Единая транспортная система: понятие и роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:06, реферат

Описание

Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Содержание

1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 • завод по производству  нефтяных труб на АО «Нефтегазтруба»  («Миттал Стилл Темиртау») в  г. Актау;

 • организация производства  листового полированного стекла  мощностью 180 тыс. тонн на ОАО  «Гипростекло» Кызылординской области.

2.3 Отрицательные результаты  в развитии индустриально инновационной  политики Казахстана

 Однако, как видно  из перечня, число экспортно-ориентированных  проектов незначительно и большая  часть из них ориентировано  на потребности внутреннего рынка.

 При реализации Стратегии мало внимания уделено мероприятиям по продвижению казахстанских товаров на экспорт – их позиционированию, рекламе и упаковке, что снижает конкурентоспособность казахстанских товаров. Таким образом, в Казахстане отсутствует Национальная экспортная Программа, которая объединила бы все мероприятия, направленные на создание и продвижение на зарубежные рынки экспортно-ориентированной продукции.

VI. Развитие науки находится  в удручающем состоянии. Проблемными  вопросам инновационного развития являются низкие расходы на науку, слабая коммерциализация научных разработок, отсутствие достаточного государственного стимулирования. Несмотря на то, что за 2003–2005 годы внутренние затраты на исследования и разработки выросли в 2,2 раза, их доля в ВВП осталась почти на прежнем уровне (увеличилась только в 2005 году до 0,029% с 0,25% в 2004 году). Только сейчас началась разработка Государственной программы развития науки на 2007–2012 годы. В настоящее время выявлено значительное количество инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы. Однако все эти разработки, в основном, являются результатом исследований, разработанных в советские годы. Время на создание новых заделов в фундаментальной науке было упущено. Выбор только пяти приоритетных направлений программ фундаментальных исследований может стать в дальнейшем препятствием для развития других направлений фундаментальной науки в Казахстане.

VII. Меньше всего при  реализации Стратегии было уделено  внимания пункту по использованию  инвестиционного и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Вопрос модернизации экономики на основе высокотехнологичного оборудования должен стать одним из ключевых в Стратегии.

VIII. В Стратегии не  определены перспективы спроса  на продукцию отраслей промышленности  на внутреннем рынке, что негативно  повлияло на удовлетворение потребностей  внутреннего рынка.

IX. В структуре инвестиций  наблюдается тенденция опережающих темпов увеличения доли инвестиций в сфере услуг: финансовой деятельности, операций с недвижимостью, арендой, государственном управлении и снижения доли инвестиций в промышленность. Это противоречит основным целям Стратегии и снижает возможность экономики Казахстана достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличивает риск дефолта финансовой системы.

3. Перспективы развития  индустриальной инновационной политики  Казахстана

3.1 Совершенствование развития  индустриальной инновационной политики в Казахстане

 В Казахстане в  2006 году реализуется второй этап  реализации Стратегии индустриально-инновационного  развития Казахстана. Этот этап  предусматривает активизацию научно-промышленной  отрасли и более эффективного  использования научного потенциала, внедрения новых технологий.

 Для изменения ситуации  настало время масштабных действий  в обрабатывающей промышленности  в пользу продукции средневысокой  и высокой наукоемкости.

 Успешное экономическое  развитие большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.

 Быстрый рост производства  в ряде новых индустриальных  стран Юго-Восточной Азии произошел  прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.

 В основе процветания  и быстрого экономического роста  лежит способность страны обеспечивать  высокие темпы роста эффективности  производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно, правильно определив «полюса роста».

 

 Опираясь на зарубежный  опыт и, прежде всего, на  опыт Японии и Южной Кореи,  в содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов:

I. Определение приоритетных  отраслей, которые могут стать  базовыми сегодня и в будущем.

 Существует 6 критериев,  которым должна соответствовать  приоритетная отрасль:

1. Продукция предприятий  приоритетной отрасли должна продемонстрировать возможности для быстрого наращивания экспорта, базируясь на сравнительных преимуществах национальной экономики.

2. При оценке экспортного  потенциала необходимо прогнозировать  рыночную конъюнктуру на ту  или иную продукцию на мировом рынке, долгосрочные тенденции роста.

3. Необходимо определить  перспективы спроса на продукцию  данной отрасли на внутреннем  рынке. Зависимость экономики  страны от экспорта должна  смягчаться до некоторой степени  растущим внутренним спросом.

 4. Развитие отрасли должно способствовать росту научного и интеллектуального потенциала страны.

5. Минимизация зависимости  от импорта сырья и энергии,  снижение ресурсоемкости промышленного  производства в целом.

6. Минимизация несоответствий  и дисбалансов торговли. Чтобы напрямую конкурировать с высокоразвитыми странами, необходимо, чтобы развитие приоритетной отрасли было смягчено в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке. Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также должна стать приоритетной.

II. Разработка и реализация  индустриальной политики.

 Основными инструментами  реализации индустриальной политики в Японии и Южной Корее являлись: финансовые субсидии, налоговые льготы, льготы по импорту определенных товаров, различного рода монопольные права; экономическое планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством крупного бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в Южной Корее во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии.

III. Свертывание и ликвидация  старых неэффективных, не удовлетворяющих  требованиям рыночной экономики  производств.

IV. Развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности.

 

V. Рост новых производств  должен компенсировать спад в  старых производствах, и тем  самым обеспечивать устойчивую  стабилизацию объема ВВП, продукции  промышленности.

VI. Темпы роста более эффективного сектора должны превосходить размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск продукции, пользующейся спросом с приемлемыми издержками.

 Одновременно необходимо  особое внимание обратить на  сдвиги в отраслевой структуре производства и территориальном размещении производительных сил.

 Для того чтобы  в соответствии с изменениями  реалий совершенствовать собственную  модель Стратегии индустриально-  инновационного развития, необходимо  дополнительно поработать над ее корректировкой и реализацией, акцентировав внимание на следующем:

1. Совершенствование законодательства  в области защиты прав собственности.

2. Повышение эффективности  функционирования правительства.

3. Повышение эффективности  деятельности институтов развития.

4. Поддержка Правительством  крупного бизнеса и создание  промышленных конгломератов в  производствах с высокой добавленной  стоимостью.

5. Реабилитация и модернизация  существующих производств.

6. Свертывание и ликвидацию старых неэффективных производств.

7. Создание новых производств,  ориентированных на экспорт.

8. Создание высокотехнологичных  и наукоемких производств.

9. Создание экономических  и индустриальных зон со специальным  режимом налогообложения.

10. Изменение структуры  инвестиций в пользу увеличения доли обрабатывающей промышленности.

11. Вовлечение в крупный  промышленный бизнес субъектов  малого и среднего предпринимательства.

12. Повышение роли предпринимательства  в корректировке и реализации  Стратегии

13. Совершенствование структуры отраслей промышленности и определение приоритетных отраслей и видов производства с учетом мнения отечественной науки, предпринимательства и общественных организаций.

14. Содействие предпринимателям  в повышении конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг

 

15. Ежегодное увеличение  уровня бюджетного финансирования  фундаментальных и прикладных  исследований и доведение к  2010 году до уровня 1,5–2% от ВВП

16. Введение налоговых  льгот для предприятий, финансирующих  НИОКР и внедряющих их результаты в производство.

17. Развитие современной  инфраструктуры индустрии:

 • развитие рынка  ценных бумаг;

 • поддержка предпринимательства;

 • совершенствование  налоговой, таможенной, тарифной  и антимонопольной политики государства;

 • совершенствование  финансового сектора и совершенствование кредитной политики;

 • формирование  эффективной экологической политики; и обязательного учета ее требований  при разработке и реализации  программ развития и конкретных  проектов. Для оценки эффективности  и проведения мониторинга реализации Стратегии целесообразно ввести следующие годовые индикаторы:

1. Индекс эффективности  инвестиций в Стратегию (объем  финансирования Стратегии к прибыли,  полученной в результате реализации  проектов в рамках Стратегии).

2. Объем производства на экспорт по видам продукции в разрезе уровней наукоемкости в соответствии с методикой ОЭСР (по четырем уровням наукоемкости) в денежном и натуральном выражении.

3. Объем производства  новой высокотехнологичной и  наукоемкой продукции, по видам  продукции в разрезе отраслей экономики в денежном и натуральном выражении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Стратегия индустриально-  инновационного развития Республики  Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом  Президента Республики Казахстан, №1096 от 17.05.2003 г.

 2. Баймуратов У. «Инвестиции и инновации: нелинейный синтез». – Алматы: БИС, 2005. -320 с.

3. Муканова А. Основные тенденции  инновационного (научно-технического) развития Казахстана // Транзитная экономика. – №5–6, 2006 г., с. 42–47

4. Оспанов Б. Инновации как направление государственной стратегии развития в Республике Казахстан // Саясат. – №2, 2005 г., с. 17–21

5. Рамазанов С. Инновационная  модель развития национальной  экономики // Панорама. – 2005, 31 января.

6. Методические указания к курсовому  проектированию по дисциплине «Инновационный менеджмент» /Сост.: А.А. Зарнадзе, И.Ю. Новоселова. ГУУ, 2000 г.

7. Дьяков А.Ф. Инвестиционная  и инновационная политика, №8 1997 г.

8. Ольховский Г.Г., Тумановский  А.Г. Перспективы совершенствования  тепловых электростанций // Электрические станции, №1 2000 г.

9. Юнь О., Борисов В. Инновационная  деятельность в промышленности // Экономист, №9 1999 г.

10. Хорошилов Г. Научно-техническая  и инновационная деятельность  в машиностроении // Экономист, №11 1999 г.

11. Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления, №5 2000 г.

12. Авраменко С. Новые формы  инвестиций в условиях переходной  экономики // Экономист. 1999. №3.


Информация о работе Единая транспортная система: понятие и роль в экономике страны