики Беларусь товары, в том числе транспортные средства, что предусматривает сбор и обработку всей имеющейся в распоряжении таможенных органов информации, в том числе:

статистической о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также сравнение данных государственной статистики Республики Беларусь с аналогичными данными государственной статистики стран-контрагентов;

о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

поступающей от иных республиканских органов государственного управления либо подчиненных им организаций, а также от таможенных органов иностранных государств;

о результатах оперативно-розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами;

о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

о деятельности таможенных агентов, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

о транспортных (логистических) схемах.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации обеспечат максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений об определении мер, необходимых для предотвращения или минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения рисков используются информационные ресурсы таможенных органов;

При этом все сведения можно классифицировать следующим образом:

                  оперативные сведения (ориентировки) – информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;

                  тактические сведения – проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);

стратегические сведения – структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.

Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:

            данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь;

            таможенное законодательство и таможенные документы;

            география грузопотоков;

            товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);

Информация о работе Система управления рисками