Федеральная
таможенная служба осуществляет практическую
работу в сфере таможенного дела.
Функции ФТС можно подразделить
на три группы:
- Взимание
таможенных пошлин, налогов и сборов, контроль
за правильностью их исчисления и своевременностью
уплаты; таможенное оформление и таможенный
контроль; принятие решений о классификации
товаров в соответствии с ТН ВЭД; ведение
различных реестров в сфере таможенного
дела; ведение таможенной статистики;
информирование и консультирование на
безвозмездной основе по вопросам таможенного
дела участников ВЭД; осуществление в
пределах своей компетенции валютного
контроля операций.
- Производство
по делам об административных правонарушениях
и рассмотрения таких дел; дознания и производства
неотложных следственных действий в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством
РФ; оперативно-розыскной деятельности;
рассмотрение жалоб на решения, действие
(бездействие) таможенных органов и их
должностных лиц.
- Организация
профессиональной подготовки должностных
лиц таможенных органов, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку;
реализацию программ развития таможенного
дела; взаимодействие в установленном
порядке с органами государственной власти
иностранных государств и международными
организациями в таможенной сфере деятельности.
Данные
функции осуществляются посредством полномочий,
установленных Постановлением Правительства
РФ от 26 июля 2006 г. N 459.
Здесь
также можно выделить несколько
групп полномочий.
Нормативно-творческая
деятельность ФТС состоит во внесении
в Правительство РФ проектов федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента
РФ и Правительства РФ, а также проект
ежегодного плана работы и прогнозные
показатели деятельности Службы. Также
на основании и во исполнение Конституции
РФ, фкз, фз, актов Президента РФ и Правительства
РФ принимает следующие нормативные правовые
акты в установленной сфере деятельности:
- Порядок и
формы ведения реестров лиц, осуществляющих
деятельность в области таможенного дела,
банков, иных кредитных организаций и
страховых организаций, банковские гарантии
которых принимаются таможенными органами
в качестве обеспечения уплаты таможенных
платежей, объектов интеллектуальной
собственности и т.д. Условия включения
в данные реестры, а также полномочия таможенных
органов по включению/исключению участников
расписаны как в таможенном кодексе (а
именно гл. 3), так и более подробно в 311
ФЗ (гл. 5, гл. 6).
- Порядок контроля
таможенной стоимости товаров, создания
и обозначения зон таможенного контроля,
а также требования к ним, за исключением
создания зон таможенного контроля вдоль
таможенной границы; формы актов о проведении
таможенного осмотра и таможенного досмотра
товаров и транспортных средств, форма
акта о проведении личного таможенного
досмотра физического лица, формы актов
о проведении таможенной ревизии и осмотре
помещений и территорий; порядок взятия
проб или образцов товаров, а также порядок
их исследования при проведении таможенного
контроля.
- форма и порядок
принятия предварительных решений о классификации
товаров в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности в отношении
конкретного товара, о стране происхождения
товара.
- порядок и
технология производства таможенного
оформления в зависимости от видов товаров,
перемещаемых через таможенную границу,
вида транспорта, используемого для такого
перемещения, категорий лиц, перемещающих
товары и транспортные средства, форма
и порядок выдачи разрешения таможенного
органа на совершение таможенных операций,
перечни документов и сведений, требования
к сведениям, которые необходимы для таможенного
оформления, применительно к конкретным
таможенным процедурам и таможенным режимам,
а также сроки представления этих документов
и сведений, форма и порядок заполнения
таможенной декларации и транзитной декларации,
порядок таможенного оформления товаров,
пересылаемых в международных почтовых
отправлениях, упрощенный порядок таможенного
оформления товаров, незаконно ввезенных
на таможенную территорию РФ.
- Различные
формы и требования по отношению к участникам
ВЭД и лицам осуществляющим деятельность
в области таможенного дела. А именно:
форма и порядок выдачи свидетельства
о допущении транспортного средства, контейнера
или съемного кузова к перевозке товаров
под таможенными пломбами и печатями;
обязательные требования к обустройству,
оборудованию и месту расположения складов
временного хранения в целях обеспечения
таможенного контроля; обязательные требования
к обустройству складов магазина беспошлинной
торговли, если такие склады расположены
вне пределов пунктов пропуска через государственную
границу РФ; порядок выдачи лицензии на
учреждение свободного склада и срок ее
действия; требования к обустройству,
сооружению и планировке особой экономической
зоны, а также условия доступа на территорию
особой экономической зоны для обеспечения
эффективности таможенного контроля;
форма учета и отчетности, а также порядок
и сроки представления лицами, осуществляющими
деятельность на территории особой экономической
зоны, отчетности таможенным органам;
обязательные требования к обустройству,
оборудованию и месту расположения помещений
и (или) открытых площадок, предназначенных
для использования в качестве таможенного
склада, форма квитанции, удостоверяющей
принятие товаров таможенным органом
на хранение на таможенный склад
- квалификационные
требования к специалистам по таможенному
оформлению, порядок выдачи квалификационных
аттестатов специалистов по таможенному
оформлению и форма квалификационного
аттестата.
- порядок и
условия использования для таможенных
целей информационных систем, информационных
технологий и средств их обеспечения,
порядок формирования и использования
информационных ресурсов таможенных органов
и требования к документированию информации,
а также порядок получения информации,
содержащейся в информационных ресурсах,
находящихся в ведении таможенных органов.
- форма акта
об изменении, удалении, уничтожении или
замене таможенным органом средств идентификации
товаров и транспортных средств; порядок
идентификации товаров, ввозимых на территорию
особой экономической зоны.
- форма обязательства
организации, осуществляющей ввоз (импорт)
на таможенную территорию РФ алкогольной
продукции, об использовании приобретаемых
акцизных марок в соответствии с их назначением;
правила приобретения акцизных марок
для ввоза (импорта) алкогольной продукции
и контроля за их использованием; формат
нанесения на акцизные марки сведений
о маркируемой алкогольной продукции.
- форма и порядок
использования таможенного приходного
ордера.
- форма акта
о результатах совместной выверки расходования
денежных средств плательщика, внесенных
на счет Федерального казначейства; форма
требования об уплате таможенных платежей;
форма решения о взыскании денежных средств
в бесспорном порядке.
- форма решения
таможенного органа по жалобе на решение,
действие (бездействие) таможенного органа
или его должностного лица, форма акта
о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке.
- порядок
установления специальных упрощенных
процедур таможенного оформления; формы
свидетельства о завершении внутреннего
таможенного транзита и письменного подтверждения
о прибытии транспортного средства; форма
квитанции, удостоверяющей принятие товаров
на хранение на склад временного хранения
таможенного органа; форма разрешения
на переработку товаров на таможенной
территории и форма отзыва разрешения
на переработку товаров; форма заявления
об использовании таможенной процедуры
переработки на таможенной территории
и форма представления содержащихся в
нем сведений; форма разрешения на переработку
товаров для внутреннего потребления;
форма заявления об использовании таможенной
процедуры переработки для внутреннего
потребления и форма представления содержащихся
в нем сведений; форма разрешения на переработку
товаров вне таможенной территории и форма
отзыва такого разрешения; форма заявления
об использовании таможенной процедуры
переработки вне таможенной территории
и форма представления содержащихся в
нем сведений;
- порядок
представления документов в форме электронных
документов при прибытии товаров и транспортных
средств на таможенную территорию;
- порядок
подачи заявления о принятии мер, связанных
с приостановлением выпуска товаров, и
требования к заявляемым сведениям в зависимости
от вида объекта интеллектуальной собственности;
- форма акта
таможенного органа, фиксирующего факт
истечения срока временного хранения
или срока хранения на таможенном складе;
форма акта таможенного органа, фиксирующего
факт истечения срока для востребования
товаров и транспортных средств, являющихся
вещественными доказательствами по делам
об административных правонарушениях;
форма и порядок составления акта таможенного
органа об обнаружении факта неуплаты
или неполной уплаты таможенных платежей;
форма решения о приостановлении операций
по счетам (счету) плательщика таможенных
пошлин, налогов (организаций или индивидуальных
предпринимателей) в банке, форма решения
об отмене приостановления операций по
счетам (счету) плательщика таможенных
пошлин, налогов (организаций или индивидуальных
предпринимателей) в банке на бумажном
носителе и порядок направления указанных
решений таможенным органом в банк;
Полномочия
в сфере по контролю и надзору в установленной
сфере деятельности, а именно:
- осуществляет
взимание таможенных пошлин, налогов,
антидемпинговых, специальных и компенсационных
пошлин, предварительных антидемпинговых,
предварительных специальных и предварительных
компенсационных пошлин, таможенных сборов,
контролирует правильность исчисления
и своевременность уплаты указанных пошлин,
налогов и сборов, принимает меры по их
принудительному взысканию или возврату.
Согласно ст. 84 ТК ТС таможенные пошлина,
налоги уплачиваются в государстве –
члене таможенного союза, таможенным органом
которого производится выпуск товаров.
Аналогичные более подробные положения
имеет 311 ФЗ (раздел 2 – «Таможенные платежи»).
- обеспечивает
соблюдение установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности и международными договорами
Российской Федерации запретов и ограничений
в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации.
- осуществляет
обеспечение единообразного применения
таможенными органами таможенного законодательства
Российской Федерации;
- осуществляет
таможенное оформление и таможенный контроль.
Данное полномочие одно из наиболее важных.
Ему посвящены раздел 3 в 311 ФЗ, раздел 3
в ТК ТС. В частности ст. 95 ТК ТС определено,
что таможенный контроль проводится таможенными
в соответствии с таможенным законодательством
таможенного союза и законодательством
государств – членов таможенного союза.
- осуществляет
в установленном порядке принятие решений
о классификации товаров в соответствии
с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза, обеспечивает
опубликование таких решений. Также принимает
в установленном порядке предварительные
решения о классификации товара в соответствии
с Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности, о происхождении товара
из конкретной страны (стране происхождения
товара). Гл. 6 ТК ТС определён порядок классификации
товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС.
- обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту прав
интеллектуальной собственности.
- ведет реестры
лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела. Как уже отмечалось
выше в обязанность таможенных органов,
в частности ФТС, вменено ведение реестров
(гл. 3 ТК ТС). Также ведет реестр банков
и иных кредитных организаций, обладающих
правом выдачи банковских гарантий уплаты
таможенных платежей, ведет таможенный
реестр объектов интеллектуальной собственности.
- выдает квалификационные
аттестаты специалистам по таможенному
оформлению, осуществляет аннулирование
квалификационных аттестатов специалистов
по таможенному оформлению.
- выдает лицензии
на учреждение свободного склада.
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за валютными операциями резидентов и
нерезидентов, связанными с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу, в соответствии с
валютным законодательством Российской
Федерации и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами органов
валютного регулирования.
- осуществляет
производство по делам об административных
правонарушениях и рассмотрение таких
дел в соответствии с законодательством
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
- осуществляет
дознание и производство неотложных следственных
действий в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации.
- осуществляет
в соответствии с законодательством Российской
Федерации оперативно-разыскную деятельность.
- осуществляет
проведение транспортного контроля в
пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации. А также
осуществляет санитарно-карантинный,
карантинный фитосанитарный и ветеринарный
контроль в части проведения проверки
документов в специально оборудованных
и предназначенных для этих целей пунктах
пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
Также
ФТС РФ ведет таможенную статистику
внешней торговли и специальную таможенную
статистику в целях анализа состояния,
динамики и тенденций развития внешней
торговли товарами. Данная таможенная
статистика ведётся по «единой методологии
ведения таможенной статистики внешней
торговли и статистики взаимной торговли
государств – членов таможенного союза»
утверждённой Решением Комиссии ТС от
26.01.11 № 525.
Информирование
и консультирование на безвозмездной
основе по вопросам таможенного дела участников
внешнеэкономической деятельности является
полномочием ФТС. Информирование о таможенном
законодательстве таможенного союза осуществляется
путём опубликования актов таможенного
законодательства ТС и РФ в официальных
печатных изданиях, а также путём доведения
информации по телевидению и радио, с использованием
информационных технологий. Консультирование
осуществляется в устной и письменной
формах бесплатно. Данному полномочию
корреспондируют ст. 10 и 11 ТК ТС. В целях
реализации данных статей ФТС издало приказ
от 24 мая 2006 г. N 469 (в редакции от 25.03.2011 N
641) «Об утверждении административного
регламента ФТС по предоставлению государственной
услуги по информированию…».
Полномочие
по осуществлению в установленном
порядке ведения товарных номенклатур
внешнеэкономической деятельности.
Также
осуществляет в установленном порядке
разработку и создание используемых таможенными
органами информационных систем, информационных
технологий и средств их обеспечения,
обобщает практику применения законодательства
РФ в установленной сфере деятельности.
В рамках данного полномочия хочется отметить
проект «Модернизация информационной
системы таможенных органов», целью которого
является проведение комплексной модернизации
информационной системы таможенных органов
РФ, предусматривающей совершенствование
нормативно-законодательной базы, рабочих
процессов и информационных технологий.
На реализацию данного проекта выделено
140 млн. долларов США в соответствии соглашением
о займе от 31.10.2003 № 4689-RU между РФ и Международным
банком реконструкции и развития. Работа
по данному проекту ведётся по сей день.
Осуществляет
функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных
на содержание службы и реализацию возложенных
на нее функций.
Обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну.
Рассматривает
жалобы на решения, действия (бездействие)
таможенных органов и их должностных лиц
(гл. 3 311-фз).
Организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение обращений граждан,
принятие по ним решений и направление
заявителям ответов в установленный законодательством
РФ.
Обеспечивает
мобилизационную подготовку службы, а
также контроль и координацию деятельности
находящихся в ее ведении организаций
по мобилизационной подготовке.
Организует
профессиональную подготовку должностных
лиц таможенных органов, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку.
Осуществляет
в соответствии с законодательством Российской
Федерации работу по комплектованию, хранению,
учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в ходе деятельности службы.
Взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности, включая представление
по поручению Правительства РФ интересов
РФ во Всемирной таможенной организации
(Совете таможенного сотрудничества) и
других международных организациях.
Реализует
программы развития таможенного дела
в РФ. Например, Программа «Таможня на
границе в 2011–2020 гг.», «Развитие таможенного
контроля после выпуска товаров и (или)
транспортных средств», Программа «Государственная
граница Российской Федерации (2003 – 2010
годы) (в части раздела «Федеральная таможенная
служба») с изменениями и дополнениями
к ней» и т.д.
Осуществляет
иные полномочия в установленной сфере
деятельности, а именно:
- Организует
охрану объектов таможенной инфраструктуры.
- Осуществляет
метрологическое обеспечение деятельности
таможенных органов.
- В установленном
законодательством Российской Федерации
порядке размещает заказы и заключает
государственные контракты, а также иные
гражданско-правовые договоры на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для нужд службы, а также на проведение
научно-исследовательских работ для государственных
нужд. Осуществляет функции государственного
заказчика по изготовлению акцизных марок
для маркировки алкогольной продукции,
табака и табачных изделий, ввозимых на
таможенную территорию РФ. Осуществляет
функции государственного заказчика по
строительству таможен и других объектов,
необходимых для развития таможенной
инфраструктуры.
- Осуществляет
организацию и ведение гражданской обороны
в службе.
В
данной главе были рассмотрены основные
функции и полномочия ФТС РФ как
примеры таможенного органа ТС. Учитывая
перечисленные выше полномочия ФТС можно
сделать вывод, что таможенный орган не
только осуществляет регулирующую деятельность
в области таможенного дела, но и то, что
он действующим законодательством отнесён
к числу правоохранительных органов, защищающих
экономическую безопасность ТС, права
и законные интересы физических и юридических
лиц.
Заключение
В
данной работе целью ставилось рассмотреть
таможенный орган ТС как субъект
таможенных правоотношений.
Выявив
понятие субъекта таможенных правоотношений,
были рассмотрены различные наиболее
распространённые классификации субъектов
таможенного права.
Была
выявлена и описана структура
таможенных органов таможенного
союза, которая в основной своей
части схожа у всех таможенных
органов государств-членов таможенного
союза.
Рассмотрев
конкретный пример – ФТС РФ, можно
сказать, что таможенный орган имеет
специфические полномочия в таможенном
деле, которые можно поделить не
только регулирующие процессы перемещения
товаров через таможенную границу,
но и правоохранные, заключающиеся
в охране прав и законных интересов
юридических и физических лиц, и
нормотворческую – принятие нормативных
актов в области таможенного дела.
Таким
образом, все задачи в рамках поставленной
цели курсовой работы были решены.
Список
использованных источников
- Таможенный
кодекс таможенного союза. – М.: Эксмо,
2010 г.;
- ФЗ «О таможенном
регулировании в РФ» № 311-ФЗ;
- Постановление
Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459;
- Таможенное
право. – 2-е издание перераб. И доп. – М.:
Проспект, 2009 г.;
- Габричидзе
Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл.
и доп. - М: Данилов и К, 2009 г.;
- Бакаева О.Ю.,
Матвиенко Г.В. Таможенное право Росии:
Учебник/ Отв.ред. Н.И. Химичева. – 2-е изд.,
перераб и доп. – М.: Юрист, 2007 г.;
- www.customs.ru
- www.consultant.ru
- http://gtk.gov.by/ru/
- http://www.customs.kz/
- www.tsouz.ru/