Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выяснить для каких целей государства заключают между собой Таможенные союзы, какие преследуют при этом цели, узнать, на каких правовых актах основываются эти союзы, а также изучить порядок таможенного оформления и контроля.
Однако
не весь круг таможенных правоотношений
охвачен правовой регламентацией на
уровне ЕС – некоторые виды этих правоотношений
по-прежнему регулируются национальным
законодательством государств-членов.
Итак, что же входит в предмет правового
регулирования таможенного права ЕС, являясь
исключительным предметом ведения Европейского
Союза? На мой взгляд, анализ правовых
норм, содержащихся в источниках европейского
права, позволяет сделать вывод о том,
что предмет европейского таможенного
права охватывает следующие 5 групп общественных
отношений:
1) отношения между ЕС и государствами-участниками
ЕС по устранению и недопущению установления
в торговле между государствами-участниками
ЕС таможенных пошлин, импортных сборов
и иных платежей, имеющий сходный эффект,
а также количественных ограничений экспорта
и импорта;
2)отношения между ЕС и государствами-участниками
ЕС по установлению единой таможенной
территории ЕС и установлению и порядку
изменения единого для всех государств-участников
ЕС таможенного тарифа, применяемого в
торговле с третьими странами (не входящих
в состав ЕС);
3) отношения между ЕС и государствами-участниками
ЕС по установлению единых для всех стран
ЕС принципов перемещения товаров через
таможенную границу ЕС, включая установление
единой товарной номенклатуры, единых
правил определения страны происхождения
товаров, единых таможенных процедур (включая
правила таможенного оформления товаров,
помещения товаров под определенные таможенные
режимы), правил определения размера и
порядка взимания таможенных пошлин, возникновения
и оплаты (либо возврата) таможенного долга;
4) отношения между таможенными органами
государств ЕС и лицами, перемещающими
товары и транспортные средства через
таможенную границу ЕС, возникающие в
связи с указанным перемещением;
5) отношения между таможенными органами
государств ЕС и лицами, перемещающими
товары и транспортные средства через
таможенную границу ЕС по поводу подачи
жалобы (апелляции) указанными лицами
на действия и решения таможенных органов,
за исключением действий и решений, осуществленных
и принятых на основании уголовно-правовых
норм.
Теперь последовательно рассмотрим, в
свою очередь, правовое регулирование
каких сфер общественных отношений в области
таможенного дела относится к компетенции
государств-членов ЕС. Это следующие таможенные
правоотношения, не охватываемые правовыми
нормами европейского таможенного права:
1) связанные с ввозом на территорию государства-члена
ЕС и вывозом с его территории, а также
транзитом:
-оружия и боеприпасов;
- товаров военного назначения,
- культурных ценностей,
- медикаментов,
- неядерных отходов промышленного производства,
- товаров, в отношении которых, государства-члены
праве устанавливать ограничения или
запрещения ввоза, вывоза и транзита в
порядке32. Например, некоторых видов
печатной и видеопродукции - по мотиву
защиты общественной морали33
2) связанные с установлением и порядком
взимания различных специализированных
сборов (морской ввозной пошлины, которой
облагаются товары, ввозимые на французские
заморские территории и департаменты)
и автомобильных, портовых, аэропортовых
и иных сборов, основанных, например, на
технических характеристиках автомобильных,
водных и воздушых транспортных средств,
а не на свойствах товаров34.
3) связанные с порядком организации системы
таможенных органов каждого государства-члена
ЕС, определения их задач, функций, полномочий
должностных лиц таможенных органов;
4) связанные с установлением мер ответственности
и порядка привлечения к ней за нарушение
таможенных правил (установленных уже,
в свою очередь, на уровне ЕС), а также порядок
рассмотрения таможенных споров. В каждом
из государств ЕС виды и меры ответственности
за нарушение одних и тех же единых для
всех членов ЕС таможенных правил, а также
процедура привлечения к этой ответственности
существенно отличаются. Так, в Голландии
существуют специализированные таможенные
суды; во Франции большое число нарушений
таможенного законодательства - уголовно
наказуемо, в то время как в ФРГ некоторые
из тех же самых деяний образуют состав
лишь административных правонарушений.
Таково «горизонтальное» соотношение
таможенного права ЕС и национального
таможенного права. «Вертикальное» же
соотношение обусловлено природой права
ЕС, нормы которого имеют прямое действие
и безусловный приоритет по юридической
силе над нормами национального права
государств-членов ЕС.
Большинством западно-европейских ученых
таможенное право не признается пока еще
самостоятельной отраслью права в том
значении, в каком ими являются, например,
трудовое или налоговое право, однако
некоторые из них полагают, что именно
особый, специфический характер таможенного
права обосновывает допустимость признания
его полноправной самостоятельной отраслью
публичного права, включающей в себя три
таких подотрасли как фискальное таможенное
право, экономическое таможенное право,
а также совокупность норм, регулирующих
порядок разрешения таможенных споров
и применение ответственности за нарушения
таможенного законодательства.
На наш взгляд, при изучении таможенного
права ЕС необходимо различать в его системе
две подотрасли, существенно отличающихся
друг от друга по предмету и методу правового
регулирования, источникам правовых норм,
но в своем единстве регулирующих два
основополагающих аспекта таможенных
отношений в ЕС35:
организационно-базисный аспект таможенного
права ЕС – совокупность норм первичного1
и вторичного2 права ЕС, регулирующих отношения
между ЕС и государствами-членами ЕС по
поводу реализации единой таможенной
политики ЕС как внутри Таможенного союза
ЕС, так и в отношениях с третьими странами;
функциональный аспект таможенного права
ЕС - совокупность норм первичного и вторичного
права ЕС, а также норм национального таможенного
права государств-членов ЕС, регулирующих
общественные отношения между таможенными
органами государств-членов ЕС и физическими
и юридическими лицами по поводу перемещения
указанными лицами товаров и транспортных
средств через таможенную границу ЕС36.
В конце
данной работы хотелось бы рассказать
ещё об одном Таможенном союзе. Southern
African Cu tom Union Agreement, SACUA, Cu tom Union of Southern Afri
торговый, таможенный и частично валютный
союз, созданный в соответствии с Соглашением
1969 г. Члены: Ботсвана, Лесото, Намибия,
ЮАР, Свазиленд. Представительницей группировки
является одноименная организация, возникшая
еще в колониальный период в начале XX в. в рамках
стерлинговой зоны и просуществовавшая
до 1969 г., когда в связи с изменением политического статуса
участников союза было подписано новое
Соглашение о сохранении валютного и таможенного
союза. Доминирующие позиции в союзе занимает
ЮАР, что вызывает сопротивление у остальных
участников группировки. В частности,
ЮАР устанавливает размер таможенных пошлин
и акцизов, а также распределяет поступления в зависимости от доли
отдельных участников таможенного союза
в торговле. Для союза характерно беспрепятственное движение капиталов, услуг и рабочей силы.
По большинству позиций во взаимном товарообмене
действует режим свободной торговли. ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию
(United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) - наиболее
представительная торгово-экономическая
организация, содействующая развитию
международного обмена (насчитывает свыше
170 стран-членов). Создана в 1964 г. на XIX сессии
Генеральной Ассамблеи ООН. В решении
о создании ЮНКТАД указано, что эта организация
будет способствовать расширению всех
потоков мировой торговли, но на практике
основное внимание она уделяет торговле
развивающихся стран. Высшим органом ЮНКТАД
являются сессии, проводимые раз в 3-4 года,
а в периоды между сессиями ее функции
выполняет Совет по торговле и развитию,
могущий действовать от лица ЮНКТАД37.
Решения принимаются консенсусом; формально
они не являются обязательными, но еще
на втором заседании Совета было единогласно
признано, что решения "должны вести
к действиям, благоприятствующим
международной торговле". Особенностью организации работ в ЮНКТАД является
то, что обсуждение вопросов повестки
дня, составление проектов документов
и процедура принятия решений происходят
в основном в группах стран (развитых, развивающихся
и стран Восточной Европы; КНР не входит
ни в одну группу, но поддерживает обычно развивающиеся страны - "группу 77"). Согласно
резолюции ¦1995 Генеральной Ассамблеи
ООН, учредившей ЮНКТАД, важнейшими ее
функциями являются: поощрение международной
торговли, установление принципов и политики,
касающихся торговли, разработка рекомендаций
для претворения в жизнь этих принципов
и политики. Практический вклад
ЮНКТАД в развитие международных экономических
отношений заключается в следующем. Во-первых,
ЮНКТАД является органом, разрабатывающим
основополагающие документы по кардинальным вопросам
развития этих отношений (например, "Принципы
международных торговых отношений и торговой
политики, способствующие развитию"
разработаны на первой сессии, "Хартия
экономических прав и обязанностей государств"
разработана на основе решения третьей
сессии). Во-вторых, в рамках ЮНКТАД ведутся
переговоры по отдельным аспектам торговой
политики и вырабатываются меры, регулирующие
развитие торговли. Кроме того, Секретариат
ЮНКТАД систематически издает статистические
и аналитические материалы по международной
торговле и торговой политике, он имеет
наиболее полный
банк данных по торговым барьерам. Среди
мероприятий, осуществляемых ЮНКТАД: "Интегрированная программа
для сырьевых товаров" в целях нормализации
мировых рынков сырья; "Общая система
преференций" в интересах поощрения
промышленного экспорта развивающихся стран;
"Конвенция о кодексе поведения линейных
конференций", регулирующая морские перевозки;
"Глобальная система торговых преференций"
о взаимном снижении таможенных пошлин
в торговле между развивающимися странами38;
"Комплекс согласованных на многосторонней
основе справедливых принципов и правил
для контроля за ограничительной деловой
практикой" для противодействия злоупотреблениям
крупных компаний с доминирующим положением на мировом рынке. На
девятой сессии ЮНКТАД (с 27 апреля по И
мая 1996 г.) принято решение о ее сохранении (несмотря
на создание Всемирной торговой организации
- ВТО) и об усилении сотрудничества с ВТО
и другими многосторонними учреждениями.
Кроме того, были согласованы вопросы
проведения сессий один раз в 5 лет (ближайшая
сессия состоится в 2001 г. в Бангкоке) и
некоторые изменения структуры вспомогательных
органов39.
Заключение
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, РФ в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Эффективный
механизм регулирования
Государственным таможенным комитетом
РФ, являющимся структурным звеном в системе
федеральных органов государственной
власти РФ. Предусмотрен блок функций
международного характера: участие в разработке
и выполнении международных договоров
РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество
с таможенными и другими компетентными
органами иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела.
А Европейский Союз должен работать над продвижением идей мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь общая внешняя политика стран Союза.
К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала забываться как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не способствует освещению и решению экономических, политических и социальных проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.
На
самом же деле Европейский Союз
— это больше чем просто бюрократия,
масляные горы или высокие цены. Это в
первую очередь испытанная и проверенная
гарантия мира. И именно по этой причине
— если даже не брать во внимания другие
положительные стороны — ценность Союза
для людей неизмерима.
Библиография
- договор от 26 февраля 1999 года «О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
- Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
-Закон "О таможенном тарифе"
-Конституция РФ
-Таможенный кодекс
- Указ
Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300,
в ред. Указа Президента РФ от 10 января
2000 года N 24
- Федеральный
закон "О международных
-Материалы статей «Российская газета»
- Материалы судебной практики от 6 октября 2000 г. N 8-15-00
-Материалы судебной практики: Федеральный арбитражный суд центрального округа. Постановление от 8 апреля 2008 г. по делу N А62-3976/2007
-http://www.tacisto.uralinfo.