К сожалению, многочисленные
реорганизации в органах государственного
управления, а затем и фактическое
уничтожение Госторгинспекции не позволили
претворить в жизнь многие из намеченных
мероприятий. Приняты были только два
последних документа, а проекты законов
«О товароведной экспертизе» и «О внутренней
торговле» так и не были утверждены.
В эти же годы
и Госстандартом была проделана большая
работа по идентификации пищевых продуктов.
Так, в «Правила проведения сертификации
пищевых продуктов и продовольственного
сырья» (ПР 50.3.004.96) в 2002 г. включаются перечни
показателей для идентификации однородных
групп товаров. Госстандартом разрабатываются
и утверждаются также стандарты на методы
идентификации отдельных товаров.
Новый период российской
истории в области идентификации
и обнаружения фальсификации
начинается в XXI в., после принятия Федерального
закона «О техническом регулировании»
и внесения изменений и дополнений в Закон
РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров»
(от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ). Этот период
характеризуется усилением борьбы в основном
с контрафактной продукцией и ослаблением
борьбы с другими видами фальсификации.
Борьба с контрафактом
на государственном уровне начала осуществляться
силами Госторгинспекции Минэкономразвития
России, Государственного таможенного
комитета и Министерства внутренних
дел.
Так, 26 февраля 2003
г. состоялось совместное заседание
коллегий Минэкономразвития России
и Министерства внутренних дел России,
на котором рассматривался вопрос «О
мерах по реализации Министерством
экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерством
внутренних дел Российской Федерации
государственной политики по защите прав
интеллектуальной собственности, пресечению
производства и распространения фальсифицированной
и контрафактной продукции».
По результатам
обсуждения был издан приказ Минэкономразвития
и МВД России от 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об
объявлении решения совместного заседания
коллегий Минэкономразвития России и
МВД России», в котором определялись следующие
основные направления деятельности министерств
по охране прав интеллектуальной собственности,
противодействия распространению фальсифицированной
и контрафактной продукции: совершенствование
правоприменительной практики, гармонизация
законодательства России с международными
требованиями, выполнение принятых перед
ВТО обязательств, взаимодействие государственных
институтов, различных общественных объединений,
правообладателей и «прозрачность» работы
в этой сфере.
Кроме того, в
решении коллегий планировалась
разработка проектов федеральных законов,
предусматривающих установление ответственности
за производство и распространение фальсифицированной
и контрафактной продукции путем внесения
соответствующих изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации,
Кодекс РФ об административных правонарушениях
и в Федеральный закон «О лекарственных
средствах».
В усилении борьбы
с контрафактной продукцией оказались
заинтересованными не только государственные
органы, но и общественные объединения
производителей. Так, Торгово-промышленная
палата совместно с созданным
в 2003 г. общественным объединением — Союзом
производителей против подделок провела
в ноябре 2005 г. конференцию: «Производители
против подделки: стратегия победы».
В июле 2006 г. Федеральное
агентство по техническому регулированию
и метрологии, некоммерческое партнерство
«Национальный проект «Россия против
контрафакта», Координационный совет
предпринимательских союзов в России
организовали научно-практическую конференцию:
«Роль системы добровольной сертификации
в противодействии обороту контрафактной
и фальсифицированной продукции».
В рамках системы
добровольной сертификации (СДС) предложен
проект «Марка Года», в основу которого
заложено выведение на потребительский
рынок нового товарного знака
с логотипом «Марка Года» (рис.), который
одновременно должен являться и знаком
соответствия в СДС с одноименным названием.
Присваиваться знак должен сертифицированным
товарам, работам и услугам, прошедшим
проверку на контрафактность.
Рис. Товарный знак
«Марка Года»
Методика проверки
товаров и услуг на контрафактность,
разработанная специалистами СДС «Марка
Года» и патентными поверенными, направлена
на установление факта наличия или отсутствия
у заявителя исключительного права на
использование товарного знака.
Вместе с тем,
по нашему мнению, борьба с другими
видами фальсификации (групповой и видовой
ассортиментной, квалиметрической, количественной
и информационной) в значительной мере
ослабла из-за отсутствия органа государственного
контроля, осуществляющего работу по выявлению
и предупреждению фальсификации по показателям
на добровольной основе. В немалой степени
этому способствовало ограничение полномочий
органов государственного контроля проверкой
только обязательных требований, что регламентировано
законами «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора)» и «О техническом регулировании».
До 2005 г. функции
контроля за фальсифицированной продукцией
выполняла Госторгинепекция Минэкономразвития
России. После слияния ее с Госсанэпидемнадзором
и образования Роспотребнадзора (Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека),
в котором не был создан даже Департамент
Госторгинспекиии, эти функции осуществляются
очень ограниченно и только в части квалиметрической
идентификации по показателям безопасности.
Как следствие
этого, а также отсутствия технических
регламентов, в которых должна быть
определена процедура идентификации
как обязательная, за последние годы
(с 2005 г.) вновь отмечается рост производства
и реализации фальсифицированной продукции.
При этом достаточно часто под общеизвестными
названиями и торговыми марками производятся
уже новые товары с измененными рецептурами,
технологиями и потребительскими свойствами
(например, колбаса «Докторская» или «Любительская»
с добавкой соевого или животного белка).
Изучение исторического
аспекта проблемы фальсификации
позволяет взглянуть на события
сегодняшнего дня более квалифицированно.
Выясняется, что имеется определенный
опыт борьбы с фальсификацией товаров
и противодействия ее последствиям.
Поэтому имеет смысл вспомнить все то,
что эффективно, полезно, и применить это
в нашей действительности.
История
фальсификации продовольственных
товаров
С фальсификацией
товаров потребитель столкнулся,
вероятно, с момента появления
первых товарных рынков. Поскольку
фальсификация товаров с
правовой стороны представляет собой
разновидность торгового обмана,
мошенничества, то до сих пор бытует
такое изречение: "Не обманешь —
не продашь". Но обман во все времена
карался очень жестоко. Поскольку фальсифицированные
товары зачастую представляют определенный
вред для здоровья потребителей, то при
создании законодательных актов о
фальсификации исходят из того, что
как производитель, так и посредник должны
не только остерегаться от введения в
заблуждение потребителя с помощью одного
из тех обманных способов, которые квалифицируются
как мошенничество, но и обязаны сделать
все необходимое для того, чтобы покупатель
имел ясное представление об истинном
достоинстве своей покупки. Именно этой
точки зрения придерживалось законодательство
Германии (1879 г.), поставившее под правовую
охрану пищевые продукты, игрушки, обои,
краски, а также посуду для питания, приготовления
пищи и т.д. Этот закон наиболее сурово
наказывал за попытку фальсификации
и противодействие контролю за продажей
товара . Так, денежный штраф до 150 марок
и арест грозил тем, кто нарушал полицейские
предписания о правилах торговли, арест
до 6 месяцев или штраф до 1500 марок — за
подделку пищевых продуктов, их хранение
и продажу, а за фальсификацию пива,
как национального напитка, в Германии
в Средние века отрубали голову. Законы
о фальсификации пищевых продуктов
были приняты в XIX веке во многих развитых
европейских странах — во Франции (1851
г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем
в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах
этих стран предусматривались меры наказания
за фальсификацию товаров
— достаточно строгие штрафы, размер которых
зависел от степени вреда, наносимого
здоровью потребителей фальсифицированных
товаров , а также меры пресечения — лишение
гражданских прав, почетных званий, арест
и тюремное заключение. Следует отметить,
что понятие фальсификации товаров
трактовалось в различных европейских
странах по-разному, в соответствии с этим
различным было и наказание за подделку
пищевых товаров . С этой точки зрения
наиболее легкими были наказания в Англии
и Австрии, поскольку законодательство
этих стран ограничивало понятие фальсификации
, исключая из своих положений случаи неумышленной
продажи по незнанию фальсифицированной
продукции. В то же время в Германии неумение
продавца выявить подделку не освобождало
его от наказания. Российские архивные
документы также свидетельствуют о том,
что вопрос о фальсификации
товаров у нас в России был известен
давно, и был принят целый ряд законов
для защиты потребителей. Так, в правление
Петра I были приняты указы о торговле
пищевыми товарами на рынках столицы.
Сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал:
"В мясных рядах скотину бить и продавать
по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится
больная, то такой не бить и не продавать
и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники
не делали". В указе 1718 г. запрещалась
продажа "нездорового съестного харча
и мертвечины" и устанавливались жесткие
меры наказания: "За первую вину будет
бит кнутом, за вторую — сослан на каторгу,
за третью — учинена будет смертная казнь".
В указе 1722 г. предписывалось "несвежее
мясо бросать собакам или велеть закапывать
в землю в особливых местах, а ежели у кого
для продажи явится какая мертвечина и
за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри,
ссылать на каторгу на урочные годы".
Надзор за качеством продукции был возложен
на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись
права полиции, которая должна была следить
также за ценами на пищевые продукты на
рынках. "Пристав должен посещать рынки
своей части, и буде усмотрит жалобу или
дороговизну, то о том, чего сам исправить
не может, предлагать управе". Однако,
несмотря на тяжесть наказаний, создание
учреждений в помощь полиции и специальных
служб, осуществляющих надзор за доброкачественностью
продукции, проблема с фальсификацией
пищевых продуктов оставалась острой
и в середине XVIII века, и в начале XIX века.
Свидетельством этому служит принятие
указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг.
Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями (1855 г.), устанавливался
штраф до 100 рублей на виновных за "приготовленные
к продаже или продажу съестных припасов
или напитков, вредных для здоровья или
испортившихся, а равно подделку посуды
из вредных для здоровья материалов"
(ст. 115) или предусматривался арест сроком
до одного месяца. В законе от 12 мая 1890
г. к приготовлению для продажи и к самой
продаже было приравнено хранение фальсифицированных
товаров в торговых и промышленных
помещениях. Были увеличены наказания:
штраф — до 300 рублей и арест — до 3 месяцев.
Среди фальсифицированных пищевых продуктов,
которые упоминались в законодательстве,
были хлеб, мясо (1845 г.), коровье масло, жиры
(1891 г.). В дальнейшем список пополнили
фальсификации пчелиного меда, кофе,
молока, муки, пива, сахарина, чая, суррогаты
женского молока и др. В начале XX века в
России вновь поднимается вопрос о фальсификации
продуктов. Профессор П. Е. Таиров, располагая
информацией о фальсификациях виноградного
вина, обратился к ведущим ученым страны
с предложением высказать свое мнение
о подделках, с которыми они встречаются
по роду своей деятельности. На основе
присланных материалов В. Е. Таиров разработал
проект закона "О фальсификации
пищевых продуктов". Однако этот закон
принят не был. С приходом Советской власти
и установлением государственной монополии
на производство пищевых продуктов закона
о защите потребителя от фальсифицированной
продукции не существовало. Да это и понятно.
Не могло же само государство уличать
себя в подделке тех или иных пищевых продуктов.
Поэтому слово " фальсификация " со
временем вообще исчезло из законодательных
актов. В то же время производство фальсифицированных
продуктов было организовано в массовом
масштабе, а доходы от реализации фальсифицированных
товаров поступали в доход государства.
Рассмотрим некоторые из них. В индийский
чай, расфасованный в СССР, всегда добавлялся
грузинский чай низших сортов в количестве
до 45% в зависимости от сорта. В молотый
жареный кофе высшего сорта всегда добавлялся
жареный цикорий в количестве 20%, в 1 сорт
— 20% цикория и 20% жареных винных ягод.
Было организовано производство шампанского
(хотя этот французский напиток и создан
был в департаменте Шампань) без выкупа
лицензии на право его производства. Однако
наши фальсификаторы пошли еще дальше.
Если вначале выпускали Советское шампанское
по технологии, приближенной к французской,
то затем разработали так называемый резервуарный
(акротофорный) способ, по которому шампанское
формируется не в каждой отдельной бутылке,
а в большом чане под давлением, а затем
только разливалось по бутылкам. Также
было организовано производство коньяков
(без выкупа лицензии у Франции на право
его производства). Вначале это происходило
по классической технологии созревания
коньячных спиртов в дубовых бочках, затем
была разработана ускоренная технология
созревания коньячных спиртов в эмалированных
емкостях с добавлением дубовой стружки.
Это наглядные примеры двойной фальсификации
одного товара . Но самой изощренной
фальсификацией в то время было инструктивное
письмо Минфина СССР о возможности замены
сливочного масла маргарином, а разница
от этой фальсификации обязательно
должна была поступать в государственный
бюджет. Вот почему не было не только закона
о фальсификациях , но даже юридического
понятия об этом. Профессору Несмеянову
за разработку подделки — "искусственной
черной икры для бедных" из желатина,
ароматизированной селедочным тузлуком
— присвоили звание академика и выдали
Государственную премию. За десять лет
формирования рыночных отношений, когда
фальсификация пищевых продуктов приняла
угрожающие объемы, наша Государственная
Дума, наконец-то, сформулировала понятие
о фальсификации , но о принятии соответствующего
закона пока речи не идет. И если в Испании
за подделку меда продавца посадили на
семь лет, то у нас все 80 лет фальсификаторы
отделывались только штрафами. Но самой
чудовищной фальсификацией в огромных
масштабах на российском рынке продовольственных
товаров является введение понятия
о пищевых добавках. Под видом пищевой
добавки в пищевые продукты тоннами вводят
серную кислоту и перекись ацетона, жженый
сахар и золото и еще около тысячи компонентов.
И если раньше в пищевые продукты по требованиям
Главного санитарного врача разрешалось
вводить только несколько десятков веществ,
прошедших полные клинические исследования
на их безвредность, то теперь ежегодно
дополнительно разрешается вводить до
нескольких сот новых веществ. Применение
большинства пищевых добавок, используемых
при фальсификации , небезвредно для
организма человека, в особенности для
детей и больных. Они вызывают расстройство
функционирования желудочно-кишечного
тракта, накапливаются и приводят к токсикозу
печени, формируют раковые заболевания,
нарушения иммунной системы и т.п. Так,
ежедневное употребление 0,5—3 г борной
кислоты, применяемой в качестве консервирующего
агента, способствует отделению слизи
и эпителия со стенок желудка, вредно сказывается
на процессах пищеварения. Добавление
соды в кондитерские изделия, а в последнее
время и в хлебобулочные, приводит к подавлению
секреции соляной кислоты в желудке, разрушает
бактериальную флору в толстом кишечнике.
Введение в пищевые продукты различных
консервантов, антибиотиков способствует
подавлению развития бифидобактерий в
толстом кишечнике и формированию дисбактериоза,
что способствует увеличению деятельности
кишечной палочки, синегнойной и других
патогенных и условно патогенных микроорганизмов.
В Венгрии, в отличие от России, все эти
добавки, перед тем как их использовать
в пищевых продуктах, предварительно проходят
полные клинические испытания на безвредность.
Мы же открыли полностью свои границы
для этих фальсификаций . При этом многие
пищевые добавки запрещают добавлять
в отечественные продукты, а вот импортные
продукты, выработанные с этими добавками
в подпольных цехах за рубежом, разрешено
ввозить и реализовывать на территории
России. Следует отметить, что до революции
в России помимо законодательных мер защиты
от фальсификации были приняты
меры, которые с позиции сегодняшнего
дня можно назвать социальными. Так, предавались
гласности фамилии и имена изготовителей
подделок, публиковались книги, в которых
описывались способы определения фальсифицированных
товаров . Одна из таких книг — "Домашний
определитель подделок" профессора
физики и химии А. Альма-дингена, которая
позволяла выявлять фальсификацию
ряда пищевых продуктов, некоторых материалов,
применяемых для ремонта дома, химических
веществ, используемых в технологии приготовления
пищи. В советский период соответственно
такие руководства не печатались. В настоящее
время появляется необходимость вновь,
с учетом исторического опыта по проблемам
фальсификации , издавать подобные пособия
как для специалистов, так и для потребителей.
В нашей российской действительности,
когда контролирующие органы используют
только фискальные мероприятия по борьбе
с фальсификаторами и информируют только
самих себя и вышестоящие организации
о проделанной работе, потребитель должен
сам обезопасить свою жизнь. И эта книга
является настольной как для товароведов,
экспертов, так и для широкого круга потребителей,
заинтересованных в безопасности своей
жизни.