Автомобильный транспорт России, состояние и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Социально-экономические реформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ ………..….…………………………………………………….5
1.1 Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение
автомобильного транспорта……………………………………………………..5
1.2 Технико-экономические особенности автомобильного транспорта и
факторы, определяющие его развитие и размещение …………………………9
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………13

2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России ……13
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли за последние годы ……..17
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТА …………………………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

транспорт.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

• введение унифицированных форм первичного учета  перевозок для всех субъектов  рынка транспортных услуг в целях  обеспечения добросовестной конкуренции, а также системы контроля за их применением со стороны заинтересованных органов государственного управления и регулирования;

• пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом как по конструкции кузова (самосвалы, цистерны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 2 т и свыше 15т), в том числе таким способом кредитования автотранспортных предприятий и предпринимателей, как лизинг.

     Исходя из прогноза динамики внутренних перевозок пассажирским и грузовым автомобильным транспортом с учетом вероятных темпов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2014 г., можно дать приблизительную оценку объемов продаж автомобильной техники на внутреннем рынке.

     Росту объемов продаж на российском рынке легковых автомобилей будут способствовать следующие факторы:

• ожидаемый  в среднесрочной перспективе  ежегодный рост ВВП на уровне 4%;

• большая  степень концентрации в распределении  доходов. В России постепенно формируются  слои населения, для которых по категориям социальной шкалы характерны средняя  обеспеченность, состоятельность и богатство. По данным официальной статистики и оценкам экспертов эти слои составляли в 2007 г. 25-40% от общей численности населения России. Экономические трудности последнего времени привели к уменьшению доли данных слоев населения до 20-30%, однако в ближайшие 2-3 года можно ожидать восстановления доли населения указанных категорий до прежнего уровня, прежде всего за счет населения со средней обеспеченностью.

• формирование среднего класса в обществе. По мере углубления экономических реформ в России должно произойти выравнивание распределения населения по категориям социальной шкалы.

• растущая потребность в замене старых автомобилей. В СССР в 1990 г. автомобили с возрастом 10 лет и более в парке составляли 46%. В США таких автомобилей было 31%, в Великобритании - 20%. На развитых рынках большая часть продажи новых автомобилей обусловлена потребностью заменить устаревшие или поврежденные автомобили.

     Возможный объем продаж на внутреннем рынке России легковых автомобилей может достигнуть в 2013 г. 1.2-1.3 млн. единиц и в 2015 г. составит порядка 1.5-1.6 млн. единиц. При этом доля импортных (дальнее зарубежье) автомобилей в объеме продаж составит порядка 10-15%.

    Среди проблем автотранспорта, имеющих общефедеральную значимость, нужно назвать интенсивное увеличение числа легковых автомобилей (на 8-10% ежегодно). Особенно в крупных городах. При этом усиливается вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, усложняются вопросы безопасности дорожного движения, снижается пропускная способность многих дорог. В первую очередь - городских. Как и в развитых зарубежных странах на решение этой проблемы и связанных с ней задач должна быть ориентирована система целей модернизации автотранспортной подсистемы.

      Естественно, в ныне сложившихся российских условиях не все, что характерно для зарубежного автомобильного транспорта, может быть использовано, особенно в части инвестиционной политики и деятельности. Но то, что касается правовых аспектов регулирования работы автотранспортной подотрасли, должно быть учтено в первую очередь.

     Одна из наиболее актуальных проблем автотранспорта - это снижение отрицательного экологического воздействия на окружающую среду. Более подробно данные об экологическом воздействии автотранспорта приведены в соответствующих таблицах. Другими видами негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения являются образование твердых отходов, загрязняющих почвы и захламляющих большие территории, вибрации, электромагнитные излучения, отчуждение земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры и хранение автотранспортных средств, соответствующие ландшафтные изменения, загрязнение природных сред, связанное с авариями при транспортировке опасных грузов.

      Известно, что ежегодный экологический ущерб от функционирования всех видов транспорта России только по таким видам негативного воздействия, как загрязнение воздуха, шум и влияние на климат, составляет около 170 млрд. рублей. По экспертным оценкам, выбросы вредных веществ автотранспортом к 2020 г. превысят уровень 2009 г. на 65%. Это может произойти, если в ближайшее десятилетие сохранятся темпы роста численности автомобильного парка порядка 7% в год. Автомобили, поступающие в настоящее время в автопарки, имеют те же экологические характеристики, которые были 3-4 года назад. Структура грузового автомобильного парка не претерпит больших изменений, сохранится существенное отставание в темпах развития улично-дорожной сети и в улучшении ее эксплуатационных характеристик.

     С другой стороны, при выполнении ряда условий в ближайшем десятилетии среднегодовые темпы роста выбросов вредных веществ автотранспортом могут быть в пределах 3-4%. При этом к 2020 г. их объем превысит уровень 2009 г. примерно на 32%. Подобный оптимистический сценарий возможен, если естественное насыщение автомобильного рынка в совокупности с ростом транспортных проблем приведут к замедлению темпов автомобилизации к 2013 г. до 5%, а к 2015 г. - до 3-4%. 
 
 
 
 
 

Заключение

    На данном этапе развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт превращается в один из наиболее быстро меняющихся и растущих отраслей транспортного комплекса и национальной экономики в целом.

    Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем, изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков диктуют отрасли новые задачи, в связи с чем открываются большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики способствуют раскрытию накопленного в автотранспортной отрасли огромного потенциала, который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени.

      Автомобиль превращается в основное средство передвижения населения. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян.

      В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение розничной торговли, перевозки дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России. Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резго  Г.Я. Транспортное обеспечение  коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика. 2008 – 128 с.

2. Троицкая  Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная  система. – М.:  Академия, 2006-240 с.

3. Гражданский  кодекс РФ, ч. 2.-М.: «Приф». – 2009 – 224с.

4. Сберегаев Н.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий.– М.: Колос 2007 – 152с.

5. Статистический сборник Россия в цифрах, 2008. – 113с.

6. Статистический сборник Россия в цифрах, 2009. – 65с.

7. Данные сайта http:// www. Gks. ru

Информация о работе Автомобильный транспорт России, состояние и перспективы его развития