Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:24, контрольная работа
Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.).
Введение 3
Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений 4
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности.
Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.
Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.
Возникновение,
развитие, прекращение таможенных правоотношений
связано с осуществлением таможенного
контроля, являющегося одним из видов
государственного контроля. Таможенные
органы, осуществляющие такой контроль,
как участники правоотношений наделены
государством властными полномочиями,
т.е. они занимают доминирующее положение,
в то же время другие участники
рассматриваемых отношений
Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права.
Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то указанные правоотношения можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями. В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.
Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.
Характер
обязанности участника
По
характеру воздействия на участников
таможенные правоотношения являются регулятивными,
поскольку в них
Таможенные
правоотношения можно рассматривать
по способу конкретизации
Таможенно-правовые
отношения могут возникнуть при
наличии соответствующих
В
зависимости от правовых последствий
юридические факты можно
По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.
Норма
таможенного права представляет
собой правило поведения
В
системе таможенного
В
соответствии с методами правового
регулирования общественных отношений,
к которым относятся
Управомочивающими
нормами выступают нормы, которые
наделяют участников таможенно-правовых
отношений определенными
Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).
К
запрещающим нормам относятся нормы,
устанавливающие в виде прямого
запрета обязанность
В
структуре нормы таможенного
права содержатся такие элементы,
как гипотеза, которая определяет
круг лиц, которым адресована норма,
а также обстоятельства ее реализации;
диспозиция, содержащая само правило
поведения, выраженное в виде обязанностей
и прав участников правоотношения;
санкция, указывающая на меры государственного
принуждения за нарушение диспозиции.
Статьи Таможенного кодекса Российской
Федерации содержат в основной массе
развернутую регламентацию прав
и обязанностей участников правоотношений
и условий, при которых они
действуют, т.е. диспозиции и гипотезы
соответствующих норм. При рассмотрении
норм таможенного права с точки
зрения детальности правовой регламентации
регулируемых отношений, выбора вариантов
поведения необходимо отметить, что
в таможенном праве преобладают
императивные нормы, т.е. нормы не допускающие
отступлений от правил, содержащихся
в них. Императивные нормы характерны
для норм публично-правового
Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм. Так, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия. По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.
Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений.
При
этом необходимо отметить, что система
таможенного законодательства представляет
собой совокупность нормативных
правовых актов (законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации
и др.), содержащих нормы права, регулирующие
отношения при перемещении
Таможенный кодекс ТС рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс ТС и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организацией и осуществлением таможенного контроля, а так же уплатой таможенных платежей.
Заключение
Таможенные правоотношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. И поэтому они складываются из очень разнородных отношений и связей, которые регламентируются комплексным таможенным правом.
Для таможенных правоотношений характерен ряд специфических признаков, особенностей, выделяющих их из общего комплекса общественных отношений, урегулированных нормами права.
Таможенные
правоотношения неизменно представляют
собой определенный блок таможенного
дела. Сфера социальной жизни, отношения
в которой могут быть определены
как таможенные, представляет собой
определенный элемент внешнеэкономической
деятельности. В качестве таможенных
могут быть определены только правоотношения,
непосредственно связанные с
перемещением через таможенную границу
государства товаров и
Информация о работе Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений