Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение состояния и перспектив развития автоматизации таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России;
- провести анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни;
- выявить особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни;
- проанализировать направления совершенствования автоматизации деятельности таможни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России…………………………………………………………….5
Автоматизация как путь повышения эффективности таможенной деятельности…………………………………………………………………………5
1.2. Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере………………………………………………………………………………….9
1.3. Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов……………………………………………………12
Глава 2. Анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни……………………………………………17
2.1. Краткая характеристика ЦТУ Ярославской таможни……………..17
2.2. Анализ деятельности ЦТУ Ярославской таможни………………….18
2.3. Особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни…………………………………………………………………………….22
Глава 3. Направления совершенствования автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………..24
3.1. Проблемы автоматизации деятельности таможни………………….24
3.2. Направления по совершенствованию автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

В регионе деятельности Ярославской  таможни в 2012 году осуществляли свою деятельность 364 участника внешнеэкономической деятельности, из которых 240 выступали в качестве экспортёров и 215 в качестве импортёров. В течение года в регионе деятельности таможни впервые производили таможенное оформление товаров и транспортных средств 147 участников внешнеэкономической деятельности.

 В 2012 году коллективом таможни проведён огромный объём работ по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде с использованием Интернета.

 Доля поданных с использованием Интернета таможенных деклараций на товары, выпущенных в электронной форме в общем числе деклараций на товары в Ярославской таможне сегодня составляет более 90 %, это почти на 20 % больше чем в первом квартале текущего года.

 Наибольший процент таможенных деклараций в электронной форме от общего количества выпущенных таможенных деклараций в 4 –м квартале 2012 года на Рыбинском и Переславском таможенных постах – 95 %.

 Электронную форму декларирования  в регионе деятельности Ярославской  таможни применяют уже более 160 участников ВЭД, из них более 54 % от всех таможенных деклараций, поданных в электронной форме, оформлены через таможенных представителей.

 Суммарный объем товарооборота  в регионе деятельности таможни  за указанный период составил 2 339,23 млн. долларов, что на 24,5% меньше, чем в прошлом году. При этом наблюдается различная динамика в зависимости от направления перемещения товаров. Стоимость ввезенных товаров возросла по сравнению с 2011 годом на 53% - с 373,35 млн. долларов до 571,24 млн. долларов. А общая стоимость экспортируемых товаров в текущем году составила 1,77 млрд. долларов, что на 35% меньше экспорта аналогичного периода прошлого года. Это явилось прямым следствием изменения компетенции Ярославской таможни по совершению таможенных процедур в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной (товары, вырабатываемые из нефти), в соответствии с приказом ФТС России от 03.12.2010 № 2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров», вступившим в силу 24 апреля 2011 года.

 Данное обстоятельство оказало самое существенное влияние на структуру таможенных платежей в регионе деятельности таможни. В третьем квартале платежи при вывозе составили около 18% в общей структуре платежей таможни, а в истекшем периоде четвёртого квартала – лишь 14%. Ранее этот показатель превышал 80%. Акцент не только при вычислении объёмов таможенного декларирования товаров, но и при взимании таможенных платежей, заметно сместился, таким образом, в сторону ввоза. В дальнейшем следует ожидать усиления значения (и доли) импорта в деятельности таможни, поскольку в первом квартале 2012 года нефтепродукты на экспорт ещё выпускались таможней в значительных количествах, а в 2013 году их уже не будет.

 Рост объёмов импорта обусловлен  в значительной степени увеличением ввоза товаров 84 группы (на 90,7 млн. долларов до 246,9 млн. долларов). Доля товаров этой группы в 2012 году составляет 43,2% от общего объёма импорта. Кроме того, наибольшие стоимостные объёмы ввоза наблюдались по следующим товарным группам:

- 40 (каучук и изделия из них) – 46,1 млн. долларов, доля в импорте 8,1%,

- 27 (нефть и нефтепродукты) – 39,2 млн. долларов, доля в импорте 6,9%,

- 39 (пластмассы и изделия из них) – 26,5 млн. долларов, доля в импорте 4,6%,

- 10 (злаки) – 23,4 млн. долларов, доля в импорте 4,1%.

 Номенклатура основных товаров  экспорта практически не изменилась  в сравнении с 2011 годом. В структуре экспорта традиционно преобладают товары группы 27 (нефть и нефтепродукты) – 70,2% от общей стоимости экспортных товаров (1 240 млн. долларов). Среди прочих товаров, оформлявшихся на вывоз в наиболее заметных объёмах, можно назвать товары групп:

- 28 (продукты неорганической химии) – 215,3 млн. долларов (12,2%),

- 84 (оборудование и механические устройства) – 103,1 млн. долларов (5,8%),

- 85 (электрические машины) – 76,2 млн. долларов (4,3%),

- 40 (каучук, резина и изделия из них) – 30,2 млн. долларов (1,7%),

- 44 (древесина и изделия из неё) – 19,3 млн. долларов (1,1%).

- 32 (красители, пигменты и прочие красящие вещества) – 9,97 млн. долларов (0,4%)15.

 В 2011 году через пункт пропуска  на таможенном посту «Аэропорт  Ярославль» через таможенную  границу проследовало 724 физических  лица.

 Ключевая задача Ярославской  таможни как федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела в регионе – это неуклонное повышение уровня таможенного администрирования, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и достижение прозрачности и законности в области таможенного дела. В конечном итоге это даст очередной импульс в развитии экономики области и государства в целом.

Для достижения этих целей потребуется  неуклонно развивать и совершенствовать инфраструктуру таможни и принимать  меры по созданию необходимых условий для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций.

Также в 2013 году Ярославской таможне предстоит выполнить большой объём работы в связи с планируемой реорганизацией таможни путём присоединения к ней Костромской таможни. В связи с этим регион деятельности таможни существенно увеличится и работы, безусловно, станет намного больше.

 

2.3. Особенности автоматизации  деятельности ЦТУ Ярославкой таможни

Ярославская таможня одной из первых среди двадцати таможен Центрального федерального округа внедрила новейшую технологию электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

Год назад были выпущены первые электронные  таможенные декларации с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (ЭД-2) на Ново-Ярославском и Ярославском таможенных постах Ярославской таможни.

В настоящий момент в таможне  оформляется почти 20 % таможенных деклараций в электронном виде, что составляет 846 деклараций по технологии ЭД-2. Прогресс очевиден: для сравнения – в 4 квартале прошлого года было оформлено всего 70 таких деклараций, в первом квартале 2011 года – 192 декларации, а во втором квартале 2011 года уже 418 деклараций по технологии ЭД-2.

Лидером по оформлению ЭД-2 является Ярославский таможенный пост – более 24 %, или 366 таможенных деклараций в электронной форме. Более 20 % таможенных деклараций в электронной форме оформляет Ново-Ярославский таможенный пост. 100 % таможенных декларации в электронном виде оформлены на таможенном посту Аэропорт Ярославль. На сегодняшний день возможность оформлять электронные декларации по сети Интернет имеют все таможенные посты Ярославской таможни.

Увеличивается и количество участников ВЭД, работающих с декларациями в  электронном виде. В первом квартале текущего года 16 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на двух таможенных постах Ярославской таможни применяли интернет - декларирование. В настоящее время более 40 участников ВЭД подают таможенные декларации в электронной форме. Процесс привлечения новых участников ВЭД продолжается. По мере приобретения навыков предприятия и организации видят все больше преимуществ оформления таможенных деклараций в электронной форме.

Два крупнейших в области предприятия - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и ЗАО «Балканская звезда» - в своей внешнеэкономической деятельности используют электронную форму декларирования с 2008 года16.

По словам начальника таможни Виктора  Николаевича Морозова, «электронное декларирование с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" позволяет упростить таможенный контроль, сократить время таможенного оформления товаров и практически полностью исключить так называемый человеческий фактор, что снижает возможность ошибки таможенного инспектора и декларанта при оформлении ГТД, существенно уменьшает коррупционные риски. В конечном же итоге ускорение всех процессов с использованием ЭД-2 должно привести к росту внешнеторгового оборота и увеличению таможенных платежей.

Хочется также обратить внимание, что на 4 квартал текущего года ФТС России планирует довести долю электронных деклараций до 40% от общего количества оформленных таможенных деклараций.

А первое января 2012 года намечено как дата перехода на 100-процентное электронное декларирование, что обусловлено задачами, поставленными руководством страны в области информатизации российского общества.

Участники ВЭД получат зримые преимущества, выражающиеся в сокращении сроков совершения таможенных операций и отсутствием  необходимости представления в  таможню кипы разного рода бумажных документов и их копий.

 

Глава 3. Направления совершенствования автоматизации деятельности таможни

3.1. Проблемы автоматизации деятельности таможни

Важная задача таможенных органов - действенный таможенный учет и  проведение контроля, планирование и регулирование таможенных связей и отношений, фиксация статистики и прогноза. Задача решается кропотливой работой, куда входят оформление проверяемых грузов и растаможивание грузов. Для автоматизации работы таможенной службы критическими первоначальными параметрами являются информационные потоки, их объемы, детализация.

 Зачастую появляются серьезные  проблемы со своевременной обработкой  полного потока данных, что усиливается  на фоне возрастающего таможенного  грузопотока. Нужно считаться  с прямым воздействием результатов организации таможенной деятельности на общее финансовое состояние, важно четко и оперативно выполнять оформление на таможне и обрабатывать всю поступающую информацию, необходимую для полноценной подготовки проверки и растаможки груза, кроме того контроля, учета и регулирования деятельности таможенных брокеров17.

Часто, как показывает статистика, начали пользоваться услугами таможенного  брокера. Любой таможенный брокер анализирует  очень существенный объем разнородной  информации. Бывает и так, что эту информацию несут с собой в основном сборные грузы или доставка таких грузов по адресу. Затруднительно провести оперативную обработку сложившегося объема информации без услуг типа «таможенный брокер», который возьмет на себя осуществление большей части многих таможенных процедур.

Такие действия пытаются автоматизировать, учитывая специфику автоматизации:

- охват управления, движение денежных средств и т. п.;

- предоставление достаточной информационной свободы руководящего состава таможенных органов, брокеров;

- наглядность (визуальность) данных, документации по растаможке и доставке таможенных грузов;

- ведение картотеки по проверяемым грузам и их сопровождению;

- разработка АРМ «таможенный брокер» и «таможенный работник»;

- попутное обслуживание грузов и их отправки;

- наращиваемость (модифицируемость) задач, решаемых с услугой «таможенный брокер» вместе с таможенными органами;

 Необходимо подчеркнуть, что  многие задачи автоматизации  доставки сборных грузов можно  отнести к очень сложным задачам логистики, таким образом, сборные грузы являются основным типом грузов, обрабатываемых организацией «таможенный брокер» и требующих автоматизированной обработки в первую очередь.

Большое значение в решении подобных проблем имеют не только персональные качества определенного таможенного работника, но и способности таможенного брокера в свою очередь взвешенно оценивать ситуацию, предугадывать дальнейшее развитие событий, его общий брокерский опыт. Надо сказать, что для решения подобных задач отлично подходят (и применяются) алгоритмы эврестического анализа.

 При таможенном оформлении  грузов, когда накапливаются сборные  грузы и возникают порой ситуации  неопределённости в таможенном  оформлении следует знать главные  причины таких неопределенностей: неопределённость действий (скажем, из-за неточностей в таможенных документах), возникновение и влияние случайных факторов (задержки в пути, непредвиденные обстоятельства и т. д.) и другие18.

 

3.2. Направления по совершенствованию автоматизации деятельности таможни

В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической  деятельности и государства, связанных  с совершением таможенных операций, дальнейшему повышению качества таможенного администрирования необходимо проводить планомерную работу по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов. Совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов осуществляется с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела.

Основные группы задач, решение которых будет  содействовать совершенствованию  информационно-технического обеспечения  деятельности таможенных органов:

- создание и внедрение перспективных информационных технологий в целях развития единой автоматизированной информационной системы таможенных органов по принципу централизованной обработки данных, сети региональных вычислительных комплексов, развитие автоматизированных информационных систем таможенных органов;

- развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети Федеральной таможенной службы, в том числе для обеспечения доставки актуальной информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, в режиме времени, близком к реальному, на всех уровнях системы таможенных органов;

- повышение уровня защищенности информационных ресурсов, расширение спектра мер по обеспечению информационной безопасности, в том числе при организации защищенного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти;

- дальнейшая разработка и внедрение в таможенные органы технических средств на основе последних достижений науки и техники, повышение эффективности использования аппаратуры радиационного контроля, инспекционно-досмотровых комплексов, с учетом обеспечения интеграции программных средств с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов;

Информация о работе Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности