Таможенные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:16, контрольная работа

Описание

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко: во-первых, таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией). Как совершенно правильно отмечает проф. А.Н. Козырин, «таможенно-тарифное регулирование выполняет две основные функции — фискальную и регулятивную.

Работа состоит из  1 файл

Таможенные пошлины.docx

— 36.97 Кб (Скачать документ)

Введение

Одним из важнейших институтов таможенного права Российской Федерации  является таможенный режим, которым  обуславливается порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу России.

В соответствии с п. 20ст.11 таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в  отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей  в зависимости от целей их перемещения  через таможенную границу и использования  на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

При ввозе  и вывозе товаров решение о  том, какой из таможенных режимов  применяется, принимает само лицо, перемещающее товары. При этом учитываются ограничения, установленные таможенным законодательством.

 

  1. Характеристика таможенных режимов.

Таможенные режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям (признакам). Выделение таможенных режимов в  отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации. Наиболее полно раскрывающей содержание таможенных режимов представляется классификация в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности и экономического воспроизводства.

Согласно этой классификации таможенные режимы могут быть разделены на две группы - простые и экономические таможенные режимы. Такое деление лежит в основе классификации таможенных режимов, приведенной в статье 155 Таможенного кодекса РФ (далее ТК).

В целях таможенного регулирования  в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего  потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие  таможенные режимы:

реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ  в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные  таможенные режимы.

Для простых таможенных режимов характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Эти режимы используются при осуществлении относительно самостоятельных и завершенных коммерческих операций.

Простые таможенные режимы подразделены в статье на основные (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), завершающие (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные (временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы).

Основные таможенные режимы наиболее часто используются при осуществлении  внешней торговли товарами. С применением  завершающих и основных таможенных режимов ввезенные товары перестают находиться под таможенным контролем (ст. 360 ТК РФ) и, следовательно, их таможенное оформление завершается.

Название "завершающий таможенный режим" связано также с тем, что такой таможенный режим может служить для завершения действия какого-либо другого таможенного режима, при этом товары приобретают для таможенных целей итоговый статус.

К числу специальных отнесены таможенные режимы, не имеющие экономического значения, но преследующие достижение каких-либо специфических целей. Круг пользователей большинства специальных таможенных режимов ограничен узким кругом лиц (владельцы магазинов беспошлинной торговли, авиакомпании, воинские части, таможенные органы и др.).

Экономические таможенные режимы отличаются более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции.

В качестве основополагающих критериев  при отнесении конкретного таможенного  режима к группе экономических следует  указать следующие их специфические  черты:

- наличие экономического значения  и обоснования (с макроэкономической точки зрения и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров);

- соответствие  специфическим ситуациям, связанным  с международным разделением труда и открытием национальных рынков, созданием дополнительных возможностей для развития промышленности, торговли и т.д.;

- целевой  и условный характер. Это выражается  в том, что по общему правилу  экономические таможенные режимы  позволяют использовать товар  только в строго определенных  целях;

- предоставление  пользователю таможенного режима  при выполнении им всех предусмотренных  обязательств заранее известных  экономических выгод и преимуществ  путем предоставления налоговых  льгот, а в ряде случаев также  неприменения запретов и ограничений  экономического характера.

В зависимости  от их предназначения таможенные режимы экономического характера подразделяются на три типа:

- складирование  (товары сохраняются в неизменном  состоянии в ожидании иного таможенного предназначения без какого-либо использования, кроме некоторых операций, позволяющих обеспечить такое хранение либо последующее использование, в частности переупаковка, сортировка и т.д.);

- использование  товаров (товары могут использоваться  по своему назначению, однако такое использование в любом случае исключает операции по переработке и обработке товаров и не должно приводить к изменению их состояния, кроме естественной убыли или износа);

- переработка  (товары используются для проведения  определенных операций по их  обработке и переработке с  целью полного либо частичного  изменения состояния этих товаров).

В зависимости  от направления движения товаров  таможенные режимы могут быть подразделены также на ввозные, вывозные, провозные  и комбинированные. К первой группе таможенных режимов, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных режимов второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, магазин беспошлинной торговли. Третью группу составляет таможенный режим транзита. К комбинированным таможенным режимам относятся таможенный склад, перемещение припасов.

Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Требованиями таких режимов является физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров в течение всего периода действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима.

В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенным режимом следует различать срочные и бессрочные таможенные режимы. К числу таможенных режимов, ограниченных определенным временным промежутком, относятся, например, таможенный склад, временный ввоз, переработка для внутреннего потребления, перемещение припасов, международный таможенный транзит.

Правовой  регламентацией одних таможенных режимов  срочного характера предусмотрено  требование о нахождении товаров  в неизменном состоянии, за исключением изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации) и тому подобных обстоятельств.

Другие  предполагают активное использование  товаров. По истечении установленных  сроков таможенный режим должен быть завершен в соответствии с установленным порядком, а товары и транспортные средства в зависимости от требований конкретного таможенного режима - вывезены за пределы таможенной территории РФ, заявлены к иному таможенному режиму, переработаны или потреблены.

 

  1. Понятие, сущность, виды и значение таможенных пошлин.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с  этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко: во-первых, таможенная пошлина может рассматриваться  как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой  системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза  товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью  защиты российских производителей товаров  и обеспечения внутреннего рынка  необходимой продукцией). Как совершенно правильно отмечает проф. А.Н. Козырин, «таможенно-тарифное регулирование  выполняет две основные функции  — фискальную и регулятивную.

Фискальная функция состоит  во взимании таможенной пошлины и  направлении собранных средств  в доход федерального бюджета.

Проявления регулятивной функции  могут быть самыми разнообразными. Это — рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Россию; поддержание  рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов; изменения в структуре  производства и потребления товаров  в Российской Федерации; защита экономики  России от неблагоприятных воздействий  иностранной конкуренции».

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров  она может быть поделена соответственно на два вида: ввозную и вывозную. Причем в отношении вывозной пошлины  законодательство может быть подвержено довольно быстрым изменениям, в зависимости  от складывающейся экономической ситуации в стране.

Размер таможенной пошлины —  это общая сумма, которую требуется  уплатить по данному виду платежа.

Ставка таможенной пошлины —  это фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера  таможенной пошлины. Данная величина устанавливается  на каждый вид товара, который подлежит налогообложению.

Вся совокупность или свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом (фр. тариф — tarif —система ставок). Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, подлежащих обложению таможенной пошлиной при  их перемещении через таможенную границу РФ и ставок пошлин, соответствующих  каждому виду товара. Виды и размеры  ставок, равно как и категории  налогооблагаемых товаров, определяются Правительством РФ. Необходимо подчеркнуть  особо одну важную деталь, характеризующую  структуру таможенного тарифа —  это способ наименования и обозначения  налогооблагаемых товаров.

Дело в том, что объекты налогообложения (перемещаемые товары), будучи предметами международной купли-продажи, мены, дарения и иных подобных операций, в различных странах долгое время  имели различные критерии классификации  и обозначения, что препятствовало определению и сопоставлению  будущих затрат, связанных с ввозом либо вывозом товаров и, кроме  того, различия в официально принятых наименованиях товаров разных государств затрудняли также процедуру таможенного  оформления (по причине невозможности  использования иностранных документов и дополнительных затрат во времени  на приведение обозначения заявленных к оформлению товаров в соответствие с национальными требованиями).

Особенности расчета таможенной пошлины  напрямую зависят от вида ее ставки. Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 4) предусмотрены 3 разновидности ставок:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

     в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины  устанавливается в процентах  к таможенной стоимости облагаемого  товара. Поэтому необходимая сумма  таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости  и соответствующей ставки пошлины  в процентах. Следует отметить, что  в таможенном тарифе преобладают, в  основном, адвалорные ставки, позволяющие  детально учитывать при определении  размера платежа стоимость перемещаемого  товара. Однако расчет пошлины по адвалорной ставке порой оказывается весьма затруднительным, что объясняется  наличием такого института как «таможенная  стоимость».

Информация о работе Таможенные пошлины