Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:35, реферат
На автомобилях КамАЗ-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ-7403.10 (рис. 1), отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению: поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно- графитным приработочным покрытием юбки; поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей; азотированного или упрочнённого индукционной закалкой коленчатого вала; трёхслойных тонкостенных сталебронзовых вкладышей коренных и шатунных подшипников; закрытой системы охлаждения, заполняемой низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами
Техническое описание. 2
Техническая характеристика двигателя. 3
Блок цилиндров и привод агрегатов. 4
Кривошипно-шатунный механизм. 4
Механизм газораспределения. 7
Система смазки. 10
Система питания топливом. 13
Характеристика топливной аппаратуры. 13
Системы питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов. 21
Техническая характеристика турбокомпрессора ТКР7Н-1. 25
Система охлаждения. 25
Электрофакельное устройство. 30
Техническая характеристика деталей ЭФУ. 32
Список литературы: 33
Рис. 15. Схема
системы питания двигателя топливом:
1 – топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки
топлива; 3 – подводящий топливопровод
к насосу низкого давления; 4 – сливной
дренажный топливопровод форсунок левого
ряда; 5 – форсунка; 6 – топливопровод высокого
давления; топливопровод к электромагнитному
клапану; 7 – топливоподкачивающий насос
низкого давления; 8 – ручной топливоподкачивающий
насос; 9 – трубка топливная отводящая
насоса низкого давления; 10 – топливный
насос высокого давления; 11 – клапан электромагнитный;
12 – трубка топливная к электромагнитному
клапану; 13 – свеча факельная; 14 – трубка
топливная дренажная; форсунок правых
головок;
15 – трубка топливная подводящая ТНВД;
16 – трубка топливная отводящая
ТНВД; 17 – фильтр тонкой очистки топлива;
18 – трубка топливная фильтра тонкой очистки
топлива; 19 – тройник крепления топливных
трубок; 20 - трубка топливная сливная; 21
– топливопровод к фильтру грубой очистки;
22 – труба приёмная с фильтром.
Рис. 16. Фильтр грубой очистки топлива:
1 – сливная пробка; 2 – стакан; 3 – успокоитель;
4 – фильтрующая сетка; 5
– отражатель; 6 - распределитель; 7 – болт;
8 – фланец; 9 – уплотнительное кольцо;
10 – корпус.
Рис. 17. Клапан-жиклер
фильтра тонкой очистки топлива:
1 – регулировочные шайбы; 2 – пробка клапана;
3 – пружина; 4 – клапан- жиклер; А – полость
нагнетания; Б – полость к топливному
баку.
Топливный насос
высокого давления (ТНВД) предназначен
для подачи к форсункам двигателя
в определенные моменты времени
дозированных порций топлива под
высоким давлением.
В корпусе 1 (рис. 19) установлены восемь
секций, каждая состоит из корпуса 17, втулки
16 плунжера, плунжера 11, поворотной втулки
10, нагнетательного клапана 19, прижатого
через уплотнительную прокладку 18 к втулке
плунжера штуцером 20. Плунжер совершает
возвратно-поступательное движение под
воздействием кулачка вала 48 и пружины
8. Толкатель от проворачивания в корпусе
зафиксирован сухарем 6. Кулачковый вал
вращается в роликоподшипниках 50, установленных
в крышках и прикрепленных к корпусу насоса.
Осевой зазор кулачкового вала регулируется
прокладками 44. Величина зазора должна
быть не более 0,1 мм.
Рис. 18. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 – корпус; 2 – болт; 3 – шайба уплотнительная; 4 – пробка; 5, 6 – прокладки уплотнительные; 7 – элемент фильтрующий; 8 – колпак; 9 – пружина фильтрующего элемента; 10
– пробка сливная; 11 – стержень.
Для увеличения
подачи топлива плунжер 11 поворачивают
втулкой 10. соединенной через ось
поводка с рейкой 15 насоса. Рейка
перемещается в направляющих втулках
35. Выступающий ее конец закрыт пробкой
38. С противоположной стороны насоса находится
винт, регулирующий подачу топлива всеми
секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой
и запломбирован.
Топливо к насосу подводится через специальный
штуцер, к которому болтом крепится трубка
низкого давления. Далее по каналам в корпусе
оно поступает к впускным отверстиям втулок
16 плунжеров.
На переднем торце корпуса, на выходе топлива
из насоса установлен перепускной клапан
36. открытие которого происходит при давлении
58,8(78,5 кПа (0,6(0,8 кгс/см2). Давление открытия
клапана регулируется подбором регулировочных
шайб внутри пробки клапана.
Смазка насоса – циркуляционная, пульсирующая,
под давлением от общей системы смазки
двигателя.
На двигателе с турбонаддувом установлен
топливный насос высокого давления мод.
334 с повышенной энергией впрыскивания,
с противодымным корректором и номинальной
цикловой подачей топлива 96 мм3/цикл. Корректор,
уменьшая подачу топлива, позволяет снизить
дымление двигателя на малой частоте
(1000(1400 об/мин) вращения коленчатого вала.
Регулятор частоты вращения (рис. 20) –
всережимный, прямого действия, изменяет
количество топлива, подаваемого в цилиндр,
в зависимости от нагрузки, поддерживая
заданную частоту. Регулятор размещен
в развале корпуса ТНВД. На кулачковом
валу насоса установлена ведущая шестерня
21 регулятора, вращение на которую передается
через резиновые сухари 22.
Ведомая шестерня выполнена как одно целое
с державкой 9 грузов, вращающейся на двух
шарикоподшипниках. При вращении державки
грузы 13, качающиеся на осях 10. под действием
центробежных сил расходятся и через упорный
подшипник 11 перемещают муфту 12. Муфта,
упираясь в палец 14. в свою очередь перемещает
рычаг 33 муфты грузов. Рычаг одним концом
закреплен на оси 34, а другим – через штифт
соединен с рейкой 28 топливного насоса.
Рис. 19. Топливный насос:
1 – корпус; 2 – ролик толкателя; 3 – ось
ролика; 4 – втулка ролика; 5 – пята толкателя;
6 – сухарь; 7 – тарелки пружины толкателя;
8 – пружина толкателя; 9, 41, 47, 49, 58 – шайбы;
10 – поворотная втулка; 11 – плунжер;
12, 13, 37, 45 – уплотнительные кольца; 14 –
установочный штифт; 15 – рейка; 16 – втулка
плунжера; 17 – корпус секции; 18 – прокладка
нагнетательного клапана; 19 – клапан нагнетательный;
20 – штуцер; 21 – фланец корпуса секции;
22 – ручной топливоподкачивающий насос;
23 – пробка пружины толкателя; 24, 44 – прокладки;
25 – корпус насоса низкого давления;
26 – топливоподкачивающий насос низкого
давления; 27 – втулка штока; 28 – пружина
толкателя; 29 – толкатель; 30 – стопорный
винт; 31 – ось ролика; 32
– ролик толкателя; 33 – регулировочные
прокладки; 34 – ось рычага реек; 35
– втулка рейки; 36 – перепускной клапан;
38 – пробка рейки; 39 – муфта опережения
впрыска топлива; 40, 59 – гайки; 42, 56 – шпонки:
43, 51 – крышки подшипников; 45 – манжета
с пружиной; 48 – кулачковый вал; 50 – подшипник;
52 – упорная втулка; 53 – ведущая шестерня
регулятора; 54 – сухарь ведущей шестерни
регулятора; 55 – фланец ведущей шестерни
регулятора: 57 – эксцентрик привода насоса
низкого давления.
Рис. 20. Регулятор
частоты вращения:
1 – задняя крышка; 2 – гайка; 3 – шайба;
4 – подшипник; 5 – регулировочная прокладка;
6 – промежуточная шестерня; 7 – прокладка
задней крышки регулятора; 8 – стопорное
кольцо; 9 – державка грузов; 10 – ось груза;
11 – упорный подшипник; 12 – муфта; 13 –
груз; 14 – палец; 15 – корректор; 16 – возвратная
пружина рычага останова; 17 – болт; 18 –
втулка;
19 – кольцо. 20 – рычаг пружины регулятора;
21 – ведущая шестерня; 22 – сухарь ведущей
шестерни; 23 – фланец ведущей шестерни;
24 – ограничивающая гайка; 25 – регулировочный
болт подачи топлива; 26 – рычаг стартовой
пружины; 27 – пружина регулятора; 28 – рейка;
29 – стартовая пружина; 30 – штифт; 31 –
рычаг реек; 32 – рычаг регулятора; 33 –
рычаг муфты грузов; 34
– ось рычагов регулятора; 35 – болт крепления
верхней крышки.
На оси 34 закреплен
рычаг 32, другой конец которого перемещается
до упора в регулировочный болт 25
подачи топлива. Рычаг 33 передает усилие
рычагу 32 через корректор 15.
Рычаг управления подачей топлива 1 (рис.
20) жестко связан с рычагом 20
(см. рис. 19). К рычагам 20, 32 присоединена
пружина 27, к рычагам 26, 31 – стартовая пружина
29.
Во время работы регулятора в заданном
режиме центробежные силы грузов уравновешены
усилием пружины 27. При увеличении частоты
вращения коленчатого вала грузы регулятора,
преодолевая сопротивление пружины 27,
перемещают рычаг 33 с рейкой топливного
насоса, и подача топлива уменьшается.
При уменьшении частоты вращения коленчатого
вала центробежная сила грузов уменьшается,
рычаг 32 регулятора с рейкой топливного
насоса под действием усилия пружины перемещается
в обратном направлении, и подача топлива,
и частота вращения коленчатого вала увеличиваются.
Подача топлива выключается поворотом
рычага 3 останова (см. рис. 21) до упора в
болт 6. При этом рычаг 3, преодолев усилие
пружины 27 (см. рис.
20), через штифт 30 повернет рычаги 32 и 33;
рейка переместится до полного выключения
подачи топлива. При снятии усилия с рычага
останова под действием пружины 16 рычаг
возвратится в рабочее положение, а стартовая
пружина 29 через рычаг 31 вернет рейку топливного
насоса в положение, обеспечивающее максимальную
подачу топлива, необходимую для пуска.
Рис. 21. Крышка регулятора
частоты вращения:
1 – рычаг управления подачей топлива
(регулятором); 2 – болт ограничения минимальной
частоты вращения; 3 – рычаг останова;
4 – пробка заливного отверстия; 5 – болт
регулировки пусковой подачи; 6 – болт
ограничения хода рычага останова; 7 –
болт ограничения максимальной частоты
вращения.
Топливный насос низкого давления
поршневого типа предназначен для подачи
топлива от бака через фильтры
грубой и тонкой очистки к впускной
полости насоса высокого давления.
Насос установлен на задней крышке
регулятора и приводится в действие
от эксцентрика кулачкового вала ТНВД.
В корпусе 25 (см. рис. 19) установлены поршень,
пружина поршня, втулка 27 штока и шток
толкателя, во фланце корпуса – впускной
клапан и пружина клапана. Эксцентрик
кулачкового вала топливного насоса высокого
давления через ролик 32, толкатель 29 и
шток сообщает поршню топливоподкачивающего
насоса возвратно-поступательное движение.
Рис. 22. Схема работы топливного насоса
низкого давления и ручного
1 – нагнетательный клапан; 2, 5, 7, 8 – пружины;
3 – поршень; 4 – поршень ручного топливоподкачивающего
насоса; 6 – впускной клапан; 9 – толкатель,
10 – эксцентрик; А – полость всасывания;
Б – подача от фильтра грубой очистки
топлива; В – нагнетательная полость;
Г – подача к топливному насосу высокого
давления.
Схема работы насоса
показана на рис. 22. При опускании
толкателя поршень
3 под действием пружины 7 движется вниз.
В полости А всасывания создается разрежение,
и впускной клапан 6, сжимая пружину 5, пропускает
в полость топливо. Одновременно топливо,
находящееся в нагнетающей полости Б,
вытесняется в магистраль, минуя нагнетательный
клапан 1, соединенный каналами с обеими
полостями. В свободном положении нагнетательный
клапан закрывает канал всасывающей полости.
При движении поршня 3 вверх топливо, заполнившее
всасывавшую полость, через нагнетательный
клапан 1 поступает в полость Б под поршнем,
при этом впускной клапан 6 закрывается.
При повышении давления в нагнетательной
магистрали поршень не совершает полного
хода вслед за толкателем, а остается в
положении, которое определяется равновесием
сил от давления топлива с одной стороны
и от усилия пружины – с другой.
Топливоподкачивающим ручным насосом
система заполняется топливом и из нее
удаляется воздух. Насос поршневого типа
закреплен на фланце топливного насоса
низкого давления уплотнительной медной
шайбой и состоит из корпуса, поршня, цилиндра,
рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелки
и уплотнения.
Топливную систему прокачивают движением
рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз.
При движении рукоятки вверх в подпоршневом
пространстве создается разрежение. Впускной
клапан 6 (см. рис. 22), сжимая пружину 5, открывается,
и топливо поступает в полость А топливного
насоса низкого давления. При движении
рукоятки вниз нагнетательный клапан
1 открывается и топливо под давлением
поступает в нагнетательную магистраль.
После прокачки рукоятку наворачивают
на верхний резьбовой хвостовик цилиндра.
При этом поршень прижимается к резиновой
прокладке и уплотняет всасывающую полость
топливного насоса низкого давления.
Автоматическая муфта опережения впрыска
топлива (рис. 23) изменяет начало подачи
топлива в зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя. Применение
муфты обеспечивает оптимальное для рабочего
процесса начало подачи топлива по всему
диапазону скоростных режимов, чем достигается
необходимая экономичность и приемлемая
жесткость процесса в различных скоростных
режимах работы двигателя.
Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической
поверхности переднего конца кулачкового
вала топливного насоса шпонкой и гайкой
с шайбой, ведущая полумуфта 1 – на ступице
ведомой полумуфты (может поворачиваться
на ней).
Между ступицей и полумуфтой установлена
втулка 3. Грузы 11 качаются на осях
16, запрессованных в ведомую полумуфту,
в плоскости, перпендикулярной к оси вращения
муфты. Проставка 12 ведущей полумуфты
упирается одним концом в палец груза,
другим – в профильный выступ. Пружина
8 удерживает груз на упоре во втулку 3
ведущей полумуфты.
При увеличении частоты вращения коленчатого
вала грузы под действием центробежных
сил расходятся, вследствие чего ведомая
полумуфта поворачивается относительно
ведущей полумуфты в направлении вращения
кулачкового вала, что вызывает увеличение
угла опережения впрыска топлива.
При уменьшении частоты вращения коленчатого
вала грузы под действием пружин сходятся,
ведомая полумуфта поворачивается вместе
с валом насоса в сторону, противоположную
направлению вращения вала. что вызывает
уменьшение угла опережения подачи топлива.
Рис. 23. Автоматическая
муфта опережения впрыска топлива:
1 – ведущая полумуфта; 2, 4 - манжеты; 3 -
втулка ведущей полумуфты; 5 – корпус;
6 – регулировочные прокладки; 7 – стакан
пружины; 8 – пружина; 9,
15 – шайбы; 10 – кольцо; 11 – груз с пальцем;
12 – проставка с осью; 13 - ведомая полумуфта;
14 – уплотнительное кольцо; 16 – ось грузов.
Форсунка (рис. 24)
– закрытого типа с многодырчатым
распылителем и гидравлически управляемой
иглой. Все детали форсунки собраны
в корпусе 6.
К, нижнему торцу корпуса форсунки гайкой
2 присоединены проставка 3 и корпус 1 распылителя,
внутри которого находится игла 14. Корпус
и игла распылителя составляют прецизионную
пару. Распылитель имеет четыре сопловых
отверстия. Проставка 3 и корпус зафиксированы
относительно корпуса 6 штифтами 4. Пружина
13 одним концом упирается в штангу 5, которая
передает усилие на иглу распылителя,
другим – в набор регулировочных шайб
11, 12.
Топливо к форсунке подается под высоким
давлением через штуцер 8, в котором установлен
сетчатый фильтр 9. Далее по каналам корпуса
6, проставки
3 и корпуса 1 распылителя топливо поступает
в полость между корпусом распылителя
и иглой 14 и, отжимая иглу, впрыскивается
в цилиндр.
Просочившееся через зазор между иглой
и корпусом распылителя топливо отводится
через каналы в корпусе форсунки. Форсунка
установлена в головке цилиндра и закреплена
скобой. Торец гайки распылителя уплотнен
от прорыва газов гофрированной шайбой.
Уплотнительное кольцо предохраняет полость
между форсункой и головкой цилиндров
от попадания пыли и воды.
На двигателе КамАЗ-7403.10 установлена форсунка
мод. 271 с повышенной пропускной способностью
и диаметром сопловых отверстий 0,32 мм.
Рис. 24. Форсунка:
1 – корпус распылителя; 2 – гайка распылителя;
3 – проставка; 4 - установочные штифты;
5 – штанга; 6 - корпус; 7 – уплотнительное
кольцо; 8 – штуцер; 9 – фильтр; 10 – уплотнительная
втулка; 11, 12 – регулировочные шайбы; 13
– пружина; 14 – игла распылителя.
Привод управления
подачей топлива (рис. 25) – механический,
состоит из педали, тяг, рычагов и
поперечных валиков. Предусмотрен также
ручной привод подачи топлива и останова
двигателя. Педаль 17 управления подачей
топлива связана с рычагом 4 управления
регулятором частоты вращения. Рукоятки
ручного привода смонтированы на уплотнителе
рычага коробки передач: левая 2
(для включения постоянной подачи топлива)
связана гибким тросом в защитной оболочке
с рычагом управления регулятором частоты
вращения, правая 1 (для останова двигателя)
– тросом с рычагом останова, который
находится на крышке регулятора частоты
вращения.
Рис. 25. Привод управления
подачей топлива:
1 – ручка тяги останова двигателя. 2 –
ручка тяги управления подачей топлива;
3 – болт ограничения максимальной частоты
вращения коленчатого вала; 4 – рычаг управления
регулятором; 5 – болт ограничения максимальной
частоты вращения коленчатого вала; 6 –
тяга; 7, 10 – рычаги; 8 – поперечный валик;
9 – задний кронштейн; 11 – оттяжная пружина;
12 – промежуточная
(длинная) тяга; 13 – передний рычаг; 14 –
передний кронштейн; 15 – тяга педали (короткая);
16 – уплотнитель педали; 17 – педаль.
Системы питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов.
Система питания
двигателя воздухом (рис. 26) предназначена
для забора воздуха из атмосферы,
очистки его от пыли и распределения
по цилиндрам.
Атмосферный воздух засасывается в цилиндры
двигателя, проходя через воздушный фильтр.
Очищенный воздух распределяется впускными
коллекторами по цилиндрам двигателя
и участвует в сгорании в составе рабочей
смеси.
Отработавшие газы проходят по выпускным
коллекторам, приемным трубам глушителя
и, через глушитель, выводятся в атмосферу.
Газы, проникшие в картер двигателя через
зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми
кольцами, удаляются в атмосферу через
сапун, патрубок и вытяжную трубку за счет
разности между давлением в картере двигателя
и атмосферным.
На рис. 27 изображена система забора воздуха,
применяемая на автомобилях с турбодизельным
двигателем.
В воздушный фильтр воздух подается через
трубу 2 (рис. 27) воздухозаборника с колпаком
1 и сеткой. Между трубой воздухозаборника
и воздуховодами, закреплёнными на двигателе,
предусмотрен уплотнитель 3 – гофрированный
резиновый патрубок, внутрь которого вставлен
нажимной диск, служащий опорой для распорной
пружины. Последняя обеспечивает герметичность
соединения уплотнителя с трубой воздухозаборника
при транспортном положении кабины. Воздушный
фильтр 4 размещен на кронштейне 5, закрепленном
на левой задней опоре силового агрегата.
Воздушный фильтр сухого типа, двухступенчатый.
Первая ступень очистки центробежная
– моноциклон со сбросом отсепарированной
пыли в бункер, вторя ступень – бумажный
фильтрующий элемент.
Воздухоочиститель (рис. 28) состоит из
корпуса 3, фильтрующего элемента
5, крышки 1, прикреплённой к корпусу четырьмя
защёлками. Герметичность соединения
обеспечивается прокладкой 2. Во внутренней
полости крышки установлена перегородка
с щелью и заглушкой, которая образует
полость для сбора пыли (бункер). На входном
патрубке фильтра имеется пылеотбойник
4.
Фильтрующий элемент крепится в корпусе
самостопорящейся гайкой 6.
Засасываемый воздух через входной патрубок
поступает в фильтр. Проходя через пылеотбойник,
поток воздуха приобретает вращательное
движение в кольцевом зазоре между корпусом
и фильтроэлементом, за счет действия
центробежных сил, частицы пыли отбрасываются
к стенке корпуса и собираются в бункере
через щель в перегородке. Затем предварительно
очищенный воздух проходит через фильтрующий
элемент, где происходит его окончательная
очистка.
Для повышения эффективности очистки
воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения
ресурса фильтроэлемента, предусмотрена
установка в воздушный фильтр предочистителя
(рис. 29). Предочиститель представляет
собой оболочку из нетканого фильтрующего
полотна, которая одевается на фильтроэлемент
перед его установкой в корпус.