Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:34, курсовая работа
Превращение таможенного дела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народном хозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективно обусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности в конце XX века и новыми задачами, поставленными перед таможенными органами в XXI веке.
Цель моего исследования – выявить место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики, особенности их деятельности в современных условиях, а также обосновать тенденции и перспективы развития экономики России в будущем.
В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма экспорта и импорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым сообществом. Таможенное дело – сфера деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Российской Федерации. /2/
Согласно о положении ФТС РФ, Служба обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.
Территориальное
размещение производительных сил определяется
способом производства. Каждой социально-экономической
формации соответствуют специфические
принципы размещения и своя система
территориальной организации
Размещение таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и т. п.
Важнейшим принципом
размещения таможенного дела является
планомерное размещение таможенных
организаций, обеспечивающее достижение
наивысшей народнохозяйственной эффективности
в целом, то есть наиболее эффективное
использование природных, трудовых,
финансовых и других ресурсов всех
республик и экономических
Чтобы реализовать
перечисленные принципы размещения
таможенных организаций на практике,
целесообразно учитывать в
Группа экономических
факторов включает: общественную потребность
в таможенных услугах и возможность
ее удовлетворения на основе имеющихся
таможенных организаций; трудовые ресурсы;
возможности научно-
К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель и т. п.
Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы.
В настоящее
время около 90% таможенного оформления
товаров производится на внутренних
таможнях. Находясь в местах расположения
отправителей и получателей товаров,
внутренние таможни могут более
эффективно проводить таможенный контроль,
взаимодействовать с налоговыми
и правоохранительными
Осуществление
таких задач, как валютный контроль,
где требуется тесное взаимодействие
с местными отделениями уполномоченных
банков и необходимы проверки с выходом
на предприятия-участники
Совокупность
связей между предприятиями одного
района - участниками ВЭД и
Чтобы наиболее
успешно и на высоком профессиональном
уровне проводить политику таможенного
оформления товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации и вывозимых
с территории России, по месту расположения
хозяйствующих субъектов –
Критерием экономической эффективности размещения таможенных организаций является повышение производительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить при выборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.
Эффективность изменений в размещении таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росту экономического потенциала России.
Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела должно быть снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.
Оптимальным вариантом
размещения и развития таможенного
дела является такой вариант строительства
новых, расширения, модернизации или
ликвидации действующих таможенных
организаций, при котором в течение
заданного периода времени
III. Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации до 2010 г.
Перспектива развития внешней торговли России в значительной степени зависит от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним, помимо сырьевых ресурсов, относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с военно-промышленным комплексом.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля затрат даже в передовых секторах промышленности.
Для среднесрочной перспективы развития внешней торговли очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, минеральные удобрения и т. д.
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутреннем и внешнем рынках.
Имеются определенные перспективы для расширения наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
Также для современного
производственного потенциала России
характерна концентрация в производстве
значительных объемов физически
и морально изношенного основного
капитала, где преобладают
Моральный и физический износ значительной части производственного аппарата стал сегодня главным фактором, препятствующим совершенствованию структуры экономики и росту основных показателей производства.
Варианты вывода экономики страны из создавшейся ситуации многообразны и отдельные из них могут развиваться по следующим направлениям:
-расширение
традиционного экспорта и
-резкое расширение
кредиторской задолженности и
осуществление модернизации за
счет новых кредитов. Реализация
этого варианта также имеет
свои сложности, так как
-широкое развертывание
совместного
-создание ряда свободных экономических зон, в которых бы функционировал большой иностранный капитал и применялись современные технологии;
-наиболее предпочтительным
сегодня представляется
Рассмотрим прогноз изменений по отраслям экономики.
Продукция топливно-энергетического комплекса: предполагается сокращение или стабилизация экспорта угля и сырой нефти на уровне 2006 года по тоннажу с ростом цен на 15-20% на конец прогнозируемого периода; значительный рост (в 2,5 раза) экспорта газа в ЕС и АТР, электроэнергии в КНР, а также импорта (транзита) газа и нефти из центральноазиатских республик СНГ.
Продовольствие и сельскохозяйственное сырье: рост экспорта зерна в ЕС и АТР, отдельных видов мясопродукции и льна в ЕС на 10-15% на конец периода; увеличение импорта плодоовощной продукции из стран СНГ на 7-10%.
Продукция химической промышленности: стабилизация экспорта по тоннажу удобрений при росте их стоимости за счет повышения доли полезного вещества на 10%; рост экспорта и импорта полупродуктов для производства полиэтилена и полипропилена (на 10%), рост экспорта и импорта композитных материалов с химическими свойствами на основе нанотехнологий по стоимости вдвое, имея в виду, что это, как правило, малотоннажная продукция.
Древесина и
изделия из нее: экспорт деловой
необработанной древесины будет
ориентирован главным образом на
КНР (фактор избыточных трудовых ресурсов),
в остальные страны будет осуществляться
экспорт пиломатериалов по строго обозначенным
заказчиком размерам, балансов, фанеры,
древесных плит, бумажной продукции,
что позволит при стабилизации весовых
объемов увеличить в 4 раза на конец
прогнозируемого периода
Металлы и изделия из них: ожидается стабилизация экспорта простых видов проката черных металлов (заготовки для переката, балки и швеллеры, рельсы, трубы) и цветных металлов, увеличение экспорта и импорта композитных конструкционных материалов с заданными свойствами различного назначения по стоимости на 15%, по весу на 10%.
Информация о работе Таможенная политика и методы регулирования ВЭД