Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель работы - оценка эффективности управления таможенным делом на основе анализа принципов и методов управления таможенным делом. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение понятий принципов и методов управления.
рассмотрение таможенного дела как объекта управления.
определение принципов и методов управления таможенным делом в России, а также проблем связанных с их реализацией
оценка эффективности управления таможенным делом
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ.....................................................................................................................7
1.1 Понятие принципов и методов управления..........................................7
1.2 Основные элементы таможенного дела как объекта управления.....13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................17
2.1 Исторический характер методов управления таможенным делом.17
2.2 Проблемы реализации принципов и методов управления................22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................25
3.1 Основные методы и принципы управления таможенным делом в России.....................................................................................................................25
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................39
Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами. Применительно к таможенному делу, данный принцип означает, что при передаче задачи из сферы деятельности вышестоящего органа подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.
На практике, данный принцип закреплен посредством установления в ТК РФ четырехуровневой структуры таможенных органов. При этом функции и, соответственно, права каждого из уровней определяются соответствующим положением о таможенном органе.
Так, например, право отменять обжалуемое решение должностного лица таможенного органа может руководитель данного таможенного органа, но отменять решение таможенного органа или его руководителя может только вышестоящий таможенный орган.
Принцип обратной связи. Обратная информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
В качестве проявлений обратной связи можно рассматривать данные таможенной статистики внешней торговли в совокупности со специальной таможенной статистикой. Эти данные позволяют судить о состоянии управляемой системы и ее реакциях на определенные воздействия.
Другим проявлением обратной связи могут являться отчеты, предоставляемые таможенными органами или таможенным органам, как систематические по установленным формам, так и разовые, по запросам.
Еще одним
каналом обратной связи является
непосредственное взаимодействие с
участниками
При изучении
методов управления особенно необходимо
учитывать, что направленность их воздействия
определяется конкретной целью, поставленной
перед социально-экономической
Ведущее
место отводится методам
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Нормирование
- это менее жесткий тип
Второй
группой организационно-
В основе
методов распорядительного
Третьей
группой организационно-
Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными такими правовыми нормами являются: ТК РФ, Закон "О службе в таможенных органах РФ", Положение о ФТС России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.
Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.
Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.
Таким образом, рассмотрев процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле. Также, помимо общих принципов управления, мы отметили частные, характерные для таможенного дела.
3.2 Оценка эффективности принципов и методов управления таможенным делом
Как уже отмечалось выше,
ключевую роль в оценке эффективности
деятельности любой системы играют
поставленные перед ней цели, т.к.
представляют собой конкретное состояние
отдельных характеристик
Деятельность ФТС России, в рамках установленных полномочий, также направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Стратегическая цель № 1.
Повышение
уровня соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации, обеспечение
полноты и своевременности
Актуальность
цели определяется тем, что от обеспечения
полноты и своевременности
Степень достижения первой стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями:
Стратегическая цель №2.
Повышение
качества предоставления услуг таможенными
органами, сокращение издержек участников
внешнеэкономической
Актуальность цели определяется тем, что оптимизация таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и увеличение пропускной способности, технической оснащенности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации способствует созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам, как участникам внешнеэкономической деятельности, и оказывает влияние на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения.
Степень достижения второй стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями.
Стратегическая цель №3.
Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.