Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выяснить для каких целей государства заключают между собой Таможенные союзы, какие преследуют при этом цели, узнать, на каких правовых актах основываются эти союзы, а также изучить порядок таможенного оформления и контроля.
а)
неприменение тарифных и количественных
ограничений в отношении
б) применение единой системы взимания косвенных налогов;
в) ничто не препятствует одной Стороне временно применять защитные меры в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством;
г) непредоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем Стороны взаимно предоставляют друг другу;
д)
устранение ограничений конкуренции,
вызванных поведением хозяйствующих
субъектов или вызванных
е) взаимное неприменение Сторонами каких-либо мер (в том числе и коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Стороны.»15
В
дальнейшем к договору были выпущены решения,
одно из которых "О толковании Соглашения
о Таможенном союзе между РФ и РБот 6 января
1995 года" (принято в г. Минске 15 сентября
1997 года) указывается, что Соглашением
о Таможенном союзе от 6 января 1995 года
установлен правовой режим, в соответствии
с которым образована единая таможенная
территория и отменен таможенный контроль
при перемещении товаров между государствами
- участниками.
Высший Совет Союза Беларуси и России
в своем решении N 2 от 28 апреля
1999 года "О завершении формирования
единого таможенного пространства Союза
Беларуси и России" установил, что таможенная
территория Республики Беларуси таможенная
территория РФ образуют таможенное пространство
Союза Беларуси и России, на котором не
применяются таможенный контроль и таможенное
оформление, взимание пошлин, другие ограничительные
меры во взаимной торговле в отношении
товаров гражданского назначения, происходящих
из этих территорий, а также приняты идентичные
меры по регулированию каждым государством-участником
Союза взаимной торговли и торговли товарами,
происходящими с территории третьих стран16.
Стоит отметить, что государства активно проводят встречи, в ходе которых решают вопросы о Таможенном союзе, одна из них произошла 26 января 2008 года, как пишет «Российская газета» «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана состоялся. Правда, если точнее, то премьеры трех стран на Межгоссовете Евразийского экономического сообщества подписали лишь пакет соглашений, формирующих международно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В реальности же Таможенный союз может появиться лишь к 2010 году. Это означает, что только через три года у Москвы, Минска и Астаны могут появиться общие внешние границы. Но главное все же случилось: спорный вопрос, который не могли решить с 1999 года, когда Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве, наконец закрыт. Правда, некоторых членов ЕврАзЭС - Киргизию, Таджикистан и Узбекистан - союзники в своих рядах не досчитались. Но российский премьер-министр Виктор Зубков надеется на то, что совсем скоро и они присоединятся к тройственному союзу.»17
А причины здесь разные, практически у каждой неприсоединившейся страны не то, чтобы свой взгляд на образование подобного союза, а скорее "личные" причины на отсрочку. Свое вступление в тройственный союз, к примеру, Киргизии пришлось отложить лишь потому, что сначала Бишкеку предстоит урегулировать вопросы со Всемирной торговой организацией, в которой эта страна состоит почти 10 лет. Впрочем, еще перед вступлением в ВТО Киргизия, которая, кстати, состояла в задекларированном Таможенном союзе, резко снизила таможенные пошлины, ввела единый законодательный режим для местных и зарубежных предпринимателей.
§2 Из судебной практики
Мною было рассмотрена дело, в котором общество с ограниченной ответственностью "Квадро-Ойл» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска в части отказа в возмещении НДС в сумме 487 758 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб.
Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по результатам камеральных налоговых проверок представленных ООО "Квадро-Ойл" деклараций по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март и апрель 2007 г., а ФНС приняла решения, которыми обществу отказано в возмещении НДС в сумме 487 758 руб., также, обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб. Что является недействительным, так как ООО "Квадро-Ойл" действовало в рамках соглашение между РФ и РБ. Дело в том, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при экспорте товаров в РБ при условии документального подтверждения факта экспорта18.
Арбитражного суда Смоленской области признал решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска недействительными в части отказа в возмещении НДС в сумме 487 758 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб. И обязал возместить необходимые суммы19.
А в скором времени ФНС России по Ленинскому округу г. Смоленска подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд, где ей было отказано.
Да
уж, печально осознавать, что даже ФНС
России не знакома с действующими
постановления и соглашениями, которые
действуют в рамках Таможенного союза.
Глава3. Международная торговля и соглашения
В
регулировании международной
В
основу деятельности ВТО, сменившей
в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным
тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы
свободной торговли и национального режима
(предоставление иностранным товарам
и услугам на территории импортирующего
государства того же режима, что и для
национальных товаров и услуг). Целью деятельности
ВТО является понижение торговых барьеров
и облегчение обмена товарами и услугам
между странами.
Этим целям соответствует отстаиваемая
ВТО политика постепенного снижения ввозных
пошлин и постепенного устранения иных
торговых барьеров20.
В
системе таможенного права
В соответствии с Конституцией РФ21 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия.
Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права. В той же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора"22.
Порядок
заключения, выполнения и прекращения
международных договоров
РФ установлен Федеральным законом "О
международных договорах РФ"23.
Этот законодательный акт применяется
в отношении международных договоров
РФ (межгосударственных, межправительственных
договоров и договоров межведомственного
характера) независимо от их вида и наименования
(договор, соглашение, конвенция, протокол
и т.д.).
Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом "О международных договорах РФ", поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.
Нормы,
регулирующие таможенные отношения, могут
содержаться как в специальных таможенных
конвенциях, так и в различных договорах
и соглашениях, предмет которых лишь косвенно
касается таможенных вопросов.
Примером последних могут служить международные
торговые договоры и соглашения. Так, в
статье 2 Торгового соглашения между Правительством
РФ и Правительством Украины (Москва, 22
октября 1992года) устанавливается, что
Договаривающиеся Стороны предоставляют
друг другу режим наиболее благоприятствуемой
нации в том, что касается таможенных пошлин
и сборов, применяемых в отношении экспорта
и импорта, включая методы взимания таких
пошлин и сборов, положений, относящихся
к таможенной оценке, и т.д.
Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д24.
Разнообразные
соглашения по таможенному сотрудничеству
заключаются на двустороннем уровне
(например, Соглашение от 16 декабря 1994
года между Правительством РФ и Правительством
США о порядке таможенного оформления
и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых
в рамках российско – американского сотрудничества
в области исследования и использования
космического пространства в мирных целях)25.
§1. Европейский союз
Пункт 4 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ прямо предусматривает направленность таможенной политики РФ на гармонизацию и унификацию таможенного законодательства РФ с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Кроме того, провозглашение отношения партнерства между РФ, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами26, с другой стороны27, содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств, далее предусматривается, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС28. Активное сотрудничество России и ЕС в таможенной сфере делает необходимым изучение российскими учеными и практиками феномена таможенного права ЕС.
Говоря
о таможенном праве ЕС, необходимо
в первую очередь обратить внимание
на то, что речь идет не об отрасли
внутригосударственного (национального)
права и не о простой сумме
правовых норм таможенных законодательств
всех государств, входящих в ЕС, а о правовых
нормах, являющихся составной частью принципиально
иной, особой правовой системы, не известной
ранее, - правовой системы интеграционного
объединения 25 государств, которая носит
наднациональный характер и все еще находится
в стадии формирования и подвержена постоянным
изменениям29.
Одним из существенных признаков данного
интеграционного объединения, которым
является Европейский Союз, является то,
что государства, входящие в его состав,
образуют между собой таможенный союз.
Подписав Римский Договор об учреждении
Европейского Экономического Сообщества
1957 года, статьей 9 которого предусматривалось
создание данного таможенного союза, и
установив во исполнение своих обязательств
по созданию таможенного союза с 1 июля
1968 года общий таможенный тариф для всех
государств-членов ЕС, эти государства
тем самым добровольно лишили себя большей
части своего таможенного суверенитета,
передав полномочия по правовому регулированию
в таможенной сфере «единому европейскому
законодателю». С этого момента правовое
регулирование таможенных правоотношений
перестало быть предметом ведения государств-членов
и стало исключительным предметом ведения
ЕЭС. Вторым важнейшим этапом становления
таможенного союза ЕС стала кодификация
и систематизация правовых актов ЕС в
области таможенного регулирования - принятие
Таможенного Кодекса Европейского Сообщества30
и регламента 2454/93 о порядке применения
Таможенного Кодекса ЕС31.