Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:45, курсовая работа
Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, не торговым оборотом, валютным контролем и т. д. Она является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей.
Введение……………………………………………………...……………………2
Глава 1. Ведение таможенной статистики………………………………………5
1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….5
1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….7
1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей……..…8
1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли…………11
1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики…………………..……12
Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли ……………………….13
2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров………….13
2.2. Особенности количественного учета товаров……………………….……23
2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры. 24
Заключение……………………………………………………………..……..….28
Список использованной литературы………………………………………...…30
База данных МВФ сформирована по итогам мировой торговли в динамике за 16 лет (по годам, поквартально и помесячно) и отражает данные по стоимости экспорта и импорта каждой страны в ее торговле с остальными странами, со всем миром, с различными группировками стран (географическими и экономическими, например, мир, Европа, развивающиеся страны, ЕС и др.).
База данных ФТС России сформирована на основе грузовых таможенных деклараций и отражает данные об экспорте и импорте России со странами - торговыми партнерами. В качестве дополнительных источников информации для проведения сопоставительного анализа используются официальные бюллетени Межгосударственного статистического комитета по делам СНГ и информация о взаимной торговле стран ЕС и России из официальных данных Статистического управления Европейских сообществ (Евростата). Кроме того, при сопоставлении данных России и МВФ используется нормативно-справочная информация (справочники кодов стран, используемых в статистике внешней торговли России и применяемых МВФ).
Сопоставление итоговых данных статистики внешней торговли России с данными стран - торговых партнеров. Для определения общей величины расхождений в данных статистики внешней торговли России со странами мира проводится сопоставление итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ. При этом данные МВФ по странам СНГ заменяются данными, предоставляемыми Межгосударственным статистическим комитетом по делам СНГ, по странам ЕС - данными Евростата по причине актуальности данных указанных группировок. При проведении сопоставления итогов торговли России в разрезе стран данные приводятся к единому базису оценки. Это вызвано различиями в методике определения статистической стоимости (импорт учитывается в ценах СИФ, а экспорт в ценах ФОБ).
При сопоставлении показателей как импорта России и экспорта стран мира, так и экспорта России и импорта стран мира к единому базису приводятся показатели импорта с использованием коэффициента пересчета, характеризующего соотношение затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование на участке от границы страны-экспортера до границы Российской Федерации (в настоящее время коэффициент пересчета равен 1,56). Импорт из стран, имеющих общую с Россией границу (страны СНГ, Прибалтики, Финляндия и др.), не пересчитывается.
Результаты сопоставления итоговых данных оформляются в таблицах и отражают расхождения по стоимости и степень расхождений. Общая величина расхождений определяется разницей между итоговыми сравниваемыми стоимостными показателями стран-партнеров. После выявления общей величины расхождений определяется степень расхождения данных - это абсолютное отношение величины расхождений в данных к величине сравниваемого показателя стран-партнеров: ИмпРос - ЭкспРос Степень расхождения (по импорту) = -- *100% ЭкспМира ЭкспРос - импМира Степень расхождения (по экспорту) = --*100% . импМира.
Рассчитанные общая величина расхождений и степень расхождений данных отражают прямое расхождение в данных об импорте России и экспорте стран мира.
В то же время прямое расхождение не учитывает ряд следующих особенностей, которые влияют на итоговые данные внешней торговли России:
1.
В отличие от практики ряда
стран, которые включают в
2.
В данные таможенной
3.
В данные таможенной
4. Ложный экспорт стран мира составляет, по оценкам разных специалистов, от 2 до 5% стоимостного объема всего экспорта. При расчете степени корректного расхождения в данных по импорту России и экспорту стран мира необходимо увеличить импорт России на стоимость автомобилей и товаров, учитываемых по ТПО, а также на величину стоимости бункерного топлива российских судов в иностранных портах и уменьшить стоимостной объем экспорта стран мира с учетом величины ложного экспорта. Степень (импРоссии + П1 + П2) - (экспМира - 5%) корректного = --* 100% , расхождения (имп) экспМира - 5% где: - стоимость автомобилей и других товаров, ввезенных в Российскую Федерацию физическими лицами по таможенным приходным ордерам; - стоимость бункерного топлива, продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах (по данным Росстата).
При расчете степени корректного расхождения в данных по экспорту России и импорту стран мира экспорт России необходимо увеличить на стоимость рыбы, проданной вне таможенной территории России: Степень (экспРоссии + П3) - импМира корректного = -- * 100% , расхождения (эксп) импМира где: - стоимость рыбы, выловленной и проданной в иностранном порту или иностранному судну в открытом море (по данным Росстата). Основные положения при подготовке к проведению специалистами сопоставительного анализа со странами - торговыми партнерами Российской Федерации.
В рамках подготовки к проведению сопоставительного анализа и в целях выявления расхождений в данных внешней торговли России со странами - торговыми партнерами необходимо сопоставить данные, фиксируемые в таможенной статистике одной страны, с соответствующими данными тех же потоков в статистике другой страны. Это позволит оценить каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны получателя и производить сравнение статистических данных стран - партнеров, а также их согласование.
В целом процедура подготовки к проведению сопоставительного анализа может происходить по следующему алгоритму:
а) определение целей странами - партнерами и разработка мероприятий для их достижения;
б) установление общей понятийной (правовой) базы в целях согласования статистических данных;
в) приведение официально опубликованных данных к общей основе;
г) изучение различий в статистических данных;
д) внесение необходимых корректив в данные для получения взаимно согласованных наборов показателей (параметров) торговли. Сопоставление данных ориентировано на достижение цели, которая поставлена перед специалистами.
Цели сопоставления статистических данных внешней торговли стран-партнеров можно определить как краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели - выявление наибольших расхождений статистических данных двух стран: систематические ошибки, несоответствие на уровне "n" знаков классификации по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Долгосрочные цели могут определяться как гармонизация (соответствие) правовой базы двух наборов статистических данных (двух стран-партнеров), которые могут привести к пересмотру некоторых процедур и определений (в том числе таможенных).
На
уровне взаимодействия стран-партнеров
(заседаний экспертов стран-
В
рамках установления общепонятийной (правовой)
базы в целях сопоставления
Существует ряд товаров, специфика которых затрудняет использование единого подхода при их таможенном оформлении таможенными органами разных стран. В частности, это относится к драгоценным камням и металлам, электроэнергии, бункерному топливу, рыбе, выловленной в открытом море, и к товарам, перемещаемым в целях ремонта. Существуют различия в подходах к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами. В российской практике это прежде всего касается ввоза автомобилей, которые учитываются по таможенным приходным ордерам и не включаются в данные статистики внешней торговли. В то же время страна, откуда был вывезен автомобиль, регистрирует его как экспорт, если его цена превышает установленное пороговое значение.
Таможенное
оформление вывоза и ввоза одной
партии товара может осуществляться
в одной стране в таможенном режиме
из перечня учитываемых
Стороны
торговых отношений могут предумышленно
недостоверно указывать страну-партнера.
При импорте стоимость товаров
может преднамеренно
а) охват данных;
б) применяемая система торговли;
в) время учета;
г) толкование и применение классификации товаров;
д) определение статистической стоимости;
е) определение количества товара;
ж) определение веса товара;
з) установление страны-партнера;
и) пороговые значения учета в статистике внешней торговли;
к) прочие источники расхождений.
В результате проведенного анализа заполняется протокол двустороннего сопоставления, отражающий факторы анализа. Протокол также включает в себя группы критериев, предположительно обуславливающих наличие наибольших расхождений.
Проведенные подготовительные мероприятия, в том числе результаты анализа сопоставления итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ, позволяют получить предварительные результаты причин расхождений в данных внешней торговли стран - торговых партнеров и приступить к подготовке данных для проведения сопоставительного анализа специалистами на уровне рабочих групп.
Подготовка статистических данных для сопоставления к заседаниям рабочей группы экспертов по статистике стран-партнеров готовятся данные статистики внешней торговли за предварительно оговоренный период времени и на взаимно согласованных уровнях агрегирования в соответствии с кодами Гармонизированной системы описания и кодирования товаров: - контрольные данные, сформированные только по прямым поставкам товаров (торгующая страна совпадает со страной назначения при экспорте и страна отправления со страной происхождения при импорте); - полные данные, сформированные на детализированном уровне по согласованным критериям выборки; - официальные публикуемые и распространяемые данные, сформированные по методологии статистики внешней торговли, которые используются странами-партнерами.
Сопоставление данных статистики внешней торговли проводятся в два этапа.
На
первом этапе сопоставление данных
статистики внешней торговли, на всех
уровнях согласованной