Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:35, реферат
На автомобилях КамАЗ-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ-7403.10 (рис. 1), отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению: поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно- графитным приработочным покрытием юбки; поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей; азотированного или упрочнённого индукционной закалкой коленчатого вала; трёхслойных тонкостенных сталебронзовых вкладышей коренных и шатунных подшипников; закрытой системы охлаждения, заполняемой низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами
Техническое описание. 2
Техническая характеристика двигателя. 3
Блок цилиндров и привод агрегатов. 4
Кривошипно-шатунный механизм. 4
Механизм газораспределения. 7
Система смазки. 10
Система питания топливом. 13
Характеристика топливной аппаратуры. 13
Системы питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов. 21
Техническая характеристика турбокомпрессора ТКР7Н-1. 25
Система охлаждения. 25
Электрофакельное устройство. 30
Техническая характеристика деталей ЭФУ. 32
Список литературы: 33
Рис. 26. Схема
системы питания двигателя
1 – трубка сапуна газоотводящая; 2 – сапун;
3 – трубка маслосливная сапуна; 4 – воздухопровод
впускной двигателя; 5 – воздухоочиститель;
6 – коллектор выпускной; 7 – патрубок
выпускной; 8 – глушитель; I - воздух из
атмосферы; II - очищенный воздух; III - картерные
газы; IV – отработавшие газы.
Рис. 27. Система забора воздуха автомобилей
КамАЗ-53212 и –54112:
1 – колпак; 2 – труба воздухозаборника; 3 – уплотнитель; 4 – воздухоочиститель; 5 - кронштейн (стрелками показаны места, подлежащие контролю герметичности при обслуживании системы).
Чистый воздух
из воздухоочистителя через
Соединение тройника подвода воздуха
с компрессорами и компрессоров с впускными
коллекторами обеспечивается резиновыми
патрубками и шлангами, которые стянуты
хомутами.
Система питания двигателя КамАЗ-7403 воздухом
отличается от двигателя
КамАЗ-740 установкой воздухоочистителя,
конструкцией воздухопроводов, впускных
коллекторов и патрубков.
Рис. 28. Воздушный фильтр:
1 – крышка; 2 – прокладка крышки; 3 – корпус; 4 – пылеотбойник: 5 – фильтрующий элемент; 6 – гайка фильтрующего элемента.
Рис. 29. Предочиститель:
1 – шнурки стягивающие; 2 – предочиститель; 3 – элемент фильтрующий.
Впускные коллекторы
закреплены на боковых поверхностях
головок цилиндров со стороны
развала болтами через
Индикатор засоренности воздушного фильтра
(рис. 30) установлен на панели приборов
и резиновым шлангом соединяется с левым
впускным коллектором. По мере засорения
воздушного фильтра возрастает величина
разрежения во впускных трубопроводах
двигателя, и при достижении разряжения
6,86 кПа
(0,07 кгс/см2) индикатор срабатывает – красный
барабан закрывает окно индикатора и остаётся
в таком положении после останова двигателя,
что свидетельствует о необходимости
обслуживания воздушного фильтра.
Рис. 30. Индикатор
засоренности воздушного фильтра:
1 – диск; 2 – красный барабан.
Система автоматической
очистки воздушного фильтра предназначена
для отсоса пыли из фильтра и выброса
ее через эжектор в атмосферу.
Система включает в себя эжектор,
заслонку и трубопроводы, соединяющие
воздушный фильтр с заслонкой
и эжектором. Эжектор установлен
на выпускном патрубке глушителя и крепится
к кронштейну 2 топливного бака (рис. 31).
Заслонка эжектора отсоса пыли из воздухофильтра
имеет два возможных положения «Открыто»
и «Закрыто». На всех автомобилях КамАЗ,
кроме автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511,
заслонка должна постоянно находиться
в положении «Открыто».
Система выпуска газов (рис. 31) предназначена
для выброса в атмосферу отработавших
газов и включает в себя два выпускных
коллектора 9, приемные трубы 7 и 8, гибкий
металлический рукав 5, глушитель 1, на
выпускной патрубок которого установлен
эжектор 4 отсоса пыли.
Каждый выпускной коллектор обслуживает
ряд цилиндров и крепится к блоку цилиндров
тремя болтами. Коллекторы соединены с
головками цилиндров патрубками. Разъемное
соединение коллектор–патрубок–головка
позволяет компенсировать тепловые деформации,
возникающие при работе двигателя.
Приемные трубы объединены тройником
и соединены с глушителем гибким металлическим
рукавом, который компенсирует погрешности
сборки и температурные деформации деталей
системы. В каждой приемной трубе установлена
заслонка вспомогательной моторной тормозной
системы.
Рис. 31. Система выпуска отработавших газов:
1 – глушитель шума; 2 – кронштейн крепления топливного бака; 3
– левый лонжерон рамы; 4 – эжектор;
5 – рукав приемных труб; 6 – механизм вспомогательной тормозной системы;
7, 8 – левая и правая приемные трубы; 9 – выпускной коллектор.
Глушитель шума выпуска (рис. 32) – активно-реактивный,
неразборной конструкции. Активный
глушитель работает по принципу преобразования
звуковой энергии в тепловую, что осуществляется
установкой на пути газов перфорированных
перегородок, в отверстиях которых поток
газов дробится и пульсация затухает.
В реактивном глушителе используется
принцип акустической фильтрации звука.
Этот глушитель представляет собой ряд
акустических камер, соединенных последовательно.
Рис. 32. Глушитель шума выпуска:
1 – труба перфорированная;
2 – фланец упорный; 3 – фланец натяжной; 4 – стенка передняя; 5 – корпус; 6 – патрубок выпускной; 7 – стенка задняя.
Система газотурбинного
наддува состоит из двух взаимозаменяемых
турбокомпрессоров, компрессоров, впускных
и выпускных коллекторов и
патрубков. Турбокомпрессоры установлены
на выпускных коллекторах по одному
на каждый ряд цилиндров. Уплотнение
газовых стыков между установочными фланцами
турбокомпрессоров и коллекторами осуществляется
прокладками из жаропрочной стали.
Труба выпуска отработавших газов крепится
к турбокомпрессорам с помощью натяжных
фланцев, а герметичность соединений обеспечивается
асбостальной прокладкой.
Подшипники турбокомпрессора смазываются
от системы смазки двигателя.
Турбокомпрессор ТКР7Н (рис. 33) – агрегат,
объединяющий центростремительную турбину
и центробежный компрессор. Турбина преобразовывает
энергию газов в работу сжатия воздуха
компрессором.
Вращающаяся часть турбокомпрессора –
ротор – состоит из колеса 16 турбины с
валом, колеса 8 компрессора и маслоотражателя
7, закрепляемых на валу гайкой 6.
Рис. 33. Турбокомпрессор:
1 – подшипник; 2 – экран; 3 – корпус компрессора; 4 – диффузор; 5, 19 – кольцо уплотнительное; 6 – гайка; 7 – маслоотражатель; 8 – колесо компрессора; 9 – экран маслосбрасывающий; 10, 18 – крышки; 11 – корпус подшипника;
12 – фиксатор; 13 – переходник;
14 – прокладка асбостальная; 15
– экран турбины; 16 – колесо турбины; 17 – корпус турбины.
Ротор вращается
в подшипнике 1, представляющем собой
плавающую невращающуюся
Корпуса турбины и компрессора крепятся
к корпусу подшипник с помощью болтов
и планок. Для уменьшения теплопередачи
от корпуса турбины к корпусу подшипника,
между ними установлен чугунный экран
турбины 15 и асбостальная прокладка 14.
Диффузор 4 и экран 2 образуют канал, по
которому воздух после сжатия в колесе
подаётся во внутреннюю полость корпуса.
Техническая характеристика турбокомпрессора ТКР7Н-1.
|Диапазон подачи
воздуха через компрессор,|0,
|кг/с | |
|Давление наддува (избыточное) при |54(83,4
(0,55(0,85) |
|номинальной мощности двигателя, кПа
| |
|(кгс/см2) | |
|Частота вращения ротора при номинальной
|80000(85000 |
|мощности двигателя, об/мин-1 | |
|Температура газов на входе в турбину,
(С:| |
|при длительной работе, не более |650 |
|при кратковременной работе (до 1 часа),
|700 |
|не более | |
|Давление смазочного масла на входе в
| |
|турбокомпрессор, кПа (кгс/см2): | |
|на двигателе с нагрузкой |196,2(392,4 (2(4) |
|на двигателе без нагрузки, не менее |98,1
(1) |
Система охлаждения.
Система охлаждения
двигателя жидкостная, закрытого типа,
с принудительной циркуляцией охлаждающей
жидкости. Основными элементами системы
(рис. 34) являются: водяной насос 21, радиатор,
термостаты 23, вентилятор 1, гидромуфта
привода вентилятора, выключатель 6 гидромуфты,
расширительный бачок 12, перепускные трубы,
жалюзи.
Во время работы двигателя циркуляция
охлаждающей жидкости в системе создается
центробежным насосом. Жидкость нагнетается
в водяную полость левого ряда цилиндров,
а через трубку 3 – в водяную полость правого
ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности
гильз цилиндров, охлаждающая жидкость
через отверстия в верхних привалочных
плоскостях блока цилиндров поступает
в водяные полости головок цилиндров,
откуда горячая жидкость по водяным трубам
17 и 19 поступает в коробку термостатов
7, из которой в зависимости от температуры
направляется в радиатор или на вход водяного
насоса.
Рис. 34. Схема системы охлаждения:
1 – вентилятор; 2 – сливной кран системы
охлаждения; 3 – труба подводящая правого
полу блока; 4 – патрубок подводящей трубы;
5 – головка цилиндров; 6
– выключатель гидромуфты привода вентилятора;
7 – коробка термостатов; 8 – патрубок
отвода воды из бачка в водяной насос;
9 – патрубок отвода воды в отопитель;
10 – кран контроля уровня охлаждающей
жидкости; 11 – труба воздухоотводящая
от радиатора; 12 – бачок расширительный;
13 – пробка паро- воздушная; 14 – трубка
перепускная от двигателя к расширительному
бачку; 15
– трубка соединительная от компрессора
к бачку; 16 – компрессор; 17 – труба водосборная
правая; 18 – труба водяная соединительная;
19 – труба водосборная левая; 20 – труба
перепускная термостатов; 21 – насос водяной;
22 – колено отводящего патрубка водяного
трубопровода; 23 – термостат; I - в радиатор
при открытых термостатах; II – в насос
при закрытых термостатах;
III - из радиатора.
Температура охлаждающей
жидкости в системе 80(98 °С. Тепловой
режим двигателя регулируется автоматически
термостатами и выключателем гидромуфты
привода вентилятора, которые управляют
направлением потока жидкости и работой
вентилятора в зависимости от температуры
охлаждающей жидкости в двигателе.
Для ускорения прогрева двигателя, а также
поддержания температурного режима двигателя
в холодное время года перед радиатором
установлены жалюзи,
Термостаты (рис. 35) с твердым наполнителем
и прямым ходом клапана предназначены
для автоматического регулирования теплового
режима двигателя и размещены в коробке
7, закрепленной на переднем торце правого
ряда блока цилиндров.
Рис. 35. Термостат:
1, 7 – стойки; 2 – шток; 3, 12 – регулировочные
гайки; 4 – резиновая вставка с шайбой;
6 – основание; 8 – баллон: 9 – активная
масса (церезин);
11, 13 - пружины.
На холодном двигателе вход жидкости
в радиатор перекрыт клапаном 5, а
вход в перепускную трубу к
водяному насосу открыт клапаном 10. Охлаждающая
жидкость циркулирует, минуя радиатор,
что ускоряет прогрев двигателя.
Когда температура охлаждающей жидкости
достигает 78(82°С, активная масса
(церезин) 9. заключенная в баллоне 8, плавится,
увеличиваясь в объеме.
Баллон перемещается вправо, открывая
клапан 5 и закрывая клапан 10.
Охлаждающая жидкость начинает циркулировать
через радиатор. При температуре
80(93°С охлаждающая жидкость продолжает
поступать через перепускную трубу на
вход насоса и через радиатор, при этом
клапаны открыты частично.
При температуре 91(95°С происходит полное
открытие клапана 5, при этом вся жидкость
циркулирует через радиатор.
Когда температура охлаждающей жидкости
снижается до 80°С и ниже, объем церезина
уменьшается и клапаны под действием пружин
11 и 13 занимают первоначальное положение.
Гидромуфта привода вентилятора (рис.
36) передает крутящий момент от коленчатого
вала к вентилятору и гасит инерционные
нагрузки, возникающие при резком изменении
частоты вращения коленчатого вала.
Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника
соединены винтами и образуют полость,
в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее
колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами,
составляют ведущую часть гидромуфты,
которая вращается в шариковых подшипниках
8 и 19. Ведущая часть гидромуфты приводится
во вращение от коленчатого вала через
шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе
с валом 16, на котором закреплена ступица
15 вентилятора, составляет ведомую часть
гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках
4 и 13.
Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами
17, 20.
Рис. 36. Гидромуфта
привода вентилятора:
1 – передняя крышка; 2 – корпус подшипника;
3 – кожух; 4. 8. 13, 19 – шарикоподшипники;
5 – трубка корпуса подшипника; 6 – ведущий
вал; 7 – вал привода гидромуфты; 9 – ведомое
колесо; 10 – ведущее колесо; 11 – шкив; 12
– вал шкива; 14 – втулка манжеты; 15 – ступица
вентилятора; 16 – ведомый вал; 17, 20 – манжеты
с пружиной; 18 – прокладка.
На внутренних
тороидальных поверхностях ведущего и
ведомого колес отлиты радиальные лопатки.
На ведущем колесе 33 лопатки, на ведомом
– 32.
Межлопаточное пространство колес образует
рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего
колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо
9 происходит при заполнении рабочей полости
маслом. Частота вращения ведомой части
гидромуфты зависит от количества масла,
поступающего в гидромуфту.
Масло поступает через выключатель 6 (см.
рис. 37), который управляет работой гидромуфты
привода вентилятора. Он установлен в
передней части двигателя на патрубке,
подводящем охлаждающую жидкость к правому
ряду цилиндров.
Выключатель имеет три фиксированных
положения и обеспечивает работу вентилятора
в одном из следующих режимов.
1. Автоматический (основной режим) - рычаг
установлен в положение «А»
(рис. 37).
При повышении температуры охлаждающей
жидкости, омывающей термосиловой датчик
15, активная масса, находящаяся в баллоне
датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь
в объёме, перемещает шток датчика и шарик
5.
При температуре жидкости 86(90°С шарик
открывает масляный канал (см. рис.
38) в корпусе 2 выключателя. Масло из главной
масляной магистрали двигателя по каналам
в корпусе выключателя, блоке и его передней
крышке, трубке 5
(см. рис. 36) и каналам в ведущем валу поступает
в рабочую полость гидромуфты; при этом
крутящий момент от коленчатого вала передается
крыльчатке вентилятора.
Рис. 37. Выключатель гидромуфты:
1 – рычаг пробки; 2 – крышка; 3, 8 – шарики; 4 – пробка; 5 – корпус включателя; 6 – клапан термосиловой (корпус); 7 – термосиловой датчик; 9 – кольцо уплотнительное; рычаг; 10 – пружина.
При температуре
охлаждающей жидкости ниже 86°С шарик
под действием возвратной пружины
перекрывает масляный канал в
корпусе, и подача масла в гидромуфту
прекращается; при этом находящееся
в гидромуфте масло через отверстие
в кожухе 3 сливается в картер
двигателя и вентилятор отключается.
2. Вентилятор отключен – рычаг установлен
в положение «О» (см. рис. 37), масло в гидромуфту
не подается (см. рис. 38) – крыльчатка может
вращаться с небольшой частотой, увлекаемая
трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты
и набегающим на вентилятор встречным
потоком воздуха.
3. Вентилятор включен постоянно – рычаг
установлен в положение «II» - в гидромуфту
постоянно подается масло (см. рис. 38) независимо
от температуры двигателя, вентилятор
вращается постоянно с частотой, приблизительно
равной частоте вращения коленчатого
вала.