Таможенная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:12, реферат

Описание

Раскрытие содержания понятия "таможенная политика" имеет принципиальное значение, поскольку оно должно определять ее место и роль в системе государственной политики, взаимосвязи с другими политиками, ее субъекты, объекты, методы и средства реализации. При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела.

Работа состоит из  1 файл

таможенная политика гос-ва.docx

— 33.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Реферат

    по  дисциплине «Государственное регулирование экономики»

    по  теме:

    «Таможенная политика государства»  
 

                                                                                              Выполнил:

       Брусенцова В.А. ФК-11п

                                                                 Проверил:

                                                                    Глухов А.И. 
 
 
 

г. Хабаровск

    2011г.

 

    

    1. Функциональное представление  таможенной политики

Раскрытие содержания понятия "таможенная политика" имеет принципиальное значение, поскольку  оно должно определять ее место и  роль в системе государственной  политики, взаимосвязи с другими  политиками, ее субъекты, объекты, методы и средства реализации. При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над  совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства  почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения  таможенной политики:

1. Таможенная  политика - это выработанные государством  экономические и административные  меры: таможенные правила, методы  и средства их применения в  процессе регулирования движения  товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных  и трудовых ресурса на внутренний  и внешний рынок в интересах  защиты и развития национальной  экономики, наполнения государственного  бюджета укрепления мирохозяйственных  связей.

2. Таможенная политика - это осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

3. Таможенная  политика - это осуществляемая государством  система мер, правил и процедур, регулирующих движение товаров  через таможенную границу в  интересах национальной экономики.

4. Таможенная  политика - это система государственных  мер и таможенный инструмент, направленный на регулирование  внешней торговли и на защиту  экономических интересов государства.

5. Таможенная  политика - это система экономических  и административных мер, призванная  содействовать, с одной стороны,  гармоничному вхождению экономики  России в сложившуюся систему  мирохозяйственных связей, с другой  стороны - гармоничному развитию  внутренней экономики, в том  числе средствами "разумного протекционизма".

6. Таможенная  политика - это система экономических,  юридических и организационных  мер, направленных на защиту  национальных интересов России.

7. Таможенная  политика - это реализация экономической  политики государства методами  и средствами таможенного регулирования,  неизменными составляющими которого  являются таможенные платежи  и таможенный контроль.

8. Таможенная  политика - это совокупность мер  по регулированию внешнеэкономической  деятельности, определяемых целями  правительства в области национальной  экономики, населения и территории  страны.

9. Таможенная  политика - это стратегическая линия  государства, связанная с ввозом (вывозом) продукции.

2. Уровень прозрачности  целевых функций  таможни

Приведенные выше определения, при их некотором сходстве, той или иной меры общности, не формируют целостного и достаточно четкого в структурном отношении представления о содержании этого понятия. Их нельзя отнести ни к явным (классификационным или генетическим), ни к неявным (непрозрачным). Более продуктивным в данном случае был бы классификационный подход, опирающийся на определение родовых признаков, присущих политике, и на выделение признаков, определяющих таможенную политику как один из специфичных видов политик. Вопрос об определении таможенной политики при всей его актуальности и значимости, в том числе для исследуемой проблематики, остается пока без достаточно определенного ответа. На данном уровне знаний и представлений о таможенной политике при исследовании этой проблематики целесообразно исходить из назначения, роли и функций таможни, хотя подобный подход уязвим для критики, поскольку таможня - инструмент реализации таможенной политики, на основе "правил игры", которые разрабатываются федеральными органами государственной власти и управления и вручаются для исполнения таможенному ведомству. Предлагаемый подход - попытка идти "снизу-вверх" от инструмента реализации политики к раскрытию сущности и содержания самой таможенной политики.

Таможня (в широком понимании) - часть глобальной и государственной инфраструктуры, глобальный элемент международной  координации и межрегионального регулирования; равноправный член клуба  международных экономических институтов.

В более  узком смысле таможня - социально-экономический  и регулятивный институт государства  для контроля за трансграничными потоками товаров, транспортных средств, физических лиц, правового взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, мировым рынком.

Из содержания приведенных определений следует, что к основным функциям таможни  следует отнести:

  • регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;
  • содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;
  • защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;
  • защита потребителей товаров;
  • проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.

Таким образом, таможня несет основную нагрузку по государственному регулированию  ВЭД средствами таможенного регулирования, которое является:

  • существенным элементом механизма регулирования ВЭД, важнейшей структурной составной частью национальной бюджетно-финансовой системы,
  • инструментом реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов.

В рамках своих функций таможня осуществляет экономическую, правоохранительную, оперативно-технологическую  деятельность, в соответствии с политикой  государства в этой сфере, формирующей  деятельностное пространство для таможенных органов, в котором определена структура правил всех видов деятельности и коммуникации, обеспечивающие их реализацию. Таким образом, таможенная политика является структурной составляющей внутренней и внешней политик, которые и формируют административное, правовое и экономическое пространство для ее разработки и осуществления.

Таким образом, место, роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие - объектами таможенной политики.

3. Субъекты таможенной  политики

К субъектам  таможенной политики относятся законодательные  и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные  с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники  ВЭД, социальные слои, группы, на которых  распространяется или оказывает  воздействие таможенная политика.

К субъектам  таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим  участие в се реализации, относятся:

- Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

-   Специальные государственные органы:

1. Министерство  торговли РФ и институт уполномоченных  Минторга в регионах

2. Министерство  экономики РФ.

3. Министерство  финансов РФ.

4. Министерство  науки и технологий РФ.

5. Министерство  транспорта РФ.

6. МПС  РФ.

7. Государственный  таможенный комитет РФ и его  система.

8. Федеральная  служба по валютному и экспортному  контролю (контроль лицензирования  и аудиторские проверки).

-    Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная  палата с входящими в нее  региональными отделениями и  представительствами за рубежом  и относящимися к этой системе  внешнеэкономическими предприятиями:  Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки:  Банк внешней торговли, Экспортно-импортный  банк РФ, Российский банк реконструкции  и развития.

3. Ассоциации  делового сотрудничества с зарубежными  странами.

4. Неправительственные  и негосударственные международные  организации: Международная торговая  палата; экономические форумы; институты  ООН, регулирующие ВЭД: ВТО  ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН  по торговле и развитию), Всемирная  таможенная организация, а также  международные советы, международные  консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН.  Эти международные структуры  формируют механизмы международного  регулирования и координации  в сфере таможенного дела, настраивающиеся  на интересы доминирующих субъектов  геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними.

4. Разработка консолидированных  актов (конвенций)

Разработка  представленными в предыдущем параграфе  организациями проектов конвенций, соглашении и иных правовых актов  направлена на то, чтобы:

  • соблюдался баланс национальных, государственных интересов, интересов участников ВЭД, производителей, потребителей, интересов мировых и национальных, общемировых и региональных;
  • обеспечивалась возможность создания действенных механизмов международной координации и межрегионального регулирования.

Бесспорная  прерогатива в формировании и  реализации таможенной политики принадлежит  высшим органам государства. Кроме  того, в круг основных задач этих органов входят:

  • правовое обеспечение формирования и реализации таможенной политики;
  • определение приоритетов в ее сфере;
  • выработка и реализация системы мер, обеспечивающих средствами таможенной политики стабильность социально-экономического развития;
  • создание условий для эффективного функционирования таможенной службы;
  • реализация социальных ценностей, формирование механизмов реализации таможенной политики, адекватных целям и характеру социально-экономического развития страны;
  • развитие институциональной структуры, формирование целостной системы рычагов и методов регулирования в сфере таможенной деятельности и др.

В компетенцию  этих органов, формулирующих суть и  содержание таможенной политики на определенный период, входит также решение таких вопросов, как:

  • определение направлений в таможенной политике, имеющих особую значимость для государства;
  • определение путей предотвращения или разрешения конфликтов в сфере ВЭД средствами таможенной политики;
  • определение форм, приемов и способов действий, определяющих "технологию торга" при ведении переговоров, связанных с проводимой таможенной политикой;
  • разработка рекомендаций по направленности и характеру развития институтов таможни (таможенной системы);
  • выбор критериев для оценки социально-экономической и политической значимости проблем, альтернатив, мер по нейтрализации оппонентов, разработанных решений, связанных с совершенствованием таможенной политики.

Информация о работе Таможенная политика государства