Таможенный союз и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – перспективы развития Таможенного союза.
Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:
 рассмотреть этапы и сроки формирования Таможенного союза
 рассмотреть перспективы Таможенного союза
 выделить достоинства и недостатки Таможенного союза

Содержание

Введение
Глава 1. История создания Таможенного союза
1.1 Этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза
1.2 Договорно-правовая база Таможенного союза
Глава 2. Перспективы развития Таможенного союза
2.1 Достоинства и недостатки Таможенного союза
2.2 Возможности расширения Таможенного союза
2.3 Таможенный союз и ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

перспективы.rtf

— 1.18 Мб (Скачать документ)

* отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза;2

* перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.

В части администрирования экспорта:

* государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;

* суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;

* государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);

* возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.

К 1 июля 2011 года:

* перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;

* завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.

С 1 июля 2011 года отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации5.

Таким образом, Таможенный союз был сформирован из предварительного, первого и второго этапов.

1.2 Договорно-правовая база Таможенного союза

 

Формирование Таможенного союза:

Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.)

Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.)

Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 1996 г.)

Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.)

Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС:

Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.)

Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.)

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.)

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.)

Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза (Москва, 17 февраля 2000 г.)

Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества (Москва, 25 января 2008 г.)

Протокол о внесении изменений в Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза:

Договор о Комиссии таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.)

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.)

Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.)

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Москва, 25 января 2008 г.)6

Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.)

Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Протокол о предоставлении тарифных льгот (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах - участниках таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о порядке декларирования товаров (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о видах таможенных процедур и таможенных режимов (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)

Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (Москва, 9 июня 2009 г.)

Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (Москва, 9 июня 2009 г.)

Протокол о статусе Центра таможенной статистики (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.)

Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению оценке (подтверждению) соответствия (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Соглашение таможенного союза по санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Соглашение таможенного союза о карантине растений (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)

Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)7

Таким образом, в договорно-правовую базу Таможенного союза входят такие документы, как:

Документы, формирующие Таможенный союз;

Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС;

Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

таможенный союз экономический правовой

 

Глава 2. Перспективы развития Таможенного союза

2.1 Достоинства и недостатки Таможенного союза

 

Как известно, таможенный союз - это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа в отношении других государств. В качестве цели таможенного союза инициаторами такого объединения России, Белоруссии и Казахстана заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Предполагается, что за счет увеличения рынка и установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, а к 2015 г. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан - 14,7% и вместе они заработают более 400 млрд. дол.

Единое таможенное пространство трех государств с совокупным населением 170 млн. чел. представляется делом крайне выгодным, особенно для России, где сосредоточена значительная часть производителей товаров и услуг. За счет ликвидации пошлин этим производителям будет значительно легче конкурировать с производителями других стран (в первую очередь Китая и Европейского союза) на рынках Казахстана и Белоруссии.

Казахстан, крайне заинтересованный в эффективном функционировании и развитии таможенного союза, еще до подписания документов по нему предлагал России согласовать вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа, а так же с железнодорожными тарифами. Транспортировка своих энергоресурсов на западные рынки по оптимальным тарифам - одна из ключевых задач для этого государства. Кроме того, с созданием таможенного союза потребители Казахстана получат более качественные энергоносители. Будут, наконец, решены проблемы искусственной диспропорции цен на бензин, а так же дефицита топлива8.

Белоруссия возлагает на таможенный союз свои надежды. В его рамках Россия может пойти на создание более комфортных условий для поставки белорусской продукции на российский рынок и продажи своих энергоносителей.

Участие в таможенном союзе поможет Белоруссии привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей. Рынок страны с населением в 10 млн. чел. вряд ли привлечет инвестора. Иное дело - авторынок в 170 млн. чел. Ситуация может еще улучшиться, если Россия предоставит Белоруссии некоторые льготы в части формирования пошлин на легковые автомобили. Но не размер пошлин на импорт автомобилей может стать камнем преткновения в таможенном союзе, а вопрос поставки из России более дешевых газа и нефти.

У России так же есть определенный интерес к таможенному союзу. Снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить объемы торговли энергоносителями или урановым сырьем и защитить наших производителей от экспансии третьих стран.

Итак, позитивных ожиданий от функционирования и развития таможенного союза не мало. После длительного обсуждения стороны достигли одной из ключевых договоренностей - о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 %, Казахстан - 7,33 %.

Однако потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешне экономической деятельности и теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.

Если предположить, что основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, помимо российских транспортных компаний, не только они, но и федеральный бюджет России неизбежно понесет убытки.

Информация о работе Таможенный союз и перспективы его развития