Автомобильный транспорт России, состояние и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Социально-экономические реформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ ………..….…………………………………………………….5
1.1 Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение
автомобильного транспорта……………………………………………………..5
1.2 Технико-экономические особенности автомобильного транспорта и
факторы, определяющие его развитие и размещение …………………………9
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………13

2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России ……13
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли за последние годы ……..17
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТА …………………………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

транспорт.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)
ЗАДАНИЕ

на  курсовую работу 

 по дисциплине  «Транспортное обеспечение коммерческой  деятельности» 

Фамилия и инициалы студента 

 Шифр группы

Тема курсовой работы

 

          

 

 
 
 
 

 Руководитель   курсовой работы                                                                А.Д. Кубрак 
 

  «  ….. » ………………. 20.... г.                                                                 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Экономики и предпринимательства» 

Курсовая работа                                                       Курсовая работа защищена

допущена к защите                                                   с оценкой

Руководитель                                                            Руководитель  

                      Кубрак А.Д.                                                                 Кубрак А.Д.                                                                                                       

(подпись)                                                                   (подпись)                 
 

    Автомобильный транспорт России, состояние и перспективы  его развития 
     

Курсовая  работа по дисциплине

«Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» 

                                              КР. 63 080301.65 З.10.П3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Работу выполнила

                                                                                 студентка учебной группы 08ДЗКМ3,5

                                                                                 Веденина Е.Ю.

                                                                                 « … » ……………….. 20.... г. 
 
 

Калининград

2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………………….3 

      ГЛАВА 1.  МЕСТО И РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ ………..….…………………………………………………….5 

    1.1 Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение    

          автомобильного транспорта……………………………………………………..5

    1.2 Технико-экономические  особенности автомобильного транспорта  и   

          факторы, определяющие его развитие  и размещение …………………………9 

      ГЛАВА 2.  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………13

       

        2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России ……13

            2.2 Экономическая характеристика  развития отрасли за последние  годы ……..17 

      ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТА …………………………………………………….22

        

      Заключение  ………………………………………………………………………….26                               

Список использованной литературы …………………………………………….…….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

    На этапе становления рыночных отношений в России наиболее динамично развивающийся вид транспорта – автомобильный транспорт. Именно поэтому он выбран в качестве темы исследования в курсовой работе.

     Задача курсовой работы – показать роль и место автомобильного транспорта в экономике современной России, проследить его развитие, указать насущные проблемы и осветить перспективы развития, наметившиеся тенденции.

      Взаимосвязь и сравнение автомобильного транспорта с другими его видами я рассмотрела в первой главе. Зависимость его развития и расположения от международных связей России и основные черты развития – во второй. В третьей главе основное внимание было уделено современным проблемам и перспективам развития автомобильного транспорта. 

     При написании курсовой работы были использованы данные исследований российского представительства Ассоциации Международных Автомобильных Перевозчиков Всемирной Организации Автомобильного Транспорта (IRU-MCAT), который занимается исследованием и анализом деятельности автотранспортных структур в России.

     Более наглядные данные получены при использовании статистического, картографического и аналитического методов исследования.

     Социально-экономические реформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России. Факторы и особенности его развития.

    1. Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение автомобильного транспорта.

    Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.

    Железнодорожный транспорт – основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Он наиболее эффективен для перевозки массивных видов грузов на средние и дальние расстояния, а так же для перевозки пассажиров. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок. Малоэффективен при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.

      Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки, а так же перевозки на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия, сложное техническое обслуживание).

Речной  транспорт предназначен для перевозок  грузов и пассажиров на средние расстояния. Использует естественные речные пути. Имеет сезонный характер. Не соответствует направлению движения грузов, так как реки текут с юга на север, а основное направление движения грузов – широтное. В последнее время этот вид практически неконкурентоспособен.

     Трубопроводный и авиационный транспорт пока остаются узкоспециализированными. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Отличаются низкой себестоимостью. Основная функция авиационного транспорта – перевозка пассажиров и срочных грузов (почты). В труднодоступных районах (Крайний Север  и горные районы)– единственный вид транспорта.

     Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

     Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

    Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

     В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

    Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

     В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от  отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро- и грузопотоков.

    Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

      В последние годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

Информация о работе Автомобильный транспорт России, состояние и перспективы его развития