Таможенные органы, их структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:51, контрольная работа

Описание

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов
Российской Федерации……………………………………………………….4
2. Единая система таможенных органов……………………………………..7
3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………………8
4. Региональное таможенное управление……………………………………14
5. Таможни и таможенные посты……………………………………………..17
6. Специализируемые таможенные органы…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Управление в таможенных органах.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

      Таможенные  органы, их структура  и функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

Введение ………………………………………………………………………3

1. Понятие,  компетенция и функции таможенных  органов

 Российской  Федерации……………………………………………………….4

2. Единая  система таможенных органов……………………………………..7

3. Федеральная  таможенная служба Российской  Федерации………………8

4. Региональное  таможенное управление……………………………………14

5. Таможни  и таможенные посты……………………………………………..17

6. Специализируемые  таможенные органы…………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..21

Список  используемой литературы……………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в  мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

      В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России.

 

       1. Понятие, компетенция  и функции таможенных  органов Российской  Федерации 

      Таможенные  органы России — это государственные  органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

      Правовой  статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе  органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы  органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

      Важной  отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей  системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

      Компетенция таможенных органов — это система  властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи  между собой. Государство предоставляет  таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

      Таможенные  органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право  издавать правовые акты управления (как  нормативного, так и индивидуального  характера), обязательные для исполнения всеми субъектами — участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права.

      Правоприменение в деятельности таможенных органов  — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов  по претворению в жизнь предписаний  правовых норм. Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия. Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

      Объектом  управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

      Субъектами  управления в сфере таможенного  дела являются таможенные органы России, в систему которых входят: Федеральная  таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и  таможенные посты.

      Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

      Основные  функции таможенных органов России:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;
  • защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся Экономической основой суверенитета России;
  • содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
  • осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия,

      предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

  • содействие в борьбе с международным терроризмом;

      — выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела. К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

      Перечень  функции таможенных органов конкретизирован  и детализирован в Положении  о Федеральной таможенной службе России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации.

      2. Единая система  таможенных органов 

      Единую  систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных  звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

      Эта система имеет четыре звена: Федеральная  таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и  таможенные посты. Четырехзвенная структура  системы таможенных органов имеет  законодательное закрепление и отражена в ТК РФ.

      Взаимоотношения в системе таможенных органов  основываются на принципе сочетания  централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой  иерархической подчиненности и  подконтрольности нижестоящих органов  системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

      Деятельность  системы таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы несут ответственность как юридические лица в соответствии с положениями гражданского законодательства (ст. 1068 ГК РФ), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого били нарушены. При этом непосредственно виновные в этом должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      3. Федеральная таможенная  служба Российской  Федерации 

      В соответствии с Таможенным кодексом РФ Федеральная таможенная служба является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

      Как федеральный орган исполнительной власти Федеральная таможенная служба России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

      Основные  задачи ФТС России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к следующему: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов России; организации применения и совершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

      В соответствии с названными задачами Федеральная таможенная служба выполняет функции, которые можно разделить на следующие группы.

  1. Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России.
  2. Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности Федеральная таможенная служба России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их; обеспечивает ведение реестров; утверждает размеры сборов и других платежей.
  3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствовании) и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей.
  4. Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции: организацию осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.

Информация о работе Таможенные органы, их структура и функции