Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение состояния и перспектив развития автоматизации таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России;
- провести анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни;
- выявить особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни;
- проанализировать направления совершенствования автоматизации деятельности таможни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России…………………………………………………………….5
Автоматизация как путь повышения эффективности таможенной деятельности…………………………………………………………………………5
1.2. Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере………………………………………………………………………………….9
1.3. Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов……………………………………………………12
Глава 2. Анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни……………………………………………17
2.1. Краткая характеристика ЦТУ Ярославской таможни……………..17
2.2. Анализ деятельности ЦТУ Ярославской таможни………………….18
2.3. Особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни…………………………………………………………………………….22
Глава 3. Направления совершенствования автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………..24
3.1. Проблемы автоматизации деятельности таможни………………….24
3.2. Направления по совершенствованию автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

Более детально и подробно остановимся  и рассмотрим систему электронного документооборота ГТК России. Что  же касается систем электронного документооборота других органов, то здесь следующая ситуация: относительно систем электронного документооборота правоохранительных органов и Министерства финансов РФ, в настоящий момент, пока нет никакой открытой и достоверной информации, на основании которой можно было бы говорить о существовании действующего электронного документооборота.

Цель системы электронного документооборота предварительного декларирования товаров и транспортных средств — упрощение порядка пропуска товаров через государственную границу и их доставки до таможенных органов назначения РФ, путем признания таможенных документов и электронной передачи данных между таможенными органами РФ и зарубежья.

Задачи системы электронного документооборота:

  • совершенствование методов таможенного оформления и контроля путем использования электронных сообщений в формате ЭДИФАСТ;
  • ускорение процесса перемещения товаров через границу и выпуск в свободное обращение на территории России, Финляндии и Швеции8.

Упрощение порядка пропуска товаров  через границы и их доставки до таможенных органов назначения производится поэтапно. На первом этапе реализуется схема упрощенного пересечения границы товарами. К участию в проекте допускаются экспортеры, соответствующие критериям отбора предъявляемыми таможенными органами стран, подписавших протокол. На втором этапе осуществляется выпуск товаров в свободное обращение.

Электронное сообщение содержит: всю информацию, необходимую для оформления доставки товаров под таможенным контролем; уникальный номер сообщения, содержащий идентификационные коды; дату и время отправки сообщения.

При предварительном декларировании таможенное оформление товаров и транспортных средств производится в упрощенном порядке на специально выделенных рабочих местах.

Функции по приему, передаче, регистрации и обработке сообщений выполняются информационными системами участников обмена автоматически.

До начала транспортировки товара в информационном обмене участвуют: экспортер, таможенный орган страны отправления (или оператор, ответственный за обработку сообщений); таможенный орган страны назначения (или оператор, ответственный за обработку сообщений), а также рабочая станция, находящаяся на пункте пропуска пограничной таможни страны назначения9.

1.3. Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов

Двадцатый век был ознаменован  бурным развитием информационных компьютерных технологий. Естественно, что такое  развитие не могло миновать сложной и разветвленной системы таможенных органов. Их многогранная информационная деятельность позволяла внедрять множество программных комплексов, значительно облегчающих труд работников и позволяющих быстрее и качественнее производить таможенное оформление.

Создание Единой автоматизированной информационной системы таможенной службы началось в конце 80-х гг. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 г. № 203, которым определялось образование Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИ ВЦ) как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС.

За период 1990-2010 гг. усилиями ГНИВЦ ГТК России совместно с региональными таможенными управлениями была обеспечена разработка и эксплуатация 123 программных комплекса, отражающих функциональные основные направления деятельности таможенных органов и составляющих содержание функциональных АРМов (автоматизированных рабочих мест), обеспечивающих информационную поддержку практической деятельности сотрудников таможен, региональных таможенных управлений, центрального аппарата и основных подразделений ГТК России.

Основной целью автоматизации таможни является совершенствование и повышение качества и оперативности таможенных операций за счет:

  • обеспечения непосредственной связи, включая обмен данными, между большим количеством участников, включая импортера, экспортера, таможню, банки, брокеров и другие допущенные стороны;
  • поддержки разных уровней доступа, определяемых совокупностью функций разных участников таможенного оформления в соответствии с технологическими процессами и их организационной структурой;
  • освобождения специалистов от выполнения рутинной работы;
  • обеспечения каждого сотрудника доступом к законодательной и нормативно-справочной базе информации;
  • снижения трудоемкости и ускорения составления учетно-отчетной документации, с одновременным повышением ее качества;
  • ускорения пассажиропотока и грузопотока;
  • обеспечения строгой отчетности финансовых операций и соответствующего уровня защиты информации;
  • автоматизации наиболее трудоемких учетных процессов10.

С 2010 г. стали разрабатываться автоматизированные системы обработки информации (АСОИ) «горизонтального» характера, автоматизирующие определенный функционально-законченный процесс таможенной деятельности. К числу таких систем можно отнести АСОИ «ПАССАЖИР», АСОИ «Груз», комплекс «АИСТ РТ-21». Системы «горизонтального» характера реализуют, как правило, таможенные технологии определенного уровня: таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления. Структурно АСОИ представляют собой систему активно взаимодействующих между собой АРМов, функционирующих, как правило, в единой локальной вычислительной сети (ЛВС).

Комплекс автоматизированных систем, реализуемый, в рамках проекта «Российская таможня XXI века» первоначально строился в направлении контроля за прохождением таможенных платежей, однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что основой должно быть именно таможенное оформление, контроль за работой оформительных отделов.

Таким образом, в отличие от АРМов, предназначенных для решения конкретных функциональных задач, в автоматизированных системах настоящего времени сделана попытка автоматизировать контроль и оформление ГТД, включая этапы проведения предварительных операций и основного таможенного оформления и контроля. Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного контроля и оформления ГТД показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного  контроля и оформления ГТД11

Таможни и таможенные посты предназначены для непосредственной работы с клиентами и оформления пассажиров и грузов и являются основными технологическими элементами таможенной службы РФ.

В этой связи, особенностями технологии непосредственного таможенного  оформления грузов в автоматизированной системе являются:

  • минимизация физического контакта декларанта и сотрудников таможенных органов в процессе таможенного оформления и контроля;
  • оперативный контроль за складами временного хранения;
  • сервисная автоматическая проверка электронных копий ГТД и других документов из офиса декларанта с выдачей протокола проверки;
  • оперативное информирование оформляющего инспектора ОТОиТК о платежеспособности клиента, удаленная блокировка и списание средств с лицевого счета клиента;
  • оперативная автоматическая проверка участников ВЭД по «черным спискам»;
  • оперативная передача информации о выпущенных декларациях из отделов таможенного оформления в таможню;
  • оперативное обновление и возможность просмотра нормативных актов и пр.

В процессе практической работы таможенного органа происходит накопление значительных объемов оперативной информации (на рис. 2 представлен процесс прохождения информации в автоматизированной системе при проведении таможенного оформления). Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Автоматизированная система  организует сбор и передачу оперативной информации, а на основе этого учет и контроль работы нижестоящих органов12.

Как видно из рисунка 2, оперативная  информация, например, данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.

Рисунок 2 – Процесс прохождения  информации в автоматизированной системе  при проведении таможенного оформления

Таким образом, внедрение автоматизированная система позволяет существенно сократить время проведения операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств за счет сокращения потока бумажной информации. При наличии полного пакета документов, необходимых для таможенных целей, время выпуска товара составляет не более 40 минут. Системы позволяют осуществлять процесс таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств в реальном масштабе времени; существенно упорядочить и сделать прозрачной процедуру временного хранения товаров и транспортных средств; досмотр и выпуск товаров в заявленном режиме, упростить начисление и уплату платежей13.

 

Глава 2. Анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни

2.1. Краткая характеристика ЦТУ Ярославской таможни

Начало современному этапу ярославской  таможенной истории было положено 26 июля 1989 года, когда был образован Ярославский таможенный пост Московской Центральной таможни. Его возглавил Павел Васильевич Киселев, по праву считающийся первым ярославским таможенником.

Резко изменившаяся экономическая ситуация в СССР в результате перестройки привела вследствие ликвидации государственной монополии внешнеторговой деятельности к резкому росту числа участников внешнеэкономической деятельности. Пограничные таможенные посты не справлялись с растущим грузопотоком, одна за другой создавались внутренние таможни. Время диктовало необходимость переноса мест таможенного оформления товаров с границы к местам их производства и доставки.

Ярославская таможня  была создана приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР от 9 октября 1990 года № 233. Первым начальником Ярославской таможни в 1991 году был назначен Александр Вадимович Лобанов. В её состав вошли Костромской и Ивановский таможенный посты, а штатная численность вместе с постами составляла всего 13 человек.

Первым ярославским  таможенникам приходилось осваивать  новое дело буквально с листа. С этого времени нарабатываются профессиональное мастерство и знания, растет численность коллектива, развивается  инфраструктура. Изменяется таможенное законодательство.

В настоящее время  в Ярославской таможне трудится более 300 квалифицированных, опытных  и знающих свое дело специалистов: 30 процентов из них отработали десять и более лет, 19 человек прошли обучение в Российской Таможенной Академии.

Центральное таможенное управление Ярославской таможни находится по адресу: 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д.10.

В составе Ярославской таможни  созданы шесть таможенных постов, каждый из которых имеет определенный регион деятельности в границах своих административных районов (Ново-Ярославский, Переславский, Рыбинский, Ярославский, Костромской, Шарьинский). На всех постах внедрено электронное декларирование с использованием сети Интернет.

В соответствии с приказом Федеральной  таможенной службы России от 06 июля 2012 г. № 1367 «О реорганизации Костромской  и Ярославской таможен», с 01 ноября 2012 произошла реорганизация Ярославской  таможни в форме присоединения  к ней Костромской таможни. Теперь в зону ответственности Ярославской таможни включена территория Костромской области. В состав Ярославской таможни вошли Костромской и Шарьинский таможенные посты без изменения местонахождения и регионов деятельности.

 

2.2. Анализ деятельности ЦТУ Ярославской таможни

Основным показателем работы таможенных органов Российской Федерации является перечисление средств в федеральный  бюджет. По состоянию на 20 декабря 2012 года ярославские таможенники перечислили в федеральный бюджет 10,69 млрд. рублей, выполнив плановое задание на 108,5%. В среднем на одно должностное лицо Ярославской таможни сумма перечислений в федеральный бюджет составляет 38,6 млн. рублей.

 Количество оформленных деклараций  на товары (ДТ) увеличилось по  сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3 % и составило 17 232 декларации на товары. На ввоз количество ДТ выросло на 25% до 6 114 деклараций на товары, а на вывоз сократилось на 7% и составило 11 118 деклараций.

 Сегодня значительную долю  в импорте занимает сложное  оборудование и станки, комплектующие для производства продукции, ввозимые крупными промышленными предприятиями. Это является подтверждением того, что такие предприятия области, как ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Ярославский Шинный завод», ОАО «Автодизель», ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» и ряд других, которые успешно преодолевают влияние экономического кризиса, модернизируют и наращивают свои производственные мощности и работают над увеличением выпуска своей продукции14.

Информация о работе Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности