Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение российского таможенного права.
Для достижения цели курсовой работы в ней необходимо решить следующие задачи:
дать понятие таможенному праву, как комплексной отрасли права;
определить предмет, метод таможенного права и состав таможенных правоотношений
охарактеризовать систему источников таможенного права РФ;
рассмотреть международные источники таможенного регулирования на примере тарифных отношений.
Таможенное право, возникшее для регулирования перемещения товаров через таможенную границу, в результате многовекового развития не утратило своего значения в современных условиях и занимает свое место в системе права6.
Изучение сохранившихся документов и исторических свидетельств о развитии человеческой цивилизации позволяют заметить, что возникновение государства, как особой организации политической власти общества, предполагает сбор налогов, необходимых, прежде всего, для содержания государственного аппарата. По существу, одной из основ существования государства, как древнего, так и современного, являются различные налоги, поступающие в государственную казну.
Особое место среди
различных налогов всегда отводилось
пошлинам, связанным с осуществлением
торговой деятельности, которая представляет
собой хозяйственную
Таможенные налоги или пошлины являются, о чем свидетельствуют исторические хроники и летописи, самым древним видом налога, некоторые формы которого появляются в странах Ближнего Востока и Египта в третьем тысячелетии до рождества Христова. С развитием общественных отношений менялся характер таможенных пошлин. Если первоначально и до средних веков таможенная пошлина носила характер потребительского налога, что выражалось в плате за пользование транспортными коммуникациями (дорогами, мостами, портами) в той или иной местности или за услуги по охране торговых караванов в пути их следования, то в более поздние времена таможенная пошлина стала играть важную роль в регулировании состояния внутреннего рынка. С помощью таможенных пошлин государство может эффективно влиять на стимулирование или сокращение доступа на внутренний рынок иностранных товаров, защищая отечественного товаропроизводителя от конкуренции.
Многочисленные исторические документы говорят, что Россия осуществляла внешнеторговые операции и до Х века. К этому времени относятся первые упоминания о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Сборщики торговых пошлин (мытники) фигурируют в таком древнейшем своде русского права, как «Русская Правда» (свод древне – русского феодального права, включающий: Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха).
Таможенное право российского государства в период раннего и более позднего средневековья (ХI - XYI век) отмечается отсутствием целостной самостоятельной системы. В рассматриваемый период нормы таможенного права нашли свое отражение в таких правовых источниках, как «Русской Правде», в договорах между княжествами, городами, что характерно для раздробленного русского государства. В XYI веке впервые предпринимаются попытки унификации сбора пошлин.
Значительный шаг в
развитии таможенного права был
сделан в XYII веке в связи с усилением
центральной власти, когда в 1649 году
в связи с проведением
C развитием в Российском
государстве производства и
В 1755 году принимается Таможенный устав, в основе которого положения Новоторгового устава (1667 г.) и более поздние документы.
Таможенный устав в редакции 1819 года повторяет ранее изложенные положения.
В период 1790 – 1820 годов политические отношения России с европейскими державами влияли на русскую таможенную систему. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией и Австрией не экспортировать во Францию хлеб и сырье, запретить импорт французской мануфактуры. Манифестом 1793 г. Екатерина II запретила экспортно – импортные операции с Францией.
Дальнейшее развитие промышленного производства и в целом экономики вызывают необходимость принятия в 1831 году новой редакции Таможенного устава, который изменяется в 1857 году. Согласно этого документа (См. Свод законов Российской империи. Т.6 Уставы таможенные. Свод учреждений и Уставов таможенных. СПб., 1857. С.1.) сложилась новая таможенная структура: таможни и таможенные заставы располагались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского. В зависимости от объема операций таможни делились на первого класса (Архангельская, Санкт – Петербургская, Московская и др.), второго (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса – Николаевская, Мариупольская и др.
В 1891 году выходит новый Таможенный тариф.
Глубокий анализ вопросов
таможенного и тарифного
В этом труде Д.И.Менделеев отмечает, что пошлины менее 30% стоимости товара являются фискальными, а свыше 30% - охранительными (протекционистскими), и делает вывод: лучше тогда, когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет ослаблен до фритредерства. Рассматривая специальную сторону протекционизма в таможенном регулировании, как необходимого условия жизни народов, великий русский ученый отметил: «голод – есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости, а деньги – суть промышленного, а не земледельческого периода…», «люди голодают только в странах земледельческих» (СПб., 1892 год, С. 702).
Конец XIX – начало XX веков характеризуется активной работой над совершенствованием таможенного законодательства, новые редакции Таможенного устава принимаются в 1892, 1904, 1910 годах, что подчеркивает пристальное внимание государства к регулированию отношений, возникающих в таможенной сфере.
Таможенный устав 1904 года (См.: Свод законов Российской империи. 1904. Т.6. С.1.) установил новую структуру таможенных органов, которая состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.
В советский период Российского
государства в 1917 - 1922 годах по вопросам
таможенного регулирования
В рассматриваемый период, несмотря на введение государственной монополии на проведение внешнеторговых операций, происходит развитие таможенного законодательства, что вызывает принятие новых редакций Таможенного кодекса СССР в 1928, 1964, 1991 годах.
В связи с распадом СССР и образованием Российской Федерации в 1993 году выходит Таможенный кодекс Российской Федерации, который отвечал изменениям, произошедшим в обществе и экономике страны. Отмена государственной монополии внешней торговли и начавшийся переход России к открытой рыночной экономике потребовали совершенно иной нормативной базы. С введением в действие в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации в стране стала создаваться нормативная база таможенного регулирования, которая отвечала условиям рыночной экономики.
Практические проблемы развития
экономики и внешней торговли
России, дальнейшее развитие правовой
базы, отставание таможенного законодательства
от существенно обновившегося в
целом федерального законодательства
вызвали потребность в
Важнейшим событием 2010 года
стало начало функционирования Таможенного
союза, которое потребовало создания
нормативной правовой базы Таможенного
союза, внесения изменений в законодательство
и нормативные правовые акты Российской
Федерации в области
В сжатые сроки проведена подготовка ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза и соответствующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Практически сформирована договорно-правовая база Таможенного союза.
С 1 июля 2010 года вступил в
силу основополагающий документ, регулирующий
таможенные правоотношения в Таможенном
союзе –
Таможенный кодекс Таможенного союза
(ТК ТС).
29 декабря 2010 года вступил
в силу Федеральный закон «О
таможенном регулировании в
Глава 2. Обзор
изменения таможенного
22 августа вступит в
силу ряд документов, касающихся
таможенного законодательства, действие
которых было отложено до
22 августа 2012 г. вступит в силу Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Протокол). Данный Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ. Когда он вступит в силу, Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО, Организация)7.
Напомним, что ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного 30.10.1947 года. С 1 января 1995 г. Организация осуществляет самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников. РФ обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1993 г., а переговоры по вступлению в ВТО начались в 1995 г. Таким образом, спустя 18 лет Россия достигла поставленной цели.
Помимо обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в ВТО, с даты присоединения России к Организации начнет действовать ряд документов, вступление в силу которых было отложено до этого момента. Рассмотрим наиболее интересные, относящиеся к сфере таможенного законодательства.
Договор призван обеспечить полноценное функционирование Таможенного союза (далее - ТС) в случае присоединения одного или нескольких его членов (далее - Стороны) к ВТО. Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы".
Со дня присоединения
любой из Сторон (в данный момент
- Россия, Казахстан, Белоруссия) к ВТО
положения Марракешского
С момента присоединения
Стороны к ВТО ставки Единого
таможенного тарифа ТС не могут превышать
ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем
Каждая вновь присоединившаяся к Организации Сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Принципиальные отклонения от таких обязательств Стороны должны обсуждать и согласовывать.
Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства Сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.