Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятий принципов и методов управления.
рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
оценка эффективности управления таможенным делом
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7
1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7
1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17
2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25
3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................39
Еще одним
немаловажным инструментом регулирования,
имеющим глубокие исторические корни,
стало взаимодействие с участниками
внешней торговли. Так, в комиссию
по разработке таможенного тарифа,
введенного в 1857 году, входили купцы
и промышленники, причем их численность
превышала численность
Рассматривая исторический путь таможенной системы в России, нельзя не упомянуть постперестроечный период, когда изменения, произошедшие в государстве, привели к необходимости заново отстраивать всю таможенную систему, практически с нуля. Основой для такого строительства стали собственный исторический опыт и международная методическая база. Обращение к ретроспективе диктовалось необходимостью учета исторических традиций и особенностей Российского государства. В частности, как уже отмечалось, новая система таможенных органов весьма напоминает дореволюционную. Использование же международного опыта давало возможность учесть реалии сегодняшнего дня в таможенном деле, рост влияния международных институтов, интеграцию России в мировое сообщество.
Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.
Так, в отношении принципа научности можно отметить, что еще Екатерина II основывалась в разработке своей политики на достижениях видных деятелей, в том числе ученых, своего времени: А.Р.Тюрго, Ф.Кенэ, А.Н.Радищев и др.
Подтверждением
применения принципа системности и
комплексности можем отметить таможенный
тариф 1891 года, в разработке которого
принимали участие
Для иллюстрации принципов демократического централизма, обратной связи и единоначалия достаточно посмотреть на организацию таможенной службы к концу 19 века. Так, таможня действовала по существу как коллегиальное учреждение [25] (осн. Там. Дела под ред. Дзюбенко) (принцип обратной связи), при этом входила в единую систему таможенных органов с подчинением центральному – Департаменту таможенных сборов Министерства финансов (принцип единоначалия) и мела полномочия принимать решения, например, по вопросам применения таможенного тарифа (принцип демократического централизма).
Применение
же основных методов управления можно
проследить на примере службы таможенного
головы, который являлся руководителем
таможни (реализовывал организационно-
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления
Концепцией развития таможенных органов определены следующие проблемы, стоящие перед таможенным делом на сегодняшний день:
Таким образом, мы видим, что проблемы, возникающие при управлении таможенным делом, проистекают из 2 основных источников: особенностей объекта управления и его исторического развития.
К особенностям
объекта управления мы отнесли его
сферу – государственное
Область государственного управления предъявляет свои требования при реализации принципов и, особенно, методов управления. Так, явно превалируют административные методы, применение экономических методов управления в таможенных органах строго ограничено рамками законодательства о государственной службе, бюджетом, при реализации социально-психологических методов недопустимо применение неформальных методов.
Кроме того, как уже отмечалось, государственное управление исключает заинтересованность субъекта управления в результатах деятельности объекта управления, так как субъект управления не является собственником объекта. Данное обстоятельство приводит к инертности системы и трудностям с оценкой ее эффективности.
Сложная
организация таможенного дела диктует
необходимость создания громоздкой
системы управления. Это обстоятельство
в сочетании с принципом
Наряду с этим, данная особенность объекта управления определяет необходимость дифференцированно подходить к реализации того или иного принципа и метода управления в отношении каждого из элементов объекта управления.
Рассматривая исторический аспект в управлении таможенным делом, необходимо отметить, что не смотря на многовековую историю развития таможенного дела в России, фактически после распада СССР таможенную систему пришлось отстраивать с нуля. Такое положение привело к тому, что по целому ряду моментов Россия отстает в области таможенного дела от своих зарубежных партнеров. Так, значительное отставание наблюдается в применении методов на основе информационных технологий.
Одной из основных проблем управления таможенным делом, на которой основывается сама сущность управления, это оценка результатов управления, соотнесение их с затратами и, соответственно, определение эффективности реализации тех или иных мер.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем заключить, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.
Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.
Изучив процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле сегодня. Также, помимо общих принципов управления, мы выделили частные, характерные для таможенного дела.
Кроме того, мы отметили, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Выше мы рассмотрели сущность и виды методов и принципов управления, а также проследили их исторический путь становления в области таможенного дела. Теперь обратимся к тому, каким образом они реализуются в таможенном деле России на сегодняшний день.
Принцип научности, требующий построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях нормативно закреплен в ТК ТС, где одной из функций таможенных органов является проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела. Практически данный принцип реализуется в научной деятельности, в частности, российской таможенной академии, которая входит в систему таможенных органов России. Цель научной работы Академии заключается в получении и применении новых знаний для решения фундаментальных проблем таможенного дела, подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров, а также повышения научного потенциала Академии и эффективного его использования в образовательной и таможенной сферах деятельности. Основными задачами научной работы Академии являются:
Исследуемые проблемы:
1. Защита
таможенными методами
2. Обеспечение
единства таможенной политики
государств-членов таможенных
3. Правовое обеспечение таможенного дела.
4. Повышение
эффективности
5. Разработка
современных информационно-
6. Правоохранительная
деятельность, борьба с контрабандой
и коррупцией, противодействие терроризму,
обеспечение собственной
7. Формирование
компетентного кадрового
Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Здесь можно отметить, что уже само наличие ТК ТС является проявлением принципа комплексности и системности в управлении таможенным делом. По своей сути ТК ТС является собранием положений, регламентирующих отдельные элементы таможенного дела. При этом таможенное дело рассматривается именно как совокупность таких элементов.
Такое положение позволяет нам учесть в одном нормативном документе целый комплекс аспектов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а не обращаться, например, к налоговому законодательству за порядком исчисления и уплаты таможенных платежей, а к законодательству о государственной границе за порядком ее пересечения.
Системность же проявляется в установлении взаимоотношений между элементами таможенного дела. В литературе принято называть ТК ТС "документом прямого действия". То есть, он определяет строгий порядок применения тех или иных положений.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенным и органами и сотрудниками. На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России. Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов. Успех в управлении таможенным делом обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах РФ и их подразделениях.