Для обеспечения коммерческой
оценки рисков на микроуровне необходима
система сбора и обработки
информации в соответствии с выбором
методического инструментария. Информационная
система и методология оценки
рисков использует факторы, снижающие
поток чистых денежных доходов, а
также состав рисков по потокам денежных
затрат с оценкой возможного удорожания
отдельных элементов инвестиционных
вложений. На этой основе избираются критерий
коммерческой оценки рисков и основной
метод оценки, а затем определяется
обобщающий показатель вложений и, наконец,
рассчитывается конкретный показатель
эффективности инвестиционных вложений
в целом.
Таким образом, инвестиционная
безопасность на мезо- и микроуровне
должна быть направлена на снижение уровня
рисков и получение дополнительных
доходов от развития хозяйственной
деятельности и требует реализации
общесистемных функций экономической,
социальной и экологической безопасности.
Поскольку инвестиционная деятельность
связана с системными рисками
и использованием различных источников
финансирования, возможности выбора
приоритетов инноваций существенно
возрастают и требуют применения
методов математического моделирования.
В связи с этим для достижения
равновесия между риском и доходом необходимо
использовать пошаговый метод последовательных
решений, а также методы оптимизации доходов
компании в зависимости от инвестиционных
потоков и рисков.
Научные исследования о путях
перехода на инновационный путь развития
и формирования инновационной экономики
начали осуществляться за рубежом и
в нашей стране еще в прошлом
веке. Особенность инновационной
экономики, по мнению большинства ученых,
состоит в способности обеспечивать
воспроизводство общественного
продукта преимущественно на основе
выпуска наукоемкой продукции и
услуг. По этому признаку США, Япония,
Германия начали обеспечивать более
половины производства ВВП еще в
1980-х гг.
Исследования Центра инвестиций
и инноваций РАН свидетельствуют
о том, что влияние научно-технических
факторов на экономический рост носит
глобальный характер. Вклад факторов
научно-технического прогресса (НТП) в
прирост валового национального продукта
(ВНП) в США еще в прошлом веке превышал
50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов
научно-технического прогресса обеспечивался
прирост около 40% национального дохода.
Сегодня в США прирост ВНП более чем на
две трети обеспечивается на базе научно-инновационной
деятельности при удельном весе финансирования
науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный
вес наукоемкой продукции, выпускаемой
промышленностью США, превышает 50%, т.е.
по экономическим параметрам результат
прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения
в научно-инновационную сферу.
В соответствии с результатами
научных исследований Центра инвестиций
и инноваций ИЭ РАН для перевода
экономики на инновационный путь
развития на 10-15 лет следовало ввести индикаторы
инновационной деятельности в виде предельно
необходимого:
- прироста производительности труда на единицу прироста экономического результата (чистого дохода), который должен быть не ниже 1,5-кратной, а для наукоемких отраслей машиностроения не менее 2,0-кратной величины;
- прироста фондоотдачи на единицу прироста экономического результата (обратного показателю снижения капиталоемкости), который должен быть не ниже 5% для наукоемких производств и минимум 10% для остальных сфер экономики;
- снижения ресурсоемкое на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.
Указанные индикаторы следует
установить на основе разработки концепции
и долгосрочной стратегии перехода к инновационной
экономике (индикаторы ориентированы
на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение
этих индикаторов хозяйствующими субъектами
необходимо стимулировать путем снижения
налогов (на прибыль и НДС), а также путем
предоставления налогового кредита. Наоборот,
невыполнение установленных индикаторов
должно сопровождаться повышенным налогообложением
пассивных предпринимателей в пользу
активных инноваторов.
В области государственной
инновационной политики предстоит
обеспечивать государственную поддержку
и стимулирование инновационной деятельности.
- реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;
- распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);
- освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муниципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;
- освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить действие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;
- применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты (до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.
В приоритетном порядке необходимо
обеспечивать государственное стимулирование
подготовки кадров и накопления интеллектуального
потенциала. Все развитые страны мира
перешли на путь накопления интеллектуального
человеческого капитала, обеспечивающего
переход экономики на инновационный путь
развития. Например, в Японии был намечен
до 2005 г. переход к всеобщему высшему образованию.
Расходы коммерческих фирм
и частных лиц на образование
и повышение квалификации целесообразно
освободить от любых налогов.
Освободить инвестиции в
строительно-монтажные работы от НДС
и налога на прибыль при строительстве
социальных и культурных объектов для
науки и жилья для научных
работников, в том числе развивать
строительство жилья на долевой
основе и путем создания паевых инвестиционных
фондов с участием государства для
этих целей.
Следует постоянно обеспечивать
национальную безопасность науки и
государственную защиту научных
идей и интеллектуального потенциала.
Защита интеллектуальной собственности
должна осуществляться на государственном
уровне путем реализации «защищающих»
принципов законодательства в сфере научно-инновационной
деятельности. Предстоит на основе законодательной
защиты собственности опубликованных
идей, открытий, изобретений, депонированных
работ и других научных разработок, включая
содержание кандидатских и докторских
диссертаций, статей, научно-прикладных
разработок, использовать инновации в
коммерческих целях путем их реализации
на рынке инноваций. Целесообразно поставить
под контроль спецслужб «утечку мозгов»,
нелегальную торговлю открытиями, изобретениями,
патентами, лицензиями, ноу-хау, имеющими
народнохозяйственное и оборонное значение.
Предстоит создать механизмы государственной
защиты целевого использования интеллектуального
потенциала в научно-инновационной деятельности
как высшего национального достояния
и применять специальную систему ротации
и перемещения высококвалифицированных
кадров и ученых с учетом их специальности
и индивидуальных пожеланий. В ближайшей
перспективе необходимо обеспечить высокий
уровень социальных стандартов жизни
ученых и специалистов, не уступающий
развитым странам мира.
Заключение
Характеризуя понятие
интеллектуальной собственности, нельзя
обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается
в него важнейшими международными соглашениями,
тем более что в соответствии с
Конституцией РФ те из них, в которых участвует
Российская Федерация, являются составной
частью российской правовой системы13
Наиболее полным образом
понятие интеллектуальной собственности
раскрывается в пункте 7 ст. 2 Конвенции,
учреждающей Всемирную организацию
интеллектуальной собственности (ВОИС),
от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная
собственность включает права, относящиеся
к:
- литературным, художественным и научным произведениям;
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
- научным открытиям;
- промышленным образцам;
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
- защите против недобросовестной конкуренции;
- а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Совершенствование правовой
охраны результатов интеллектуальной
деятельности человека, максимальная
гармонизация соответствующих национальных
законодательств, создание и эффективное
использование механизмов вовлечения
интеллектуальной собственности в
гражданский оборот должны заменить
уже давно существующую в России ориентацию
на доминирующее использование национальных
природных ресурсов. Без этого невозможен
устойчивый экономический рост – основа
процветания России.
В Российской Федерации результаты
интеллектуальной деятельности охраняются
нормами национального законодательства,
а также нормами международных
договоров. Международные договоры
Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы, и если
международным договором установлены
иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила
международного договора. Таким образом,
в Российской Федерации установлен
примат международного права над
национальным законодательством. В
Российской Федерации существует федеральный
орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности (Роспатент), который
выполняет функции по надзору
и контролю в сфере интеллектуальной
собственности.
На сегодняшний день наблюдается
устойчивая тенденция роста количества
правонарушений в сфере интеллектуальной
собственности, связанных с производством
и распространением контрафактной
и фальсифицированной продукции. Проблема
фальсификации и контрафакта
приобрела, национальные масштабы и
ставит под угрозу экономическую
безопасность государства. На протяжении
ряда лет наблюдается устойчивая
тенденция роста количества выявленных
правонарушений в этой области.
По данным правоохранительных
и контролирующих органов, а также
самих производителей, доля контрафактной
и фальсифицированной продукции
на потребительском рынке увеличивается
по самой широкой номенклатуре. По
отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических,
обуви, одежды, синтетических моющих
средств, мясных, молочных и рыбных
консервов, чая, кофе и кондитерских
изделий - от 30 до 50% находящихся из них
в обращении являются контрафактными
или фальсифицированными. Особую озабоченность
вызывает проблема фальсификации лекарственных
средств. Производство и реализация
контрафактной и фальсифицированной продукции
представляют серьезную угрозу экономической
безопасности, как России, так и стран
ближнего зарубежья.
Список использованной
литературы и нормативно – правовых актов
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
- Таможенный кодекс таможенного союза (ред. от 16.04.2010)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 30.04.2010)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 30.04.2010)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2010)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
- Закон РФ от 09.07.1993 N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»
- Закон РФ от 23.09.1992 N3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) от 15. 04. 1994
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
- Богомолов В. А. «Экономическая безопасность» - М., 2006
- Ворожейкина А. «Борьба с контрафактом: проблемы и решения»: Таможня №9, 2006
- Химмельрайх А. «Зарубежный опыт» - Интеллектуальная собственность №10, 2006
- http://www.wipo.int/about-wipo/ru/goals.html
- http://www.onlinehomebusiness.ru/site_6652.html
- http:/ /www.fips.ru
- http:/ /www.g8russia/ru
- http://www.intersolution.ru/public/text31.html
- http:/ /www.legalru.ru/document
- http:/ /www.patent.md/rus
- http:/ /www.tamognia.ru
- http:/ /www.tks.ru
- http:/ /www.vch.ru
- http://www.raen.info/files/3198/17.pdf