Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:57, реферат
Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
I. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1 Система управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь: цели и задачи
2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
III. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
I. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1 Система управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь: цели и задачи
2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
III. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованной литературы
Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «риск». Риск – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической операции.
В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских рисков - классическую и неоклассическую.
Экономический риск, согласно классической теории, можно рассматривать либо как возмещение возможного получения дохода вследствие какого-либо решения, либо как возможное получение убытков, наступления неблагоприятных последствий. Экономисты классического направления исследовали экономический риск только лишь как возможный ущерб, который может произойти вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математическое ожидание потерь. Такое одностороннее толкование экономического риска послужило причиной для создания несколько иной теории предпринимательских рисков, которая получила название неоклассическая.
Основные положения неоклассической теории экономических рисков сводятся к тому, что предприятие, работающее в условиях неопределенности и, соответственно, прибыль которого является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя положениями:
размерами ожидаемой прибыли;
величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожидаемой величины).
В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока. Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.
Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.
Здоровое управление рисками является важным для эффективной работы таможни, и было бы правильно отметить, что все администрации применяют некоторую форму управления рисками, либо формально, либо неформально. Исходя из разведданных, информации и опыта таможня, стараясь сократить свои риски, всегда внедряла процедуры, предназначенные для выявления незаконной деятельности. К более традиционным процедурам относится физический пограничный контроль над перемещением товаров и людей, состоящий из проверки документов и физического досмотра, направленных на выявление незаконной торговли. Внедрение такого рода контроля является формой управления рисками, но не обязательно эффективной и действенной формой.
За последнее время растущая сложность, скорость и объемы международной торговли, подпитываемые развитием технологий, революционизировавших мировую практику торговли, оказали значительное влияние на выполнение таможенными органами своих обязанностей. Как следствие, многие администрации реализовали более дисциплинированный и структурный подход к управлению рисками. Это также помогло им повысить эффективность своей деятельности и рационализировать свои процессы и процедуры, минимизировав при этом вмешательство в торговые операции и сократив регулятивное бремя коммерческого сектора.
В таможенных органах в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие основные понятия:
риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.
область риска – объекты риска либо их совокупность, дающие основание предполагать о перемещении физическими лицами товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования;
объекты риска – товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые физическими лицами, документы, относящиеся к перемещаемым товарам и имеющие значение для таможенных целей, а также деятельность физического лица, перемещающего товары;
индикаторы риска – критерии, определяемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, отклонение от которых либо их наличие может свидетельствовать о наличии риска перемещения физическим лицом товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования;
профиль риска – совокупность индикаторов риска, а также описание мер по предотвращению или минимизации рисков перемещения физическим лицом товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, через таможенную границу под видом товаров для личного пользования.
стратегия управления рисками – плановая деятельность Государственного таможенного комитета, направленная на пресечение нарушения таможенного законодательства, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение времени его проведения;
тактика управления рисками – совокупность действий, предпринимаемых должностными лицами таможенных органов по выявлению рисков и принятию соответствующих мер, направленных на пресечение нарушения таможенного законодательства;
товары риска – товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые (перемещенные) через таможенную границу Республики Беларусь, в отношении которых существуют риски;
товары прикрытия – товары, под видом которых через таможенную границу Республики Беларусь перемещаются иные товары;
управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации.
Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК Беларуси функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Республики Беларусь;
принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК Беларуси, таможня, таможенный пост);
принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Республики Беларусь
принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Основными элементами системы управления рисками являются:
1) сбор и обработка информации:
сбор и обработка информации о товарах, в том числе транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также о лицах, перемещающих через таможенную границу Республики Беларусь товары, в том числе транспортные средства, что предусматривает сбор и обработку всей имеющейся в распоряжении таможенных органов информации, в том числе:
статистической о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также сравнение данных государственной статистики Республики Беларусь с аналогичными данными государственной статистики стран-контрагентов;
о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
поступающей от иных республиканских органов государственного управления либо подчиненных им организаций, а также от таможенных органов иностранных государств;
о результатах оперативно-розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами;
о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
о деятельности таможенных агентов, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
о транспортных (логистических) схемах.
Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации обеспечат максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений об определении мер, необходимых для предотвращения или минимизации рисков.
В качестве основных сведений для выявления и определения рисков используются информационные ресурсы таможенных органов;
При этом все сведения можно классифицировать следующим образом:
оперативные сведения (ориентировки) – информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;
тактические сведения – проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);
стратегические сведения – структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.
Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:
данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь;
таможенное законодательство и таможенные документы;
география грузопотоков;
товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);