Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия). Задачами, которые способствуют достижению данной цели, являются:
Ознакомление с понятием «гуманитарная помощь».
Изучение основных законов и правовых актов, на основании которых происходит таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых на таможенную территорию России в качестве гуманитарной помощи.
Ознакомление с правилами отнесения товаров к категории «гуманитарная помощь».
Освещение документов, необходимых для таможенного оформления гуманитарной помощи.
Изучение особенностей правила заполнения грузовой таможенной декларации
Рассмотрение существующих льгот по уплате таможенных платежей по отношению к данной категории товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОЛОЖЕНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………...5
1.1. Определение понятия «гуманитарная помощь». Отнесение товаров, ввозимых на территорию РФ, к гуманитарной помощи……………………..5
1.2. Основные законы и правовые акты, касающиеся таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи…………………………………………………………7
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ В РФ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ……………………………………………………………………..10
2.1. Условия помещения товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи, под таможенный режим Документы, необходимые для таможенного оформления товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи………………………………………………………..10
2.2. Правила заполнения грузовой таможенной декларации………………12
2.3. Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи………………………………..13
2.4. Осуществление контроля за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия)…………………………………………………………15
3. ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ГРУЗОВ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ЗА 2009-2010ГГ………………………………………………...………………………20
4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА, ВВИДЕ СМО С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОЧЕРЕДЬЮ……...……………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………38
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ОТКТиТС.docx

— 90.14 Кб (Скачать документ)

За проверяемый  период таможенными органами региона  осуществлено таможенное оформление 85979,7 тыс. тонн товаров в различных  таможенных режимах, на сумму 27389,0 млн. долларов США. В виде гуманитарной помощи в целом по региону ввезено  товаров в количестве 38,2 тыс. тонн на общую сумму 16,5 млн. долларов США, что составило 49,5 % от стоимости всех ввезенных на территорию Российской Федерации за проверяемый период товаров гуманитарной помощи.

Основной  объем гуманитарной помощи, оформленной  в Северо-Западном таможенном управлении, поступил в адрес МЧС России на сумму 12 млн. долларов США. При этом удостоверения о признании товаров  гуманитарной помощью на сумму 9,5 млн. долларов США были оформлены Комиссией  по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия) до 2010 года. Непосредственно в адрес получателей, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, оформлено товаров на сумму 4,5 млн. долларов США. Следует отметить, что Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации выдано разрешений на оформление товаров гуманитарной помощи в адрес МЧС России всего на 2,5 млн. евро, а из товаров, ввезенных непосредственно в адрес зарегистрированных в Северо-Западном федеральном округе получателей, более половины (на сумму 2,5 млн. долларов) оформлено без рассмотрения Комиссией, на основании распоряжений ФТС России.

Номенклатура  товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи, представлена продуктами питания, одеждой и обувью, в том числе  бывшей в употреблении, медицинским  оборудованием и медикаментами, строительными материалами, игрушками, оргтехникой и другими товарами.

Из субъектов  федерации основные получатели гуманитарной помощи расположены в г. Москве (товары на сумму 12,0 млн. долларов США поступали в адрес МЧС России), г. Санкт-Петербурге (3,3 млн. долларов США), Республике Карелия (0,3 млн. долларов США). В качестве получателей гуманитарной помощи, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, выступали, в основном, учреждения социальной сферы (детские сады, школы, интернаты, медицинские учреждения).

В 2009 году таможенными органами, подчиненными Управлению, взыскано и перечислено в федеральный бюджет 113126,7 млн. рублей в виде таможенных платежей, в том числе экспортной пошлины - 26859,3 млн. рублей, акцизов - 370,7 млн. рублей, по импортной пошлине - 30973,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость -44792,2 млн. рублей, по таможенным сборам и прочим платежам - 10130,8 млн. рублей.

Общая сумма  предоставленных таможенными органами региона льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составила 49493,0 млн. рублей. По товарам, ввезенным в качестве гуманитарной помощи, сумма предоставленных таможенными органами льгот составила 237,2 млн. рублей, или 0,48 % от общей суммы предоставленных льгот, в том числе по таможенной пошлине - 147,4 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость - 89,7 млн. рублей.

В рассмотренном периоде 2009 года в целом по региону было оформлено товаров в виде гуманитарной помощи 75 тонн на сумму 159 тыс. долларов США. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 3,1 млн. рублей, в том числе по таможенной пошлине - 1,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость - 1,1 млн. рублей.

Всего в  проверяемом периоде МЧС России было осуществлено декларирование товаров, отнесенных к гуманитарной помощи по 16 ГТД, на сумму в рублевом эквиваленте 375,4 млн. рублей, что составляет 35 % от общей стоимости гуманитарной помощи, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации в 2002 году. В рамках вышеуказанной международной гуманитарной помощи поставлялись партии продовольствия (мука, пшеница, масло, кукурузно-соевая смесь). Условно начисленные таможенные платежи по этим товарам, ввозимым в качестве гуманитарной помощи, составляли 81,0 млн. рублей.

Как установлено  проверкой, не все получатели гуманитарной помощи соответствовали требованиям, установленным Федеральным законом  от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации  от 4 декабря 1999 года № 1335. Так, Санкт-Петербургской  гимназией "Грейс" ввезен на таможенную территорию Российской Федерации автобус "Мерседес" стоимостью 40,0 тыс. долларов США по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 002306 с предоставлением  таможенных льгот. Автобус используется для перевозки учащихся и для  обеспечения административно-хозяйственной  деятельности этой гимназии. Проверкой  установлено, что учащимися этой гимназии являются дети, родители которых, согласно представленным классным журналам, занимают руководящие должности  в различных сферах деятельности (бизнесе, государственных и муниципальных  учреждениях). Таким образом, отнести  этих детей к малообеспеченным, социально  незащищенным группам населения  не представляется возможным. Сумма  предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный  бюджет при оформлении этой спонсорской  помощи в виде гуманитарной помощи составила 0,5 млн. рублей.

В нарушение  Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации  на таможенную территорию Российской Федерации в адрес различных  получателей в федеральном округе ввезены товары на сумму 2,5 млн. долларов США, признанные гуманитарной помощью, по удостоверениям Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, в которых пользователи льгот имеют обобщенный характер. В удостоверениях установлены только критерии стоимости поставки гуманитарной помощи на одно юридическое лицо в течение одного квартала или месяца (от 500 до 10 тыс. евро).

По удостоверениям серии ГП №№ 004853 и 004808 получателями гуманитарной помощи определены "государственные  и муниципальные учреждения и  организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы, финансируемые  из бюджетов всех уровней", по удостоверениям серии ГП №№ 004854 и 004809 "администрации  муниципальных образований, в том  числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования культуры", по удостоверению серии ГП № 004810 "государственные органы исполнительной власти, в том числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы", по удостоверению серии ГП № 004811 "российские юридические лица".

В приложении к постановлению Правительства  Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335 установлены требования по форме удостоверения. Форма удостоверения  предполагает указание конкретного  получателя помощи с указанием адреса и идентификационный номер организации. Иного порядка выдачи удостоверений  в "упрощенном" виде нормативно-правовыми  актами Российской Федерации не выявлено.

Указанная практика признания товаров гуманитарной помощью с применением удостоверений  Комиссии по вопросам международной  гуманитарной помощи при Правительстве  Российской Федерации способствует использованию недобросовестными  участниками внешнеэкономической  деятельности программы поддержки  государством проектов оказания гуманитарной помощи Российской Федерации в качестве канала ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товарных партий без уплаты таможенных платежей. Надо сказать, что выдача подобных удостоверений не дает возможности осуществлять контроль за целевым расходованием этих товаров.

В результате проведенных выборочных встречных  проверок установлено, что часть  товаров, оформленных по "упрощенной" системе признания статуса гуманитарной помощи, не доходила до получателей заявленных в документах.

В августе 2009 года имело место исчезновение груза гуманитарной помощи (бывшей в употреблении одежды - 17,7 тонны), оформленного в адрес Городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова. Сумма потерь федерального бюджета в части таможенных платежей при использовании товаров не по назначению составила 0,5 млн. рублей.

При использовании  права признания товаров гуманитарной помощью с применением безликих удостоверений созданы предпосылки  к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации товаров в  количествах, явно превышающих потребности  учреждений. Идентификация грузов в  качестве гуманитарной помощи происходила  по формальным признакам принадлежности получателей гуманитарной помощи, без  должной оценки товарных позиций  со стороны таможенных органов.

Практика  применения упрощенного порядка  признания товаров гуманитарной помощью способствовала злоупотреблениям со стороны должностных лиц Санкт-Петербургской  таможни и неправомерному предоставлению льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет.

В проверяемом  периоде имели место передача части товаров (бывших в употреблении одежды и обуви) учреждениями образовательного характера третьим лицам, в том  числе не относящимся к льготируемой категории получателей гуманитарной помощи согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 691.0,5 млн. рублей.

Также в  г. Санкт-Петербурге получателем произведена передача товаров, оформленных в качестве гуманитарной помощи, без разрешения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации. Товары (бывшие в употреблении одежда и обувь) в количестве 18 тонн признаны гуманитарной помощью по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серия ГП № 002191. По окончании таможенного оформления товар передан Пушкинским противотуберкулезным диспансером г. Санкт-Петербурга, являющимся получателем груза, Межрегиональному обществу "Демократический союз инвалидов". Передача произошла с разрешения заместителя председателя Комитета по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга А.Н. Ржаненкова. Сумма потерь федерального бюджета в виде незаконно использованной льготы по этой поставке составила 0,5 млн. рублей.

Первоочередная  роль в системе контроля за целевым  использованием гуманитарной помощи отводится  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, что является требованием раздела 5 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 4 декабря 1999 года № 1335.

В 1992 году в г. Санкт-Петербурге решением администрации  города с целью развития и обеспечения  гуманитарных связей и благотворительных  акций создано Санкт-Петербургское  государственное учреждение "Центр  международных гуманитарных связей" (далее - Центр). Согласно уставу Центра, контроль за целевым использованием международной гуманитарной помощи, поступающей в адрес государственных общественных и иных организаций и учреждений в г. Санкт-Петербурге, должен был осуществлять Центр.

В то же время контроль за целевым использованием гуманитарной помощи Центром осуществлялся  не на должном уровне. Так, в 2009 году Центром проведены всего 4 выездные проверки по вопросу целевого использования гуманитарной помощи. В результате проводимых проверок фактов нарушения целевого использования гуманитарной помощи Центром установлено не было. Отчеты получателей о распределении гуманитарной помощи в Центр представляются несвоевременно. В 2009 году не представлены отчеты о целевом использовании гуманитарной помощи 28 организациями, получившими гуманитарную помощь на сумму 190,0 тыс. долларов США. Таким образом, документально не подтвержденная сумма льгот по таможенным платежам в федеральный бюджет, составила 13,0 млн. рублей. Однако Центр продолжал согласовывать планы распределения гуманитарной помощи, поступающей в адрес учреждений, игнорирующих требования о предоставлении отчетов о целевом использовании поступившей ранее в их адрес помощи. Следует отметить, что для таможенных органов согласованные планы распределения помощи являются одним из ключевых условий к признанию товаров гуманитарной помощью в порядке исполнения распоряжений ГТК России от 11 мая 2001 года №№ 483-р, 484-р и от 20 марта 2002 года №№ 197-р, 198-р, 199-р, 200-р.

В представленных в ходе проверки документах отсутствует  информация о проводимых сверках  между Центром и правоохранительными  органами по фактам нарушений порядка  использования гуманитарной помощи.

Следует отметить, что в системе учета  получателями гуманитарной помощи отсутствует  единая форма отчета об ее целевом  использовании, не установлены сроки  представления отчета. Требованиями действующего законодательства Российской Федерации по применению льгот по уплате налоговых и таможенных платежей не установлены форма и причина отказа Комиссией в согласовании с заявителем на получение гуманитарной помощи плана распределения, а также признания груза гуманитарной помощью.

Согласно  Порядку оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации  и приказу ГТК России от 25 мая 2000 года № 429 на таможенные органы Российской Федерации наряду с органами исполнительной власти субъектов федерации возложен контроль за целевым использованием гуманитарной помощи.

Контроль  за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, приказом Северо-Западного таможенного управления ГТК России от 30 июля 2002 года № 407 "О  таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи" возложен на таможенную инспекцию Управления. Этим приказом утверждена технологическая схема  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в  качестве гуманитарной помощи (содействия). В иных субъектах Российской Федерации  контроль за целевым использованием гуманитарной помощи по линии таможенных органов осуществляли таможни.

Однако  в технологической схеме не предусмотрено, что взаимодействие таможенных подразделений  и иных правоохранительных органов  с целью осуществления эффективного контроля за процессом распределения  гуманитарной помощи должно осуществляться оперативно. Отсутствует обратная связь  Инспекции с таможнями в плане  получения сведений о лицах, не предоставляющих  отчетность о распределении гуманитарной помощи. Это способствует принятию решений о выпуске товаров  с применением льгот по уплате таможенных платежей в адрес учреждений, не предоставивших отчетов о ранее ввезенной в их адрес помощи, или имеющих задолженность по уплате таможенных платежей в результате выявленных нарушений целевого использования гуманитарной помощи.

Всего в  проверяемом периоде всеми подразделениями  таможенных органов региона выявлено 98 фактов нарушения таможенного  законодательства при оформлении и  использовании товаров, заявленных в виде гуманитарной помощи. Из них 62 факта связаны с нецелевым  использованием товаров, 36 дел о  нарушениях таможенных правил связаны  с недоставкой товаров в таможенные органы и использованием товаров, находящихся  под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов. Возбуждено 8 уголовных  дел по признакам преступлений по части 1 статьи 194 УК РФ, квалифицируемых  как уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Общая  сумма доначислений по итогам этих мероприятий в целом по региону  составила 2,5 млн. рублей.

Информация о работе Таможенный контроль