Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 06:11, доклад
Целью данной работы является: разработка мероприятий по увеличению международного грузооборота в пользу Российской Федерации, базируясь на вышеуказанных Федеральных целевых программ по Дальневосточному направлению через порт «Восточный». Необходимо разработать основные направления бизнес - планирования для создания международных транспортных коридоров порт Восточный – страны АТР.
- Внесение
изменений в механизм
Анализ результатов выполнения подпрограммы в 2002-2004 годах выявил значительные отклонения от установленных показателей, связанные, прежде всего, с недофинансированием мероприятий из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов РФ. В приложении 4 просчитано выполнение подпрограмм в процентном соотношении от программы «Модернизация транспортной системы». Так как подпрограмма МТК взаимосвязана с другими, то для более точной оценки потребовалось рассмотреть анализ выполнения всех подпрограмм. На рисунке 1.5. отображено распределение планируемых и фактических показателей по подпрограммам на реализацию ФЦП «Международные транспортные коридоры» (млн. руб. в ценах соответствующих лет).
Рис.1.5. Распределение планируемых и фактических показателей по подпрограммам на реализации ФЦП «МТК» (млн. руб. в ценах соответствующих лет)
В МТК* инвестиции учтены в соответствующих отраслевых подпрограммах, суммированию не подлежат. Где: ЖДТ - Железнодорожный транспорт; АД – Автомобильные дороги; ВВП – Внутренние водные пути; МТ – Морской транспорт; ГА – Гражданская авиация.
Как
показывает отечественный и мировой
опыт, целевые программы могут
служить эффективным
Так, в США примерно 50% государственных расходов осуществляется по программно - целевому методу, во Франции – до 80%. К сожалению, в силу объективных обстоятельств этот инструмент в Российской Федерации в последнее десятилетие был недостаточно эффективен и ФЦП из инструмента консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития во многом превратились в инструмент дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти.
Невысокая эффективность российских программ связана с недоработками государственных заказчиков на всех этапах жизненного цикла ФЦП, то есть при их формировании, реализации и выработке механизмов контроля, а не с качеством самого инструментария целевого программирования. Необходимость модернизации ФЦП и повышения их эффективности и результативности диктуется как задачами достижения высоких темпов экономического роста, так и перестройкой государственной системы управления.
В настоящее время основным условием роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, реформирования бюджетной системы, перехода от «планирования ресурсов» к «планированию результатов».
Важным инструментом реализации обозначенных целей выступают ФЦП, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.
На
сегодняшний день ФЦП это наиболее
прозрачный инструмент проведения социально-экономической
политики с использованием поддержки
из федерального бюджета [5]. ФЦП, их необходимость,
цели, задачи, набор мероприятий, время
реализации и объемы их финансирования,
в том числе из федерального бюджета, обсуждаются
на заседаниях Правительства РФ, в Государственной
Думе Федерального Собрания РФ, находятся
в режиме прямого доступа на сайтах Правительства
РФ, Минэкономразвития России, государственных
заказчиков, публикуются официальные
документы.
Рис.
1.6. Место стратегий и программ Министерства
транспорта в системе Российской Федерации
ФЦП в настоящее время наиболее идеальным инструментом реализации политики государства является использование программно-целевых методов. Основными достоинствами этого инструмента являются:
- концентрация ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед страной;
- длительный горизонт планирования и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
- высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
- обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
- возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики.
В
настоящее время разработанный
механизм среднесрочного планирования
в виде ФЦП по существу не достаточно
увязан с бюджетным процессом среднесрочного
планирования. На рисунке 1.7. представлено
распределение оценок всех существующих
ФЦП в Российской Федерации в процентном
соотношении.
Рис.1.7.
Распределение оценок всех существующих
ФЦП в РФ
На
диаграмме представлено распределение
ФЦП. Синий – продолжение программы в
существующем виде нецелесообразно; Желтый
– программа требует существенной переделки;
Зеленый – программа требует формального
приведения в соответствие; Красный –
материалы программ/подпрограмм отсутствуют.
В настоящее время разработанный механизм
среднесрочного планирования в виде ФЦП
не достаточно увязан с бюджетным процессом
среднесрочного планирования. В первую
очередь, недостаточно разработан механизм
отбора проблем, решаемых посредством
ФЦП в соответствии с приоритетами социально-экономического
развития страны, что отражается нередко
в формальном характере обоснования необходимости
использования программно-целевых методов.
Рис.1.8.
Перспективный план развития транспортной
инфраструктуры по основным направлениям
транспортной стратегии РФ
В результате число программ велико, часть программ незначительны по своему размеру и направлены на решение мелких частных задач, не требующих
программно-целевого подхода. В целом ФЦП играют значительную роль в консолидации финансовых ресурсов для решения приоритетных проблем.
Основные проблемы:
- несоответствие принципам программно-целевого планирования и управления;
- «Лоскутность» и несистемность проблем, решаемых действующими ФЦП;
Дублирование
ФЦП текущих функций
- неопределенность выгодоприобретателей;
- неэффективность механизмов софинансирования;
-отсутствие обоснованных расчетов социально-экономической эффективности.
Одной
из важных проблем является несоответствие
уровня фактического финансирования мероприятий
ФЦП утвержденному
В первую очередь, недостаточно разработан механизм отбора проблем, решаемых посредством ФЦП в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны, что отражается нередко в формальном характере обоснования необходимости использования программно-целевых методов. В результате число программ (включая подпрограммы) велико, часть программ незначительны по своему размеру и направлены на решение мелких частных задач, не требующих программно-целевого подхода.
Было отмечено, что цели и планируемые результаты некоторых программ сформулированы недостаточно точно. Отсутствуют количественно определенные целевые параметры, позволяющие объективно контролировать ход реализации программы на всех этапах ее реализации. В части ФЦП перечень мероприятий не конкретен. Не проработаны механизмы управления программами, отсутствуют как обоснование источников финансовых ресурсов, так и механизмы привлечения внебюджетных ресурсов, отсутствуют расчеты эффективности мероприятий программ. В ряд утвержденных ФЦП подпрограммы включены формально, отсутствуют обоснования финансирования программных мероприятий.
Подводя итог по первой главе, необходимо отметить, что в настоящее время преимущества программно-целевых методов, реализуемых в форме ФЦП для решения стоящих перед страной социально-экономических задач, используются недостаточно полно.
Невысокая
эффективность программ связана
с недоработками
Повышение эффективности применения этих методов требует корректировки ряда действующих в настоящее время ФЦП. Часть ФЦП должна быть пересмотрена и скоординирована в соответствии с рекомендациями и предложениями Минэкономразвития России и группы независимых экспертов.
Корректировка ФЦП должна производиться одновременно и в координации с проводимой административной реформой, в том числе, в части обеспечения правопреемственности государственных заказчиков по действующим федеральным целевым программам. Повышение эффективности ФЦП потребует внесения изменений в нормативную базу, регламентирующую порядок разработки и реализации программ. ФЦП должны стать предметом постоянной практической работы государственных заказчиков по повышению эффективности их реализации.
Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время преимущества программно-целевых методов, реализуемых в форме ФЦП для решения стоящих перед страной социально-экономических задач, используются недостаточно полно.
Невысокая эффективность программ связана с недоработками государственных заказчиков при формировании и реализации ФЦП, выработке механизмов контроля за ходом их выполнения, а не с качеством самого инструментария целевого программирования.
Повышение эффективности применения этих методов требует корректировки ряда действующих в настоящее время ФЦП. Часть ФЦП должна быть пересмотрена и скоординирована в соответствии с рекомендациями и предложениями Минэкономразвития России и группы независимых экспертов.
Корректировка ФЦП должна производиться одновременно и в координации с проводимой административной реформой, в том числе, в части обеспечения правопреемственности государственных заказчиков по действующим федеральным целевым программам. Повышение эффективности ФЦП потребует внесения изменений в нормативную базу, регламентирующую порядок разработки и реализации программ. ФЦП должны стать предметом постоянной практической работы государственных заказчиков по повышению эффективности их реализации.
Подводя итог, необходимо отметить, что ускорение реформ в транспортном секторе необходимо. Существующая Подпрограмма «Международные транспортные коридоры» вбирает в себя множество ФЦП и структурно вписывается в Федеральную Целевую Программу «Модернизация Транспортной Системы России». Предусмотренные программные мероприятия приведут к увеличению и оптимизации грузопотока, создадут новые рабочие места, повысят наполняемость бюджетов всех уровней, будут способствовать решению ряда социально-бытовых вопросов.
Однако, существующие недостатки (несовершенство законодательства, нарушение графика финансирования государством; слабая проработка альтернативных источников финансирования, неточность прогнозов быстроменяющихся политико-экономических отношений; недостаточность учета местных особенностей каждого порта и т.п.) делает Подпрограмму несовершенной и трудновыполнимой.
За последние годы региональные транспортные политики формировались в соответствии с целевыми федеральными и отраслевыми программами: "Дороги России", "Морская доктрина Российской Федерации", "Возрождение торгового флота России", "Модернизация транспортной системы России". Однако большинство этих программ разработаны без должной увязки друг с другом, с завышенной ориентацией на федеральный бюджет, без учета инвестиционных возможностей территорий. Это крайне затрудняет их выполнение. Причем необходимо отметить, что за последние 30 лет в стране ни одна целевая программа не была выполнена целиком.