Значение экспорта продукции топливно-энергетического комплекса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли экспорта продукции ТЭК (сырой нефти и природного газа) для экономики России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК России.
Определить место и роль экспорта продукции ТЭК России в мировой торговле.
Выделить основные направления и динамику участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов.
Оценить перспективы развития продукции ТЭК России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Современное состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России…..…………. ……………………………………………………5
Место и роль российского экспорта продукции ТЭК в мировой торговле………………………………………..……….......................................5
Налоги на нефть и газ………………………………………….……………9
Значение экспорта продукции ТЭК для экономики России…………….12
Глава 2. Состояние производства и экспорта продукции ТЭК……………..16
2.1. Основные тенденции в экспорте продукции ТЭК в 2000-2010 гг……. ..16
2.2. Перспективы развития продукции ТЭК…………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….29
Приложение 1. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2010 годы……………………………………………………………………………30
Приложение 2. Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000-2010 годы………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТЭО.docx

— 299.81 Кб (Скачать документ)

     Россия  стала одним из крупнейших импортеров нефти для США благодаря нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан".  Импорт нефти в тихоокеанские штаты США возрос за несколько месяцев 2010 г. практически с нуля до 100 тысяч баррелей в день. При этом объемы поставок российской нефти могут стать самыми большими в условиях наблюдаемого в последнее время существенного спада производства в странах, являющихся традиционными импортерами энергоресурсов в США.3

     Российский  природный газ занимает значительное место на мировом рынке. На долю России приходится 36% мировых разведанных  запасов природного газа и 31% газодобычи. В 2010 году в России было добыто 649 млрд. кубометров природного и попутного газа (рост 11,4 % к 2009 году). 

Лишь  в 2009 году США впервые обогнали Россию не только по объему добытого газа (624 млрд. м³ против 582,3 млрд. м³), но и по объему добычи товарного газа, то есть идущего на продажу контрагентам. Это объясняется ростом добычи сланцевого газа. «Газпром» - единственный монополист, обладающий правом экспорта природного газа. В начале  на него приходилась четвертая часть мировых запасов природного газа, 80% европейских континентальных запасов и 34% мировой торговли газом. Доля «Газпрома» на внутреннем рынке ФРГ, Италии и Франции составляет около 30% ,а в странах Восточной Европы – до 50%. (Крупнейшими импортерами российского природного газа являются: Страны СНГ, Германия, Турция, Италия, Франция, Польша).

     Таким образом, благодаря огромному природно-ресурсному потенциалу, Россия оказывает существенное влияние на мировые рынки нефти и газа.

    1. Налоги на нефть и газ
 

     Налоговые поступления от нефтегазового сектора составляют основную статью бюджета РФ. В 2010 г. доля нефтегазового комплекса в доходах Федерального бюджета РФ составила 48%.

     Только  в 2009-м кризисном году Газпром и четыре столпа отечественной нефтяной отрасли (Роснефть,  ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и  Газпром нефть) принесли в российскую казну почти 30% всех доходов лишь за счет экспортных пошлин и НДПИ. При этом Роснефть, согласно представленной статистике (см. рис. 1.1), стала лидером по уплате таможенных пошлин и налога на добычу природных ископаемых (НДПИ), обогнав даже Газпром – крупнейшую по размеру компанию в РФ и пока исключительного экспортера российского газа. Конечно, возникновение подобного парадоксального явления можно было бы списать на кризис и падение экспортных объемов реализации газа Газпромом, однако немаловажную роль в этом сыграла разница в налогообложении нефти и газа. 

     

     Рис. 1.1. Крупнейшие налогоплательщики нефтегазового

     сектора РФ в 2010 г.4

     Экспортная  пошлина на нефть рассчитывается ежемесячно на базе мониторинга котировок российской марки нефти Urals с 15-го числа предыдущего месяца до 14-го числа нынешнего месяца. Устанавливается Правительством РФ с 1-го числа каждого следующего месяца – из-за некоего временного лага расчета экспортной пошлины с ценами на нефть данный эффект прозвали «ножницами Кудрина».

     Экспортная  пошлина на природный газ установлена  в размере 30% таможенной стоимости природного газа, и пока ее уплачивает единственный экспортер российского газа – Газпром. 

     НДПИ  на нефть. C 1 января 2009 года ставка НДПИ на нефть рассчитывается Правительством РФ, исходя из цены отсечения в 15 долларов за баррель.

     НДПИ  на газ. Установленная с 1 января 2006 года ставка НДПИ на газ составляла 147 рублей за 1000 кубометров газа и не индексировалась в течение 5 лет. В 2011 году ставка НДПИ была повышена сразу на 61% - до 237 рублей.

     Большую долю доходов нефтегазовых компаний «съедают» экспортные пошлины на нефть – 40-50% в зависимости от динамики цен на нефть, экспортные пошлины на газ и различные виды нефтепродуктов «забирают» 30% доходов нефтегазовиков, НДПИ на нефть – 16%, НДПИ на газ – около 12% (см. рис. 1.2). 

          

     Рис.1.2. Доля налогов в цене нефти, 2007-2010 гг.

     Поэтому главным образом Правительство  РФ пытается простимулировать разработку новых месторождений льготами по экспортным пошлинам.  
          Так, с 1 декабря 2009 года была обнулена экспортная пошлина на нефть, экспортируемую с 13 месторождений Восточной Сибири. В январе 2010 года база месторождений Восточной Сибири, с экспортной нефти которых не взималась пошлина, была увеличена до 22х: Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Талаканское (в том числе Восточный блок), Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Верхнепеледуйское, Пилюдинское, Станахское, Ярактинское, Даниловское, Марковское, Западно-Аянское, Тагульское, Сузунское, Южно-Талаканское, Чаяндинское, Вакунайское. Однако уже в конце июня 2010 года правительство вновь ввело экспортную пошлину на нефть, экспортируемую с месторождений Восточной Сибири, но пониженную.  
          Правда, льготный режим введен не навсегда. Поэтапно восточносибирские месторождения планируется выводить из-под льготного налогообложения по мере достижения ими приемлемого уровня рентабельности (15%). В мае 2011 года будут отменены льготы по пошлины для Ванкорского месторождения (Роснефть), в 2012 году лишатся льгот Верхнечонское месторождение (ТНК-ВР), в 2013 году – Талаканское ( 
Сургутнефтегаз). 

     Кроме восточносибирских месторождений, также одобрено предоставление льгот по экспортной пошлине на нефть для разработки двух месторождений ЛУКОЙЛа на шельфе Каспия— им.Корчагина и им. Филановского, они действуют с начала 2011 года и близки к существующим льготам по пошлинам на восточносибирскую нефть. 

     Льготы  предоставляются не только нефтяным проектам, но и газовым. Так, правительство обещало нулевой НДПИ по проекту «Ямал СПГ» НОВАТЭКа до достижения накопленной добычи в 250 млрд куб м газа в пределах 12-летнего срока. Также с подачи Газпрома готовятся предложения по обнулению НДПИ для новых газодобывающих регионов – Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

     Впрочем, лишать бюджет таких доходов Правительство  РФ не может, поэтому вынуждено одной  рукой давать, а другой – забирать. Понятно, что при текущих ставках  экспортных пошлин и НДПИ на нефть, их повышение стало бы вопиющей несправедливостью. 

     Кроме всего прочего, в Правительстве  РФ обсуждается вопрос о повышении экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты – до 85-90% от экспортной пошлины на нефть уже с 2011 года. Впрочем, подход к этому решению должен быть чрезмерно осторожным, так как последствиями могут стать обвал экспорта нефтепродуктов из России и перераспределение инвестиций от модернизации НПЗ в пользу добычи углеводородного сырья. 

     Генеральной стратегией развития нефтяной отрасли до 2030 года предусмотрено освоение новых нефтегазоносных провинций, а поскольку их освоение требует развития инфраструктуры, а, следовательно, разработка месторождений в новых провинциях становится более затратной для нефтегазовых компаний. Таким образом, простимулировать нефтегазовиков на разработку новых месторождений можно лишь путем введения налоговых льгот.  

    1. Значение  экспорта продукции  ТЭК для экономики  России

     Топливно-энергетический комплекс России - это стержень национальной экономики, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Особая роль ТЭК как своеобразного «локомотива экономических преобразований» в России определяется тем, что в нем аккумулируется 2/3 прибыли, создаваемой в отраслях материального производства.

     Особую  роль во внешней торговле и развитии экономики России играет экспорт продукции ТЭК. Посредством энергоносителей Россия активно участвует в мировой торговле, оказывает существенное влияние на энергобезопасность в Европе и мире.

     Рост  стоимостного объема экспорта России происходит прежде всего за счет энергоносителей. В 2010 г. из общего стоимостного объема экспорта в 372,85 млрд. долл. на долю продукции ТЭК приходилось 69,03% или 257,38 млрд. долл., что на 6,15% больше этого же показателя в 2009 г. О том какое значение играет экспорт продукции ТЭК в экономике России на протяжении последних шести лет наглядно показывает следующая диаграмма (см. рис. 1).

           

           Рис. 1.3. Доля экспорта продукции ТЭК в общем объеме экспорта России

     Такая высокая зависимость экономики  от экспорта топливно-сырьевых товаров, и прежде всего, от нефти, мировые  цены на которую подвержены значительным колебаниям, обостряет проблему подчиненности экономики внешним условиям. Подсчитано, что при цене нефти Юралс 13 долл. США за баррель неизбежен экономический спад, а снижение цены нефти на 1 долл. США за баррель влечет потери федерального бюджета примерно на сумму 850 млн. долл. США , 1,6 млрд. долл. США – по экономике в целом и потери предприятий – на сумму порядка 750 млн. долл. США.6

     Это выдвинуло ценовую проблему нефти  на первое место в социально-экономической политике России, причем влияние этого фактора на ее формирование с каждым годом усиливается, что актуализирует проблему внешнеэкономической безопасности.

     Следующие данные указывают на усиливающуюся  зависимость федерального бюджета от продукции ТЭК: если в 19994 г. ТЭК обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, то в 1995 г. – 12%, в 2000 г. – свыше 25%, в 2005 г. – свыше 35%, а в 2010 году доля нефтегазовой отрасли в доходе федерального бюджета составила 47,5%. При этом налоговая нагрузка на нефть росла, поскольку производство нефти увеличивалось не так быстро.7

     Особое  место в экспорте и экономике  занимает нефть. О значении нефти  в развитии российской экономики  свидетельствует следующее: подсчитано, что для обеспечения 10-процентного прироста ВВП необходимо повысить добычу нефти на 13,7% в год. Без этого роста добычи невозможно обеспечить 10-процентный прирост ВВП. Между тем для сближения уровня экономического развития с промышленно развитыми странами России необходимо обеспечить темпы роста производства, близкие к указанному показателю, что потребует огромных затрат на инфраструктуру, транспортировку и т.п., и, как показывают расчеты экспертов, это направление в долгосрочном плане бесперспективно. Упор следует делать на развитие инноваций, современные технологии.

     Рост спроса на мировом рынке на нефть обычно влечет за собой повышение спроса на многие другие сырьевые товары, что благоприятно сказывается на производстве и внешней торговле России.

     Большое значение имеет проблема воспроизводства  сырьевой базы нефтегазового комплекса  России.

     В соответствии с "Энергетической стратегией России на период до 2020 года" задача прогнозирования развития сырьевой базы нефтегазового комплекса имеет концептуальное и вариантные решения, учитывающие величину, размещение и структуру запасов и ресурсов нефти и газа, а также комплекс экономических, технико-технологических, экологических и социально-политических факторов, определяющих объемы добычи и потребления, транспортные и другие издержки.8

     Таким образом, экспорт продукции ТЭК имеет огромное значение для экономики России. ТЭК обеспечивает свыше 30% стоимости промышленной продукции, до 60% бюджетных доходов и около половины всех валютных поступлений. Это – основа жизнеобеспечения, экономической безопасности, главный источник обеспечения притока в страну валютных ресурсов, расчетов по внешней задолженности.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПОРТА

ПРОДУКЦИИ ТЭК 

2.1. Основные тенденции в экспорте продукции ТЭК в 2000-2010 гг.

     Стоимостные объемы российского экспорта товаров  во многом зависят от цен на мировых  сырьевых рынках и определяют состояние  торгового баланса страны.

     К середине 2000 года цены достигли 30 долларов за баррель. С конца 2003 до 2005 включительно произошёл новый резкий скачок цен. Цена нефти в феврале 2008 уже превышала  «психологическую» отметку в 100 долларов за баррель, в марте высокие темпы  роста цен продолжились (110 долл.). В мае 2008 года была достигнута цена 135 долларов и далее удерживалась на уровне выше 100 долларов. Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив 147 долларов  за баррель.9 На мировых рынках энергоресурсов за шесть лет (с 2002г. по 2008г.) цены на нефть и нефтепродукты повысились в 4 раза, природный газ подорожал в 4,4 раза. Наиболее высокие темпы роста цен на нефть, нефтепродукты и природный газ отмечались в  2005 и 2008 гг.

Информация о работе Значение экспорта продукции топливно-энергетического комплекса в экономике России