Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:34, курсовая работа
ППрисоединение России к ВТО один из главных вопросов волнующих Россиян. Уже на протяжении многих лет, Россия продолжает бесконечный переговорный процесс. Не прошло и 17 лет, как России надоело ВТО, но не столько само ВТО, сколько безуспешные попытки вступить в него. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев и призвал партнеров по ЕС завершить переговоры относительно ВТО за месячный срок, чтобы к концу года подписать документы о присоединении РФ к этой, похожей для нас на неприступную крепость, организации.
«По ВТО мы стараемся со всеми нашими пар
Практически все страны региона вошли еще в ГАТТ, предшественника ВТО, к концу Уругвайского раунда переговоров, что позволило им участвовать в процессе выработки правил международной торговли.
При этом стоит отметить, что большинство латиноамериканских государств принимали пассивное участие в переговорном процессе в рамках ГАТТ, однако именно в ходе Уругвайского раунда наблюдается увеличение активности стран региона, особенно таких, как Бразилия, Аргентина, Куба, Колумбия. В данном раунде развивающиеся государства смогли достичь определенных успехов в отстаивании своих интересов (это и создание специального и дифференцированного режима для развивающихся стран, и рассмотрение сельскохозяйственных вопросов на повестке), однако взамен страны приняли широкий ряд обязательств по новому кругу вопросов (таких как торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности и другие). Кроме того, на протяжении всего существования ГАТТ государства значительно снизили свои таможенные тарифы.
Страны, став членами ВТО, столкнулись с определенными трудностями при введении новых норм и правил. Более того, к началу нового раунда переговоров развивающиеся страны еще не до конца воспользовались преимуществами решений Уругвайского раунда, поэтому были не готовы к рассмотрению новых вопросов на повестке дня в рамках новой организации. Однако отложить обсуждение данных вопросов и выдвинуть на повестку дня свои предложения им не удалось.
Опыт многих стран показал, что политика «блокирования решений» не работает в рамках переговоров, поэтому коалициям развивающихся стран необходимо выдвигать четкие и согласованные со всеми членами требования, что и доказал успех деятельности «Группы 20».
Страны Латинской Америки приобретают все больший вес в ВТО во время Доха-раунда (особенно, Бразилия). Являясь одними из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции, латиноамериканские страны кровно заинтересованы в либерализации данного сектора, при этом в меньшей степени готовы открыть свои рынки промышленных товаров и услуг. Во внешней политике государств региона используются разнообразные тарифные и нетарифные методы регулирования торговли с целью защиты своих производителей. При этом, страны активно и достаточно успешно применяют Соглашение по антидемпингу и механизм урегулирования споров в рамках ВТО. Таким образом, они могут защитить свои интересы даже перед достаточно могущественными противниками такими, как США и ЕС. Как показала практика применения механизма урегулирования споров, повышению эффективности участия в торговых спорах может способствовать выступление в разбирательствах в качестве наблюдателей (особенно это касается тех стран, которые не имеют большого опыта подобного рода), а также выдвижение коллективных исков от целой группы государств (в частности, при совместном выступлении в качестве истцов развивающихся и развитых стран).
России необходимо перенимать данный опыт для усиления защиты интересов национальных производителей на мировых рынках.
Присоединение России к ВТО в общем послужит положительным стимулом в развитии торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЕС. Членство в ВТО придаст большей прозрачности и стабильности торгово-экономическим отношениям между государствами, а также предоставит возможность России стать равноправным игроком в мировой торговле.
Стоит отметить, что переговоры России по присоединению к ВТО охватывали широкий круг вопросов, но все-таки основные интересы государств касались доступа товаров на рынок. Более того, анализируя ход переговоров, можно сделать вывод, что Россия отдает приоритет отношениям с США и ЕС (особенно это видно при рассмотрении вопроса по импорту мяса). Переговорный процесс России со странами региона также затронул и другие сферы, такие как доступ на рынок услуг, защита прав интеллектуальной собственности, субсидирование сельского хозяйства и другие. Это все говорит о том, что, несмотря на узкую направленность торгово-экономических отношений России, есть возможность развивать их и в других областях.
Анализ переговорных позиций России, в свою очередь, показал, что в отношении ряда товаров, скорее всего, останется существующий уровень защиты внутреннего рынка, а в отношении других наблюдаются послабления, тем самым, открываются новые, хотя и не очень значительные, возможности для торгово-экономического сотрудничества.
С одной стороны, снижение барьеров в торговле может открыть доступ иностранных компаниям к российскому рынку, причем, это повлечет как позитивные, так и негативные последствия.
С другой, иностранные компании станут более привлекательны для российских экспортеров, особенно в случае, если Россия сможет эффективно воспользоваться нормами и правила ВТО для защиты интересов национальных компаний в антидемпинговых расследованиях и других торговых спорах (например, для металлургии).
Однако, рассматривая высокотехнологичную сферу, следует сказать, что после присоединения России к ВТО конкуренция на внутреннем рынке усилится, которая как раз таки затронет наиболее уязвимые в российской торговли отрасли. То есть, для компаний, которые уже заняли прочные позиции, последствия от вступления в ВТО будут скорее положительные, а для других, с одной стороны, стимулом может стать принятие общих норм и правил, а, с другой, усиление конкуренции на внутреннем рынке вряд ли даст возможность развивать экспорт, особенно, малому и среднему бизнесу.
При этом необходимо учитывать, что само по себе присоединение к ВТО нельзя отнести к приоритетному фактору развития российских экономических связей. Без сопровождения этого шага рядом мер как со стороны государства, так и со стороны российских компаний, направленных на усиление взаимодействия ЕС, эффект от участия России в ВТО будет незначителен. Здесь необходимо помнить, что членство в ВТО является лишь инструментом в формировании грамотной внешнеэкономической политики государства.
Присоединение России к ВТО окажет свое влияние на развитие российского сотрудничества с иностранными компаниями, однако, в какой степени и с каким знаком зависит от самих участников внешнеэкономической деятельности и, во многом, от деятельности государственных структур.
Список использованной литературы
1. Журнал Таможня №10 май 2010г. - «Интеллект под защитой»
2. Журнал Таможня №14 июль 2010г. – «На пути к саммиту»
3. Журнал Таможня №19 август 2010г. – «Следующий шаг – ВТО»
4. Журнал Таможенное дело №4,09 – «К вопросу создания единого правоохранительного пространства стран – членов таможенного союза в условиях вступления в ВТО»
5. Российская газета 16 июня 2009г. «Таможня на троих»
6. Саммит России – ЕС июнь 2011 год – выступление вице-президента АРДС Рэнди Левинас.
7. Вашингтон Центр Вудро Выльсона – доклад вице-президента АРДС Рэнди Левинас на тему «Вступление России в ВТО: взгляд бизнес-сообщества»
8. http://www.ruseconomy.ru - интервью Алексея Кудрина журналу «Экономика России: ХХI век» - по вопросам присоединения России к ВТО
9. http://www.vneshmarket.ru - Информационный центр «ВТО: плюсы и минусы»
10. http://www.wto.ru – Официальный сайт
11. http://www.customs.ru - Официальный сайт ФТС России
[1] Саммит России – ЕС июнь 2011 год – выступление вице-президента АРДС Рэнди Левинас.
[2] Вашингтон Центр Вудро Выльсона – доклад вице-президента АРДС Рэнди Левинас на тему «Вступление России в ВТО: взгляд бизнес-сообщества»
[3] http://www.ruseconomy.ru - интервью Алексея Кудрина журналу «Экономика России: ХХI век» - по вопросам присоединения России к ВТО
[4] http://www.vneshmarket.ru - Информационный центр «ВТО: плюсы и минусы»