Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 06:11, доклад
Целью данной работы является: разработка мероприятий по увеличению международного грузооборота в пользу Российской Федерации, базируясь на вышеуказанных Федеральных целевых программ по Дальневосточному направлению через порт «Восточный». Необходимо разработать основные направления бизнес - планирования для создания международных транспортных коридоров порт Восточный – страны АТР.
ДОКЛАД
На тему: «Анализ
состояния и развитие
международного транспортного
коридора в Приморском
крае на примере нефтеперегрузочного
комплекса»
Актуальность темы данной работы обуславливается необходимостью создания и развития международных транспортных коридоров. Все более очевидным становится задача формирования национальной системы российских транспортных коридоров в увязке с новыми приоритетами размещения производственных сил.
Целью данной работы является: разработка мероприятий по увеличению международного грузооборота в пользу Российской Федерации, базируясь на вышеуказанных Федеральных целевых программ по Дальневосточному направлению через порт «Восточный». Необходимо разработать основные направления бизнес - планирования для создания международных транспортных коридоров порт Восточный – страны АТР.
В 2001 г. была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа (далее ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)», в которую в качестве одной из важнейших составных частей включена подпрограмма «Международные транспортные коридоры» [2]. Структура ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 г.)» представлена в приложении 1. Подпрограмма «МТК» реализуется в два этапа:
-1-й этап – 2002-2005 гг. развитие транспортной системы, обеспечивающий международные транспортные связи, в основном за счет ликвидации “узких” мест, приведения ее технического состояния и нормативных правовых актов в соответствии с международными нормами и правилами;
-2-й этап – 2006-2010 гг. ускоренное развитие системы МТК России, направленное на значительное повышение уровня эффективности функционирования транспортной системы страны по обеспечению внешних связей. Реализация подпрограммы должна обеспечить достижения следующих показателей, представленных на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Реализация подпрограммы по основным показателям
на
период 2002-2010 гг.
Из общего объема экспортно-импортных перевозок в 2010г. предполагается, что экспортные грузы составят 605 – 646 млн.т. и импортные – 100 – 120 млн.т. Транзит контейнеров по Транссибу должен составить 250 – 300 тыс. Перевозки российских экспортно-импортных и транзитных грузов будут освоены морским транспортом в объеме 330 млн.т, железнодорожным транспортом – 160 млн.т, автомобильным транспортом – 28 млн.т, внутренним водным транспортом – 20 млн.т, воздушным транспортом – 0,4 млн.т. Перевозки российских граждан, выезжающих за рубеж, составят 12 – 13 млн. чел. И иностранных граждан, въезжающих на территорию России, - 10 – 11 млн. чел. Таким образом, выполнение ФЦП должно полностью удовлетворять потребности, как отечественных потребителей, так и иностранных.
Основной целью подпрограммы является улучшение транспортного обслуживания международных связей, в том числе создание благоприятных условий для привлечения на национальные транспортные коммуникации транзитных перевозок, а также повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных и фрахтовых рынках. Программные мероприятия по формированию МТК на территории РФ сгруппированы в восемь приводимых ниже направлений. Все инвестиционные проекты входят в подпрограммы по отдельным видам транспорта, и включает следующие разделы: транспортные пути, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, безопасность транспортной деятельности, навигация.
В результате реализации мероприятий подпрограммы на территории РФ к 2010 г. будет в основном сформирована система МТК. При этом будет усилено взаимодействие различных видов транспорта на направлениях МТК в технологической, нормативно-правовой и других областях. Повысится эффективность перевозок в международном сообщении путем усиления координации работы разных видов транспорта, ускорения таможенных, пограничных и других обязательных процедур при пересечении границы, сокращения продолжительности транспортировки и переработки грузов, развития системы транспортно-экспедиционного обслуживания.
Общий
объем необходимых затрат на реализацию
мероприятий по формированию и развитию
МТК на территории России в период 2002 –
2010 годов составляет 468,4 млрд. руб. в ценах
2001г [3]. Финансирование этих затрат предусматривается
из федерального бюджета – 103,6 млрд. руб.,
из бюджетов субъектов РФ – 2,0 млрд. руб.
и внебюджетных источников – 362,8 млрд.руб.
Структура инвестиций ФЦП «МТК» представлена
в рисунке 1.2.
Рис.1.2. Источники инвестиций для реализации подпрограммы «Международные транспортные коридоры»
На
реализацию включенных в подпрограмму
инвестиционных проектов потребуется
направить капитальные вложения в размере
467,8 млрд.руб. в ценах 2001 г., в том числе
103,2 млрд. руб. за счет средств федерального
бюджета (22,1% от общего объема инвестиций),
включая 99,4 млрд.руб. ассигнований на развитие
автомобильных дорог, 1,9 млрд.руб. за счет
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации (0,4%), включая 1,2 млрд.руб. из
территориальных дорожных фондов, и 362,6
млрд. руб. внебюджетных средств (77,5%), включающих
собственные средства предприятий и привлеченные
инвестиции, в том числе иностранные (рис.
1.3.).
Рис.1.3.
Предполагаемый объем инвестиций подпрограммы
2002-2010гг. в распределении по видам источников
финансирования (млн. руб.)
Таким образом, основными источниками финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие МТК в период 2002 – 2010 гг., будут собственные средства транспортных предприятий, операторов и крупных грузовладельцев, а также средства инвесторов, заинтересованных в реализации этих проектов.
Так как основной источник финансирования инвестиционных проектов составляют внебюджетные источники, из них: собственные средства, привлеченные средства и иностранные инвестиции, это в свою очередь затруднит выполнение программы. Средства федерального и региональных бюджетов направляются в основном на реализацию проектов по развитию автомобильных дорог и внутренних водных путей, пограничных железнодорожных станций, создание систем организации воздушного движения, совершенствование служб спасения и развитие объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта.
Наибольший
объем капитальных вложений – 242,3
млрд. руб. (51,8% от общего объема капитальных
вложений по подпрограмме) – намечается
направить на реализацию мероприятий
раздела “Транспортные пути”. На развитие
железнодорожного транспорта – 124,3 млрд.руб.,
сети автомобильных дорог и объектов придорожного
сервиса будет направлено 115,1 млрд.руб.,
внутренних водных путей – 2,9 млрд.руб.
Источниками финансирования инвестиций
по подпрограмме являются средства федерального
бюджета – 99,5 млрд.руб. (из них 99,4 млрд.руб.
– на развитие сети автомобильных дорог),
средства бюджетов субъектов РФ (территориальные
дорожные фонды) – 1,2 млрд.руб. и внебюджетные
средства – 141,6 млрд. руб.
Рис.1.4.
Величина капитальных вложений на развитие
транспортной инфраструктуры федеральных
округов России
На втором месте по объему капитальных вложений (151,8 млрд. руб.) стоит раздел “Грузовые перевозки”, доля которого в общем объеме капитальных вложений по подпрограмме составляет 32,5%. Из общего объема капитальных вложений по подпрограмме затраты на развитие железнодорожных пограничных и припортовых станций составят 7,0 млрд.руб., морских портов – 141,9 млрд.руб., на развитие речных и устьевых портов – 2,9 млрд.руб. Источниками финансирования мероприятий раздела должны стать федеральный бюджет – 1,2 млрд.руб. и внебюджетные источники – 150,6 млрд.руб.
Третье место по объему капитальных вложений занимает раздел “Навигация и телематика” – 48,8 млрд. руб. (10,4%), в том числе инвестиции в развитие информатизации, технологической связи и радио, средств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте – 48,7 млрд. руб. Практически весь объем инвестиций предполагается профинансировать за счет собственных средств МПС России, предприятий других видов транспорта, а также привлеченных средств.
Анализируя
ресурсное обеспечение
Так, например, объем предполагаемых инвестиций из федерального бюджета в южный федеральный округ 94478 млрд. руб. (в ценах 2001г.) по сравнению с дальневосточным федеральным округом – 25122 млрд. руб. (в ценах 2001г.). Приморский край считается морскими воротами России и развитие МТК необходимо не только для дальневосточного федерального округа, но и для России в целом. Основной упор в распределении финансов делается на внебюджетные средства, в том числе собственные средства (14672 млрд.р.) и привлеченные средства (200 млрд.р.). Отсюда следует, что выполнение намеченных мероприятий будет осуществляться крайне затруднительно.
Наряду со сводными разделами, подпрограмма включает самостоятельные по отношению к другим частям федеральной целевой программы разделы: “Нормативно-правовая поддержка”, “Научно-исследовательская поддержка” и “Международная поддержка”.
Мероприятия этих разделов нацелены на исследование и решение широкого круга вопросов, касающихся реализации инвестиционных проектов, увеличения доходов отечественных транспортных и операторских компаний, улучшение инвестиционного климата на транспорте России.
В
качестве основного источника
Из бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено финансирование мероприятий обеспечивающих развитие объектов транспортной инфраструктуры на их территории. Привлечение указанных средств при разработке вопросов, касающихся как федеральных, так и региональных интересов, может осуществляться в рамках соглашений, заключаемых Минтрансом России и МПС России с исполнительными органами власти отдельных регионов России.
Проведен подробный анализ подпрограммы «МТК» (см. прил. 3.). Ключевым недостатком подпрограммы является отсутствие единого механизма управления всем комплексом предусмотренных мероприятий, которые распределены по другим подпрограммам ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Основная нагрузка по управлению подпрограммой ложится на Минтранс и Министерство путей сообщения, функции и полномочия которых существенно изменятся в результате административной реформы.
Доработка подпрограммы «МТК» должна включать следующие основные пункты:
- Конкретизация целей и задач подпрограммы, обеспечивающая возможность их верификации;
- Четкое определение задач, которые должны решаться на каждом этапе подпрограммы и наиболее важных результатов, которые должны быть достигнуты после реализации первого этапа;
- Обоснование возможности привлечения международных транзитных грузопотоков и пассажиропотоков в запланированном объеме в заданные сроки в случае реализации указанных в подпрограмме мероприятий;
- Дополнительное обоснование структуры финансирования, включая указание механизмов и условий привлечения средств из внебюджетных источников;
- Четкое выделение расходов и инвестиций, финансирование которых осуществляется из бюджетов других подпрограмм программы «Модернизация транспортной системы России», по каждому разделу, мероприятию, а также источнику финансирования;
- Разработка отдельного бизнес-плана по подпрограмме;
- Четкое определение критерия выполнения подпрограммы, определение действий в случае срыва реализации подпрограммы в целом, либо важнейших инвестиционных проектов в заданные сроки;