Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание

Особенности таможенных правоотношений связаны с тем, что они имеют свою специфику. Эта специфика предопределяется, во-первых, особым положением одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Во-вторых, особенность объекта регулирования – общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Субъекты таможенных правоотношений……………………………………..4
2 Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений………….12
2.1 Структура таможенных органов государств - членов Таможенного союза……………………………………………………………………………...12
2.2 Функции и полномочия таможенных органов государств –членов Таможенного союза на примере Федеральной таможенной службы РФ……17
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.49 Кб (Скачать документ)

     Институт  таможенных льгот имеет очевидное  практическое значение и вызывает интерес прежде всего у граждан и организаций - субъектов таможенных правоотношений. Важную роль для них имеют льготы на уплату не только таможенных пошлин, но и других таможенных платежей (НДС, акцизов). То есть под таможенными и тарифно-налоговыми преференциями понимаются преимущества в области таможенных платежей, предоставляемые субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Привилегии могут касаться не только размера таможенных платежей, но и способа их уплаты. В основном они касаются дипломатических и международных представительств и межправительственных организаций и их представителей.

     По  таможенно-правовому статусу в  сфере таможенного дела среди  субъектов таможенного права  выделяют следующие:

  • декларанты;
  • лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела:
  1. таможенный представитель;
  1. таможенный перевозчик;
  2. владелец склада временного хранения (СВХ);
  3. владелец таможенного склада;
  4. владелец магазина беспошлинной торговли;
  • лица, опосредованно участвующие в отношениях, связанных с перемещением товара:
  1. банки и кредитные организации;
  2. поручители и залогодатели;
  3. страховые организации;
  4. эксперты в различных областях;
  5. специалисты других государственных органов;
  6. экспедиторы.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели  понятие и основные виды субъектов  таможенно-правовых отношений.

 

     2 Таможенные органы  как субъект таможенных  правоотношений

     В данной главе следует рассмотреть  структуру таможенных органов государств – членов таможенного союза, а  также функции таможенного органа на примере ФТС РФ.

     2.1 Структура таможенных  органов государств - членов Таможенного  союза

     Перед выявление основных функций таможенных органов в системе таможенно-правовых отношений стоит рассмотреть структуру таможенных органов ТС. Под таможенными органами государств – членов ТС понимаются таможенные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     Таможенные  органы Республики Беларусь.

     20 сентября 1991 года Постановлением  Верховного Совета Республики  Беларусь № 1101-ХІІ «О таможенной  службе Республики Беларусь»  Белорусское управление Государственного  таможенного контроля СССР преобразовалось  в Государственный таможенный  комитет Республики Беларусь, с  подчинением ему таможенных органов  СССР, существовавших на территории  республики. С этого момента начинается  новый этап в развитии белорусской  таможенной службы, характеризующийся  становлением ее как правоохранительного  органа, стоящего на защите экономических  интересов своей страны.

     Исторически сложилось так, что через территорию Беларуси всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в железнодорожном и автомобильном  сообщении в направлении с  Востока на Запад и с Запада на Восток Европейского континента. После  приобретения Беларусью в 1991 году суверенитета, возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.

     До 1991 года на территории Республики Беларусь действовали 4 таможни, в которых  работало около 1500 сотрудников. Несмотря на трудности, обусловленные социально-экономическим положением в стране, за короткий промежуток времени необходимо было решить задачу создания целостной структуры таможенной службы для обеспечения экономической безопасности суверенного государства. Началась работа по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.

     В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «Об основах организации  таможенной службы Республики Беларусь», определивший правовые и организационные  аспекты таможенного дела в республике и основные задачи таможенной службы, направленные на защиту экономических  интересов страны; утверждены: Положение  о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь и Устав таможенной службы.

     В 1993 году введен в действие Таможенный кодекс и принят Закон «О таможенном тарифе». С 1995 года проводится работа, направленная на унификацию таможенных законодательств Беларуси и России в рамках Таможенного союза. В 1997 году принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», 17 июля 1998 года введен в действие новый  Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 года утверждено новое  Положение о Государственном  таможенном комитете Республики Беларусь.

     1 июля 2007 года вступила в силу  новая редакция Таможенного кодекса  Республики Беларусь. В новом  Таможенном кодексе учтены принципы  регулирования внешнеторговых отношений  Всемирной таможенной организации  и механизмы таможенного регулирования,  принятые в рамках Киотской  конвенции по упрощению и гармонизации  таможенных процедур 1999 года.

     Центральным таможенным органом является Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов  республики.

     В структуру Государственного таможенного  комитета входят 10 управлений и 2 самостоятельных  отдела.

  • Управление организации таможенного контроля
  • Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями
  • Управление развития таможенной инфраструктуры
  • Управление информационных технологий, таможенной статистики и анализа
  • Управление кадров и подготовки личного состава таможенных органов
  • Финансово-экономическое управление
  • Управление тарифного регулирования и таможенных платежей
  • Правовое управление
  • Управление собственной безопасности
  • Таможенная инспекция
  • Контрольно-ревизионный отдел
  • Организационно-инспекторское управление

     Государственному  таможенному комитету подчинены 11 таможен, которые непосредственно осуществляют государственный таможенный контроль на территории закрепленных за ними зон  оперативной деятельности.

     Таможенные  органы Республики Казахстан

     Таможенные  органы Республики Казахстан - государственные  органы, в пределах своей компетенции  участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством  Республики Казахстан об оперативно-розыскной  деятельности, а также выполняющие  иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

     Первоначально работа таможенных органов руководствовалось  Положением о таможне от 14 августа 1992 года, Постановлениями Кабинета Министров Республики Казахстан  и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность таможенных органов. До 1995 года таможенные органы республики руководствовались в  работе и нормами таможенного  законодательства СССР. Важной исторической вехой в развитии таможенных органов республики стал Закон «О таможенном деле в Республике Казахстан» и соответствующий Указ Президента РК от 20 июля 1995 года.

       В период с 1996-1999 годы деятельность  таможенных органов переходит  на новый качественный уровень.  Разработаны и составлены перспективные  планы по капитальному строительству  таможенных постов и контрольно-пропускных  пунктов по внешней границе  республики. Указанные существенные  изменения в деятельности таможенных  органов повлияли на принятие  новых законодательных актов  в сфере таможенного дела. 16 июля 1999 года Указом Президента РК  был утвержден новый Закон  «О таможенном деле в РК». 

      5 апреля 2003 года Президент РК  подписал Таможенный кодекс РК, который вступил в действие 1 мая  2003 года. Концептуальное отличие  Кодекса от предыдущего Закона  заключалось в том, что Кодекс  стал нормативным правовым актом  прямого действия, предельно сократившим  количество подзаконных нормативных  актов таможенных органов.

     Система таможенных органов Республики Казахстан  состоит из нескольких элементов, а именно:

     1) Уполномоченного органа в сфере таможенного дела, коим в настоящее время является Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Находится в непосредственном подчинении Министерства финансов РК. В настоящее время основополагающим нормативным документом организации работы КТК является Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (по состоянию на 09.04.2010 г.) от «24» апреля 2008 года № 200.

     2) Территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице). Данными подразделениями являются Департаменты таможенного контроля. В Республике Казахстан их 15.

     3) КТК МФ РК подчинены 11 таможен.

     4) Таможенных посты.

     5) Контрольно пропускные пункты на границе ТС.

     6) Специализированные таможенные  учреждения.

     Таможенные  органы в Российской федерации.

     25 октября 1991 года Указом Президента  РСФСР образован Государственный  таможенный комитет России (ГТК). ГТК был назван федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное  руководство таможенным делом  в Российской Федерации. В сентябре 2004 года ГТК переименован в Федеральную таможенную службу.

     Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке  государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного  дела, а также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными  преступлениями и административным правонарушениями.

     Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Структура таможенных органов РФ состоит из следующих элементов:

  1. Центральный аппарат ФТС РФ. Основополагающим документом в работе ФТС является положение о Федеральной таможенной службе утверждённое Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459.
  2. Региональные таможенные управления (Центральное ТУ, Северо-Западное ТУ, Южное ТУ, Приволжское ТУ, Уральское ТУ, Сибирское ТУ, Дальневосточное ТУ, Северо-Кавказское ТУ).
  3. Таможни (как подчинённые РТУ, так и непосредственно ФТС).
  4. Таможенные посты.

     Таким образом, мы рассмотрели структуры  таможенных органов государств –  членов таможенного союза.

     2.2 Функции и полномочия  таможенных органов  государств –членов Таможенного союза на примере Федеральной таможенной службы РФ

     Основополагающими функциями в ведении таможенного  дела в РФ являются функции Федеральной  таможенной службы, а нижестоящие  по иерархии таможенные органы  входят в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ, обеспечивающих реализацию задач и функций ФТС  в своей области.

Информация о работе Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений