Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:59, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия). Задачами, которые способствуют достижению данной цели, являются:
Ознакомление с понятием «гуманитарная помощь».
Изучение основных законов и правовых актов, на основании которых происходит таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых на таможенную территорию России в качестве гуманитарной помощи.
Ознакомление с правилами отнесения товаров к категории «гуманитарная помощь».
Освещение документов, необходимых для таможенного оформления гуманитарной помощи.
Изучение особенностей правила заполнения грузовой таможенной декларации
Рассмотрение существующих льгот по уплате таможенных платежей по отношению к данной категории товаров.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОЛОЖЕНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………...5
1.1. Определение понятия «гуманитарная помощь». Отнесение товаров, ввозимых на территорию РФ, к гуманитарной помощи……………………..5
1.2. Основные законы и правовые акты, касающиеся таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи…………………………………………………………7
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ В РФ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ……………………………………………………………………..10
2.1. Условия помещения товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи, под таможенный режим Документы, необходимые для таможенного оформления товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи………………………………………………………..10
2.2. Правила заполнения грузовой таможенной декларации………………12
2.3. Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи………………………………..13
2.4. Осуществление контроля за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия)…………………………………………………………15
3. ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ГРУЗОВ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ЗА 2009-2010ГГ………………………………………………...………………………20
4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА, ВВИДЕ СМО С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОЧЕРЕДЬЮ……...……………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………38
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………...40
За проверяемый период таможенными органами региона осуществлено таможенное оформление 85979,7 тыс. тонн товаров в различных таможенных режимах, на сумму 27389,0 млн. долларов США. В виде гуманитарной помощи в целом по региону ввезено товаров в количестве 38,2 тыс. тонн на общую сумму 16,5 млн. долларов США, что составило 49,5 % от стоимости всех ввезенных на территорию Российской Федерации за проверяемый период товаров гуманитарной помощи.
Основной
объем гуманитарной помощи, оформленной
в Северо-Западном таможенном управлении,
поступил в адрес МЧС России на
сумму 12 млн. долларов США. При этом
удостоверения о признании
Номенклатура
товаров, ввезенных в качестве гуманитарной
помощи, представлена продуктами питания,
одеждой и обувью, в том числе
бывшей в употреблении, медицинским
оборудованием и медикаментами,
строительными материалами, игрушками,
оргтехникой и другими
Из субъектов федерации основные получатели гуманитарной помощи расположены в г. Москве (товары на сумму 12,0 млн. долларов США поступали в адрес МЧС России), г. Санкт-Петербурге (3,3 млн. долларов США), Республике Карелия (0,3 млн. долларов США). В качестве получателей гуманитарной помощи, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, выступали, в основном, учреждения социальной сферы (детские сады, школы, интернаты, медицинские учреждения).
В 2009 году таможенными органами, подчиненными Управлению, взыскано и перечислено в федеральный бюджет 113126,7 млн. рублей в виде таможенных платежей, в том числе экспортной пошлины - 26859,3 млн. рублей, акцизов - 370,7 млн. рублей, по импортной пошлине - 30973,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость -44792,2 млн. рублей, по таможенным сборам и прочим платежам - 10130,8 млн. рублей.
Общая сумма
предоставленных таможенными
В рассмотренном периоде 2009 года в целом по региону было оформлено товаров в виде гуманитарной помощи 75 тонн на сумму 159 тыс. долларов США. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 3,1 млн. рублей, в том числе по таможенной пошлине - 1,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость - 1,1 млн. рублей.
Всего в проверяемом периоде МЧС России было осуществлено декларирование товаров, отнесенных к гуманитарной помощи по 16 ГТД, на сумму в рублевом эквиваленте 375,4 млн. рублей, что составляет 35 % от общей стоимости гуманитарной помощи, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации в 2002 году. В рамках вышеуказанной международной гуманитарной помощи поставлялись партии продовольствия (мука, пшеница, масло, кукурузно-соевая смесь). Условно начисленные таможенные платежи по этим товарам, ввозимым в качестве гуманитарной помощи, составляли 81,0 млн. рублей.
Как установлено
проверкой, не все получатели гуманитарной
помощи соответствовали требованиям,
установленным Федеральным
В нарушение
Порядка оказания гуманитарной помощи
(содействия) Российской Федерации
на таможенную территорию Российской
Федерации в адрес различных
получателей в федеральном
По удостоверениям серии ГП №№ 004853 и 004808 получателями гуманитарной помощи определены "государственные и муниципальные учреждения и организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы, финансируемые из бюджетов всех уровней", по удостоверениям серии ГП №№ 004854 и 004809 "администрации муниципальных образований, в том числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования культуры", по удостоверению серии ГП № 004810 "государственные органы исполнительной власти, в том числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы", по удостоверению серии ГП № 004811 "российские юридические лица".
В приложении
к постановлению Правительства
Российской Федерации от 4 декабря 1999
года № 1335 установлены требования по
форме удостоверения. Форма удостоверения
предполагает указание конкретного
получателя помощи с указанием адреса
и идентификационный номер
Указанная
практика признания товаров гуманитарной
помощью с применением
В результате
проведенных выборочных встречных
проверок установлено, что часть
товаров, оформленных по "упрощенной"
системе признания статуса
В августе 2009 года имело место исчезновение груза гуманитарной помощи (бывшей в употреблении одежды - 17,7 тонны), оформленного в адрес Городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова. Сумма потерь федерального бюджета в части таможенных платежей при использовании товаров не по назначению составила 0,5 млн. рублей.
При использовании
права признания товаров
Практика
применения упрощенного порядка
признания товаров гуманитарной
помощью способствовала злоупотреблениям
со стороны должностных лиц Санкт-
В проверяемом периоде имели место передача части товаров (бывших в употреблении одежды и обуви) учреждениями образовательного характера третьим лицам, в том числе не относящимся к льготируемой категории получателей гуманитарной помощи согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 691.0,5 млн. рублей.
Также в г. Санкт-Петербурге получателем произведена передача товаров, оформленных в качестве гуманитарной помощи, без разрешения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации. Товары (бывшие в употреблении одежда и обувь) в количестве 18 тонн признаны гуманитарной помощью по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серия ГП № 002191. По окончании таможенного оформления товар передан Пушкинским противотуберкулезным диспансером г. Санкт-Петербурга, являющимся получателем груза, Межрегиональному обществу "Демократический союз инвалидов". Передача произошла с разрешения заместителя председателя Комитета по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга А.Н. Ржаненкова. Сумма потерь федерального бюджета в виде незаконно использованной льготы по этой поставке составила 0,5 млн. рублей.
Первоочередная роль в системе контроля за целевым использованием гуманитарной помощи отводится органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что является требованием раздела 5 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335.
В 1992 году
в г. Санкт-Петербурге решением администрации
города с целью развития и обеспечения
гуманитарных связей и благотворительных
акций создано Санкт-
В то же время контроль за целевым использованием гуманитарной помощи Центром осуществлялся не на должном уровне. Так, в 2009 году Центром проведены всего 4 выездные проверки по вопросу целевого использования гуманитарной помощи. В результате проводимых проверок фактов нарушения целевого использования гуманитарной помощи Центром установлено не было. Отчеты получателей о распределении гуманитарной помощи в Центр представляются несвоевременно. В 2009 году не представлены отчеты о целевом использовании гуманитарной помощи 28 организациями, получившими гуманитарную помощь на сумму 190,0 тыс. долларов США. Таким образом, документально не подтвержденная сумма льгот по таможенным платежам в федеральный бюджет, составила 13,0 млн. рублей. Однако Центр продолжал согласовывать планы распределения гуманитарной помощи, поступающей в адрес учреждений, игнорирующих требования о предоставлении отчетов о целевом использовании поступившей ранее в их адрес помощи. Следует отметить, что для таможенных органов согласованные планы распределения помощи являются одним из ключевых условий к признанию товаров гуманитарной помощью в порядке исполнения распоряжений ГТК России от 11 мая 2001 года №№ 483-р, 484-р и от 20 марта 2002 года №№ 197-р, 198-р, 199-р, 200-р.
В представленных
в ходе проверки документах отсутствует
информация о проводимых сверках
между Центром и
Следует отметить, что в системе учета получателями гуманитарной помощи отсутствует единая форма отчета об ее целевом использовании, не установлены сроки представления отчета. Требованиями действующего законодательства Российской Федерации по применению льгот по уплате налоговых и таможенных платежей не установлены форма и причина отказа Комиссией в согласовании с заявителем на получение гуманитарной помощи плана распределения, а также признания груза гуманитарной помощью.
Согласно Порядку оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации и приказу ГТК России от 25 мая 2000 года № 429 на таможенные органы Российской Федерации наряду с органами исполнительной власти субъектов федерации возложен контроль за целевым использованием гуманитарной помощи.
Контроль
за целевым использованием товаров,
ввезенных на таможенную территорию
Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге
и Ленинградской области, приказом
Северо-Западного таможенного
Однако
в технологической схеме не предусмотрено,
что взаимодействие таможенных подразделений
и иных правоохранительных органов
с целью осуществления
Всего в
проверяемом периоде всеми