Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа
Таможенное право России является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено его предметом, широким кругом охватываемых отношений. Через нормы этой отрасли права исполнительная власть непосредственно реализует функции государства. От таможенно-правовых норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления и таможенного дела, возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.Общая характеристика таможенных органов …………………………3
2.Цели, задачи и функции таможенной службы………………………..12
3.Ведомственный контроль и ответственность
таможенных органов……………………………………………..……….16
4.Перспективы развития таможенной службы ………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..29
По сути дела, данная норма
представляет собой лишь простую
констатацию полномочий вышестоящих
таможенных органов (должностных лиц)
по отношению к нижестоящим
Таким образом, несмотря на уже немалый срок законодательного введения института ведомственного контроля, до сих пор не создана нормативная база его применения, а анализ имеющихся разъяснений показывает, что ведомственный контроль еще находится в стадии формирования, только нарабатывается практика его осуществления, выявляются трудности в его реализации.
Соответственно, задачами ведомственного контроля являются:
-обеспечение соблюдения
требований таможенного
- выявление, устранение
и предупреждение нарушений,
- восстановление прав
и законных интересов лиц,
- сокращение числа незаконно
принятых решений, действий (бездействия)
таможенных органов и их
- выявление причин и
условий, способствующих
В качестве объектов ведомственного
контроля определены решения, принятые
в сфере таможенного дела, в
частности решения, принятые при
осуществлении таможенного
При этом не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение может быть отменено (изменено) в порядке ведомственного контроля независимо от формы, в которой оно было принято, например путем: издания документа (письма, распоряжения, приказа таможенного органа и т.п.), оформления документа по установленной форме), нанесения на документы заверенных записей: "Таможенная стоимость принята", "Таможенная стоимость уточняется" и т.д., проставления заверенных оттисков штампов, печатей; проставления заверенных регистрационных номеров.
Проведение ведомственного контроля осуществляется в связи с наличием внешних и внутренних поводов.
Внешние поводы - поводы, возникающие из внешних источников: исковые заявления граждан и организаций, обращения в таможенные органы граждан, организаций, государственных органов, информация, представленная в средствах массовой информации и др.
Внутренние поводы - поводы,
возникающие непосредственно
Особо следует остановиться
на таком внешнем поводе для ведомственного
контроля, как обращения граждан
и юридических лиц. Методические
рекомендации не относят к числу
поводов для осуществления
В связи с тем, что ведомственный контроль может проводиться одновременно с таможенным контролем или вытекать из него, на практике особо важным и актуальным является разграничение данных видов контроля. Их анализ позволяет выявить следующие существенные различия.
Во-первых, данные виды
контроля имеют различные
-объекты таможенного контроля - товары и транспортные средства, в отношении которых декларантом заявлены сведения при таможенном оформлении;
-объекты ведомственного
контроля - решения и совершенные
действия (бездействие) нижестоящих
таможенных органов и их
В связи с этим таможенный контроль и ведомственный контроль имеют различные правовые цели и влекут различные правовые последствия. Во-вторых, различается и порядок проведения данных видов контроля.
Исходя из сказанного ФТС России рекомендует таможенным органам при рассмотрении вопроса о принятии в порядке ведомственного контроля решения по истечении годичного срока учитывать экономическую эффективность и целесообразность, которая может рассматриваться исходя из основных задач ведомственного контроля.
Таким образом, получается,
что проведение ведомственного контроля
напрямую увязывается со сроком проведения
таможенного контроля, приобретая фискальную
направленность. При таком подходе
стирается истинное назначение института
ведомственного контроля как внутреннего
аудита деятельности таможенных органов,
задачами которого является не только
устранение вредных последствий
допущенного нарушения, выражающего,
например, в довзыскании неуплаченных
в федеральный бюджет таможенных
платежей, но и реализация мер, направленных
на устранение причин и условий, способствующих
принятию незаконных решений, действий
(бездействия), профилактика данных нарушений,
а также применение соответствующих
мер реагирования на неисполнение (ненадлежащее
исполнение) должностными лицами таможенных
органов функциональных обязанностей.
Именно поэтому законодатель не ограничил
ведомственный контроль временными
рамками таможенного контроля, так
как даже после его истечения
не должен ставиться вопрос о целесообразности
и эффективности его
Статья 412 ТК Российской Федерации наделяет вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа, вынесшего решение в порядке ведомственного контроля, правом принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов (должностных лиц). Такая законодательная формулировка мер, которые может принять вышестоящий таможенный орган (должностное лицо) является достаточно неопределенной7.
В то же время Методические рекомендации расширяют перечень мер, которые должны быть приняты по результатам ведомственного контроля:
1) меры, направленные на
прекращение неправомерного
2) меры, обязывающие совершить
действия, предусмотренные
3) меры, которые должны
быть приняты в целях
Кроме того, согласно Методическим
рекомендациям в случае обнаружения
в ходе ведомственного контроля признаков
неисполнения или ненадлежащего
исполнения должностным лицом возложенных
на него обязанностей, субъектом ведомственного
контроля принимаются меры по привлечению
этого должностного лица к дисциплинарной
ответственности в
Следует обратить внимание
на еще один интересный момент. Так,
в соответствии с Методическими
рекомендациями, если в ходе осуществления
ведомственного контроля установлено,
что на момент принятия решения таможенным
органом или его должностным
лицом соблюдались условия
Концепция развития таможенной службы до 2010 и последующие годы определяет стратегической целью развития таможенной службы - реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующих задач:
1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
2. Наполнение доходной
части федерального бюджета
3. Уменьшение потенциальных
угроз государству, вызванных
перемещением запрещенных,
Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной таможенной службе.
Таким образом, деятельность
таможенных органов универсальна и
специфична, она не имеет аналогов.
Её многоплановость проявляется
в разнообразии социальных функций,
выполняемых таможенными
Тем не менее в настоящее
время таможенные органы Российской
Федерации еще находятся в
стадии активного институционального
развития, которое происходит с учетом
предстоящего вступления Российской Федерации
во Всемирную торговую организацию,
изменения объемов пассажиро- и
товаропотоков, повышения интенсивности
внешнеэкономической
Планируется, что реализация
функций таможенных органов Российской
Федерации при таможенном оформлении
будет осуществляться в соответствии
с нормами международных
Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).