Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:01, реферат
В XX веке автомобиль стал неотъемлемой частью общества. Развитие автомобилизации привело к становлению мощных автомобильной и дорожно-строительной индустрий, в значительной мере определяющих "лицо" науки и техники в обществе. Взаимодействие "автомобилизированного" общества с окружающей средой происходит в рамках автотранспортного комплекса (АТК).
Автотранспортный комплекс - сложная динамическая система, включающая в качестве функциональных элементов автотранспортные средства (АТС), стационарные объекты (предприятия), необходимые для их эксплуатации, дорожно-транспортную сеть с соответствующим обустройством, участников движения и персонал предприятий.
А вот график роста количества машин в России, в млн. единиц
В XX веке автомобиль
стал неотъемлемой частью общества. Развитие
автомобилизации привело к
Автотранспортный комплекс - сложная динамическая система, включающая в качестве функциональных элементов автотранспортные средства (АТС), стационарные объекты (предприятия), необходимые для их эксплуатации, дорожно-транспортную сеть с соответствующим обустройством, участников движения и персонал предприятий.
Подчиняясь общей концепции технократического развития, АТК наносит огромный ущерб природе, внося свой вклад в формирование ситуации, которую многие ученые называют экологическим кризисом.
Осознав на собственном опыте опасность необдуманного "покорения природы", общество ищет иные пути развития. Выработана и признана на глобальном международном уровне цель - устойчивое развитие.
Устойчивое развитие - стратегия управляемого, поддерживаемого, регулируемого развития, не разрушающего окружающую природу и обеспечивающего непрерывный общественный прогресс
Накоплен значительный опыт в законодательной, научной, технической и других сферах. Меняется, хотя и крайне медленно, общественное экологическое сознание. Но прогресс в этой области незначителен, поэтому основной вопрос, волнующий многих ученых - успеем ли мы "перевести стрелку" и свернуть с гибельного пути, ведущего к пропасти экологической катастрофы – остаётся актуальным и сегодня.
Под экологической
безопасностью
Проблема охраны окружающей среды
является одной из наиболее актуальных,
поскольку от ее решения зависят
жизнь на Земле, здоровье и благосостояние
человека. Эта проблема обострилась
в XX в., когда интенсивное развитие
промышленности и транспорта, а также
несовершенство технологических процессов
привели к загрязнению
Первым виновником порчи атмосферного воздуха является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно “обогащает” воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому/
Угарный газ и окислы азота, выделяемые из глушителя автомобиля, выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ воздействует на святая святых — генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. “Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,
В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60—130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2—3 тыс. т/год). /В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70— 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления - анемия, постоянные головные боли, мышечная боль - проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.
У Токсичные
вещества нарушают и рост растений,
способствуя снижению урожаев, потерям
в животноводстве, постепенной гибели
деревьев.' В растениях может
^ Необходимы
широкомасштабные и
Как показали многочисленные
эксперименты, концентрация токсичных
газов, которые проникают в
сульфаты, нитраты,
кислоты, фотооксиданты и др. Атмосферный
воздух следует рассматривать как
вторичный реактор до образования
вредных веществ, токсичность которых
в некоторых случаях
^Ддя предупреждения
загрязнения воздушного
/^ Следует заметить,
что ПДК разработаны только
применительно к организму
У В настоящее время экологическая ситуация во многих регионах достигла крайней напряженности. Россия в этом плане не является исключением. Во многих крупных городах страны предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе превышены в 10 и более раз. Состояние большинства водных источников не отвечает установленным нормативам, идет опасное загрязнение подземных вод, растет объем токсичных промышленных отходов, основная часть которых вывозится на свалки бытовых отходов. Острой, особенно в городах, является проблема транспортного шума.
По экспертным оценкам, более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт. В этот список попадают Сочи, Анапа, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды и ряд крупнейших центров с населением
Пункт контроля выхлопов
более 500 тыс. человек: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Пенза, Тюмень и др.
Представляют
интерес и объемные показатели выбросов
автотранспортом вредных
Выбросы в объеме свыше полумиллиона тонн в год наблюдались в Краснодарском крае, Московской области, Башкортостане, Алтайском и Красноярском краях. Ростовской области и в самой Москве.
Результаты всероссийской
операции “Чистый воздух”, ежегодно
проводимой в крупных городах, показали,
что из-за неисправностей или неправильных
регулировок систем питания и
зажигания ДВС экологическим
нормам не соответствует 25—30% автомобилей,
находящихся в эксплуатации, а
показатель выбросов вредных веществ
отечественных автомобилей в
эксплуатации примерно в 2 раза выше аналогичного
показателя в Германии. Неудовлетворительное
техническое состояние
В России к 2000 г.
ожидается увеличение выбросов вредных
веществ автомобильным
Экологические
стандарты являются важным элементом
нормативной базы создаваемой в
настоящее время системы
В системе эксплуатации
автомобильного транспорта используются
два стандарта. Первый устанавливает
нормы предельно допустимого
содержания окиси углерода (СО) и
углеводородов (СН) в отработанных газах
автомобилей с бензиновыми
Второй стандарт регламентирует требования к автомобилям с дизельными двигателями. Он предусматривает проверку как новых, так и находящихся в эксплуатации автомобилей на дымность. Проверка осуществляется на стоящем автомобиле при работе двигателя на двух режимах: при ускорении и максимальной частоте вращения на холостом ходу.
Одним из наиболее
опасных параметрических
60-80% шумов, настигающих человека в жилой застройке, создают транспортные потоки.
В таблице приводятся данные об источниках транспортного шума.
В общем случае
ограничение загрязнения
1) совершенствованию двигателя автомобиля и его технического состояния;
2) рациональной
организации перевозок и
3) сокращению
распространения загрязнения
Одно из основных
мероприятий —
Работы ведутся в следующих направлениях:
- улучшение качества смесеобразования во впускной системе;
- улучшение распыления топлива в карбюраторе;
- применение
регуляторов принудительного
- обеспечение
равномерного распределения
Применение нейтрализаторов
позволяет снизить содержание вредных
веществ в отработанных газах. В
настоящее время наибольшее распространение
получили каталитические нейтрализаторы,
в которых используются платина,
палладий, радий. Эти вещества позволяют
существенно снизить порог
Нейтрализаторы
бывают восстановительные и
Различные типы нейтрализаторов размещаются в выпускном тракте ДВС и там в зависимости от принципа работы (каталитический, термический, механический и водяной) выполняют свои функции.
Ведутся поисковые
работы по созданию сажевых фильтров
с системой регенерации, обеспечивающих
снижение выбросов твердых частиц на
80—90%. За рубежом такие системы
уже находятся в опытно-