Фальсификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:35, доклад

Описание

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного, а затем и товарно-денежного обмена. В основе этого социального явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать. Однако обман не всегда был преднамеренным, а являлся следствием незнания одной из сторон действительной ценности обмениваемых товаров.

Работа состоит из  1 файл

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

В Одессе поддельные товары изготавливались на Малой  Арнаутской (например, по трактирам собирался и упаковывался в новые пачки спитой и высушенный чай, формовались глиняные кофейные зерна и т. п.). 

А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» упоминает  о фальсифицированном вине и сигарах, при этом богатые купцы Паратов  и Вожеватов прекрасно знают их происхождение и отказываются от них. «На бутылке-то бургонское, а в бутылке-то "кильдер-бальзам" какой-то», — говорит актер Робинзон, пивший это вино с женихом Ларисы, Карандышевым. Далее в ответ на предложение последнего сигар купец Паратов говорит: «Я этот сорт знаю: Регалия капустиссима dos amigos...», т. е. сигары «Королевские» из капустного листа для друзей. 

Как одно из направлений  борьбы с фальсификацией товаров  следует отметить работу Вольного экономического общества, которая особенно активизировалась во второй половине XIX в. Члены этого общества — ученые химики, физики, технологи, товароведы производили исследования товаров, реализуемых на рынках в разных регионах России (Москве, Петербурге, Казани, Одессе и др.), выявляли и доводили до сведения общественности результаты этих исследований, разрабатывали методы обнаружения фальсификации конкретных товаров. Эти исследования публиковались в научных трудах Вольного экономического общества. Большой интерес у широкой общественности вызывали публичные лекции членов этого общества, среди которых были известные основоположники товароведения: М. Я. Киттары, Я. Я. Никитинский, Ф. В. Церевитинов и др. 

Потребность в  информации о средствах фальсификации  конкретных товаров и методов  се обнаружения дает мощный стимул к развитию товароведения как науки об основополагающих характеристиках товаров. При этом в конце XIX в. научное товароведение развивается в двух ведущих направлениях: описание потребительских свойств товаров, в том числе обеспечивающих их ассортиментную принадлежность на видовом уровне; характеристика средств и способов фальсификации конкретных товаров, в том числе и методов ее обнаружения. 

Анализ научных  трудов и первых учебников по товароведению  с середины XIX в. до 20-х годов XX в. показывает: оба направления существовали совместно, дополняя друг друга. 

Одной из первых работ, в которой рассматриваются  средства, способы фальсификации  товаров и методы ее обнаружения, следует считать книгу доктора  физики и химии В. Ходнева «Химия съестных припасов». В 1900 г. А. Альмадинген издает учебник «Товароведение», в котором большое внимание уделяется подделкам товаров и способам их определения. Во всех последующих изданиях учебников по товароведению вплоть до 1923 г. включительно вопросы фальсификации товаров неизменно присутствуют. 

Таким образом, без преувеличения можно сказать, товароведение как наука начало активно развиваться с учетом необходимости решения актуальной проблемы предупреждения и/или обнаружения  фальсификации товаров. Ученые-товароведы внесли ощутимый вклад в решение этой проблемы. 

Однако начиная  с 30-х годов XX в. в учебниках по товароведению это направление постепенно исчезает, что объясняется рядом причин. 

Во-первых, отмечается интенсивное развитие первого направления  за счет углубления научных исследований химических свойств и состава продовольственных товаров, нашедшее отражение в учебниках и монографиях по товароведению, а также товароведных диссертациях. Так, в 1933 г. проф. Ф. В. Церевитинов издает монографию «Химия свежих плодов и овощей», переизданную в 1949 г. после смерти автора по инициативе проф. А. А. Колесника — его ученика и первого аспиранта кафедры товароведения продовольственных товаров (эту информацию один из авторов настоящего пособия — М. А. Николаева лично слышала от А. А. Колесника). 

В 1963 г. проф. Н. И. Козин издает монографию «Химия пищевых  жиров», обобщив материалы собственных  и совместных с аспирантами результатов  исследований, в том числе Т. К. Клюевой — его первой аспирантки. По другим разделам товароведения монографий с аналогичным названием не выпускалось, но результаты исследований химических свойств и состава, а также факторов и процессов, влияющих на их изменения, включались в соответствующие разделы учебников по товароведению пищевых продуктов, а позднее и самостоятельных учебников по товароведению товаров однородных групп. 

Таким образом, до 90-х годов прошлого века научное  направление по исследованию химических свойств и состава пищевых  продуктов, разработке и проектированию их потребительских свойств при новых технологиях производства и хранения становится в товароведении доминирующим. 

Во-вторых, снижается  острота проблемы обнаружения и/или  предупреждения фальсификации в  СССР вследствие гигантских преобразований, произошедших после 1917 г. Основными вехами этих преобразований явились: смена государственного строя и характера товарно-денежных отношений в результате Октябрьской революции; Гражданская война и интервенция странами Антанты, приведшая к хозяйственной разрухе и голоду; НЭП — кратковременный возврат к существовавшим до революции хозяйственным и товарно-денежным отношениям, но на новом, измененном уровне и при ином государственном строе; отказ от НЭПа и переход к государственному монополизму во всех сферах хозяйственной деятельности организаций и предприятий; перестройка и распад СССР. 

Каждый этап характеризуется разной степенью внимания государственных органов к проблеме обнаружения и/или предупреждения фальсификации вследствие затухания  или возрастания ее остроты. 

Борьба с фальсификацией продукции началась только после отмены НЭПа. В период Гражданской войны и последующие трудные времена послевоенной разрухи отмечается резкое увеличение производства и реализации фальсифицированных товаров. Однако достоверные статистические данные нам неизвестны, а контролирующие органы отсутствовали. О размахе в продаже подделок и обмане покупателей можно лишь делать предположения либо судить по воспоминаниям современников тех лет. 

Введение государственной  монополии и контроля за производством  и торговлей, а также жесткие репрессивные меры (вплоть до расстрела за «вредительство») значительно уменьшили размеры фальсификации реализуемых товаров. 

Термина «фальсификация товаров» не было в нормативно-правовых актах, в том числе в Гражданском, Административном и Уголовном кодексах СССР. Считалось, что в СССР фальсификация товаров отсутствовала. Так, в учебнике «Товароведение пищевых товаров» под ред. В. С. Смирнова, изданном в 1946 г., говорится, что фальсификации товаров в СССР нет. Однако это не совсем так. Просто удельный вес фальсифицированных товаров был невысок, так как особой выгоды от их производства и реализации у руководителей государственных предприятий не было, а привлечение к уголовной ответственности и наказание было почти неотвратимым. 

Кроме того, в СССР достаточно часто практиковалось введение допусков (допускаемых отклонений) в стандарты, инструкции и другие нормативные документы, что узаконивало любые изменения основополагающих характеристик товаров (ассортиментной, количественной, стоимостной и качества). При наличии нормативных допусков такие изменения не считались фальсификацией. Например, в 1962 г. было официально разрешено при производстве белого хлеба добавление в пшеничную муку кукурузной и гороховой муки. 

Система допусков (отклонений и ограничений) применяется и в международных стандартах, в том числе в ИСО ГОСТ Р 9000—2001 «Система менеджмента качества. Общие положения». 

Положение дел  с фальсификацией товаров резко  ухудшилось с началом перестройки. Появление кооперативов, индивидуальных предпринимателей, предприятий разных форм собственности, ослабление и частичная ликвидация органов государственного контроля привели к резкому подъему выпуска и реализации фальсифицированных товаров. Особенно процветали подделки торговых марок и страны происхождения, а также реализация низкокачественных товаров, выдаваемых за высококачественные. 

Расцвету фальсификации  товаров в значительной мере способствовало принятие ряда нормативных документов, снимающих ограничения по идентификации  товаров и услуг по их реализации. К ним следует отнести Указ Президента России Б. Н. Ельцина «О свободе торговли» (1991 г.), Закон РФ «О стандартизации» (1993 г.), Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и др. 

Так, с принятием  Закона РФ «О стандартизации» ранее действовавшая норма об обязательности всех требований стандартов и ТУ отменялась. Со стандартов исчезает надпись: «Несоблюдение требований настоящего стандарта карается по закону». Многими производителями это воспринимается как вседозволенность, хотя в Законе регламентируется перечень обязательных требований, которые имеют право проверять органы государственного контроля. Однако численность их была настолько мала, что они могли проверять менее 0,0001 % всех реализуемых товаров. 

Введение обязательной сертификации всех пищевых продуктов, табачных изделий, определенной части  непродовольственных товаров и  их идентификации как первой операции сертификационных испытаний, казалось, должно было бы остановить поток фальсифицированных товаров и услуг. Однако это не произошло по ряду причин: 

1. Сразу после  введения обязательной сертификации  производители и продавцы сами  осуществляли отбор образцов, зачастую  их фальсифицируя. В дальнейшем  эта схема при осуществлении  обязательной сертификации была отменена и оставлена только при добровольной сертификации. 

2. Официально  введена в Правила по сертификации  норма о том, что заявитель  сам идентифицирует представляемую  на сертификацию продукцию. (Позднее  эта норма также была отменена.) 

3. Высокая стоимость сертификационных услуг побуждала мелких и средних производителей покупать «по дешевке» поддельные сертификаты. 

4. Коррумпированность  в ряде органов по сертификации, которые выдавали подлинные сертификаты  без идентификации и лабораторных  испытаний образцов. Правда, в результате инспекционных проверок и повторной аккредитации соответствующими службами Госстандарта такие органы постепенно были закрыты. 

5. Значительный  удельный вес фальсифицированной, в том числе и контрафактной,  продукции, производители и продавцы которой были заинтересованы в сокрытии их истинных товароведных характеристик. 

Указанные причины  привели к тому, что к концу  XX столетия объем фальсифицированной продукции достиг значительных размеров — от 10 до 70 % по отдельным группам товаров и услуг. 

В 2000 г. был принят Федеральный закон «О качестве и  безопасности пищевых продуктов», в  котором дается определение «фальсифицированные  пищевые продукты», введены нормы  ответственности за их выпуск и реализацию. В 2002 г. в Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» вносятся изменения и дополнения, в которых дается определение «контрафактная продукция» и вводятся нормы ответственности за ее выпуск и реализацию. В принятой в 2006 г. части IV Гражданского кодекса РФ эти нормы еще более конкретизируются и ужесточаются. 

К сожалению, время  было упущено, и «джин выпущен  из бутылки». В реальной практике многие нормы не применяются, а объемы производимой и реализуемой фальсифицированной и контрафактной продукции не уменьшаются, о чем свидетельствуют и частые сообщения в СМИ, и отчеты контрольных органов. 

Поэтому в настоящее  время проблема осуществления идентификации, обнаружения и/или предупреждения выпуска и реализации фальсифицированных, в том числе контрафактных, товаров остается актуальной. 

Следует отметить, что в середине 90-х годов работу по выявлению и предотвращению поставок в торговлю фальсифицированных товаров, особенно импортных, активизируют Госторгинспекция, Госстандарт и Государственный таможенный комитет. 

Так, 7 февраля 1996 г. на Коллегии Комитета РФ по торговле заслушивался вопрос: «О мерах по защите потребительского рынка России от проникновения  на него некачественных импортных товаров». На заседании было констатировано, что при резком возрастании доли импорта почти в 3 раза (с 19 % в 1993 г. до 54 % в 1995 г.) существенно увеличился объем некачественных и фальсифицированных импортных товаров (38—58 % всего проинспектированного продовольствия). Наибольшее их количество завозится из Китая, Вьетнама, Бельгии, Германии, Венгрии и стран СНГ. 

В решении Коллегии Роскомторга были предложены меры, направленные на ужесточение контроля за поступающей на рынок продукцией отечественного и импортного производства, в том числе и специалистами торговых организаций, таможенных органов и экспертов экспертных организаций. Кроме того, было рекомендовано ускорить разработку и представление в Правительство России проектов законов «О независимой потребительской экспертизе», «О внутренней торговле», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и положения «О порядке изъятия, переработки и уничтожения некачественного сырья и пищевой продукции». 

Информация о работе Фальсификация