Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа
В нашей стране впервые созданы и успешно эксплуатируются газоперекачивающие агрегаты с приводом авиационного типа. Примечательно то, что в качестве привода этих агрегатов применены двигатели, отработавшие ресурс в авиации. Это позволило при создании Привода использовать в его конструкции большую часть сложных узлов и деталей авиационного двигателя и тем самым сэкономить значитёльное количество жаропрочных никелесодержащих легированных сплавов. Перевод работы авиационного двигателя вместо керосина на природный газ, потребовал проведения большого комплекса научно-исследовательских и инженерно-конструкторских работ по отработке камеры сгорания, свободной турбины, топливных агрегатов и системы автоматического регулирования.
Введение 3
Газоперекачивающие агрегаты 4
Факторы, влияющие на ускорение в строительстве компрессорных станций 5 Предпосылки создания блочно-контейнерного газоперекачивающего агрегата с авиаприводом 9
Схема ГПА 13
Газоперекачивающие агрегаты серии «УРАЛ» 16
Газоперекачивающий агрегат ГПА-16Р «Уфа» 19
Зарубежный опыт применения газоперекачивающих агрегатов с авиаприводом 23
Заключение 24
Список литературы
Уже в 1977 г., т. е. на четвертом году эксплуатации,, агрегаты с авиаприводом достигли уровня надежности стационарных агрегатов аналогичной мощности, находящихся в эксплуатации более 20 лет, а по ряду показателей и превзошли их.
Применение в качестве привода конвертируемых авиационных двигателей дало возможность значительно (в 8 раз), по сравнению со стационарными газотурбинными приводами, сократить потребность в легированных металлах при производстве газотурбинных двигателей: авиационного типа.
Предпосылки создания
блочно-контейнерного
Выбор типа газоперекачивающих агрегатов имеет важное технико-экономическое значение для обеспечения минимальной себестоимости транспортировки газа и сокращения сроков ввода компрессорных станций в эксплуатацию.
Изготавливаемые в стране газоперекачивающие агрегаты типа ГТ-6-750, ГТН-6, ГТК-Ю и другие с приводом от стационарных газотурбинных двигателей требуют для обеспечения нормальных условий эксплуатации строительства капитальных зданий и вспомогательных сооружений с монтажом на месте сложного оборудования. Из-за больших металлоемкости и габаритов, особенностей конструкции турбин компрессорные станции сооружают с двухэтажными капитальными машинными цехами; на первом этаже монтируют системы маслоохлаждения, выхлопные трубы с теплоизоляцией и другое вспомогательное оборудование; агрегаты устанавливают на отметке 4—5 м на мощных фундаментах. При этом монтаж и ремонт всего оборудования, включая металлоемкие, тяжеловесные узлы и детали турбин и нагнетателей проводят непосредственно на компрессорных станциях, что требует применения в машинном цехе мостовых кранов большой грузоподъемности и создания мощных оснований для подкрановых путей под установку этих кранов.
Для обслуживания таких станций необходим большой штат квалифицированного персонала и, следовательно, требуются значительные капитальные затраты на строительство жилых домов и объектов культурно бытового назначения для размещения персонала. Необходимость строительства компрессорных станций в труднодоступных районах, удаленных от баз снабжения и транспортных магистралей, а также требования по сокращению сроков ввода в эксплуатацию новых, магистральных газопроводов поставили перед промышленностью задачу создать принципиально новый блочный газоперекачивающий агрегат. И в 1972 г. был изготовлен первый отечественный блочно-контейнерный газоперекачивающий агрегат с приводом от газотурбинного двигателя авиационного типа мощностью 6,3 тыс. кВт (ГПА-Ц-6,3). Небольшие масса (3,5 т) и габариты авиадвигателя, по сравнению с турбогруппой (46,5 т) стационарного газоперекачивающего агрегата (ГПА) и особенности его конструкции (например, подшипники качения не требуют развитой маслосистемы) обусловили возможность создания агрегата такого типа. Высокая частота вращения вала авиадвигателя позволила; разработать двухступенчатый высокопроизводительный малогабаритный нагнетатель. На компрессорной станции агрегат ГПА-Ц-6,3 устанавливают на металлическую фундаментную раму. Монтаж агрегата заключается только в подключении нагнетателя к обвязке станции и соединении между собой блоков- контейнеров.Достаточно взглянуть на фотографии компрессорных станций со стационарными агрегатами (рис. 2, 3, 4, 5) и агрегатами с авиационным приводом (рис. 6), чтобы убедиться в преимуществах последних. В результате проведения большого объема научных, исследовательских и опытно-конструкторских работ (доработка камеры сгорания, создание свободной турбины и топливорегулирующей аппаратуры и автоматики) двигатель переведен на работу на природном газе. Специфика работы авиационного двигателя в земных условиях потребовала введения новых технологических процессов (термопластическое упрочнение) и конструктивных изменений (частотная отстройка и т. д.). Такое конструкторское решение позволило сделать двигатель надежным. При проектировании двигателя был заложен принцип максимальной унификации с базовым авиадвигателем, что позволило использовать при изготовлении двигателя НК-12СТ до 70% основных узлов и деталей с двигателей, отработавших ресурс в авиации.
Рис.2 Компрессорная станция со стационарными агрегатами
Рис.3 Зал нагнетателя стационарных агрегатов
Рис.4 Вспомогательное оборудование стационарных агрегатов
Рис.5 Машинный зал газовых турбин стационарных агрегатов
Рис.6 Компрессорная станция с агрегатами ГПЛ-Ц-6,3 с аваиаприводами
Схема ГПА
ГПА c центробежным нагнетателем
широко применяются в CCCP и за рубежом на
магистральных газопроводах в качестве
основных агрегатов; их также используют
для работы в качестве первой ступени
сжатия на подземных хранилищах. Pазличают
центробежные нагнетатели одноступенчатые
(неполнонапорные) co степенью сжатия 1,23-1,25
и двухступенчатые (полнонапорные) -1,45-1,7.
Центробежные нагнетатели характеризуются
значительно большей, чем y поршневых компрессоров,
производительностью (12-40 млн. м3/сут). B
них отсутствуют внутренние трущиеся
части, требующие смазки (за исключением
подшипников), создаётся равномерный (без
пульсации) поток газа. Для их установки
(в связи c малым весом и габаритами, a также
уравновешенностью вращающихся частей)
требуются меньшие помещения и сооружаются
облегчённые фундаменты. При применении
ГПА c центробежными нагнетателями вследствие
их большой производительности упрощается
технологическая схема компрессорных
станций, уменьшается кол-во запорной
арматуры и др. Hедостаток неполнонапорных
центробежных нагнетателей - необходимость
включения в работу двух последовательно
соединённых агрегатов для достижения
степени сжатия газа 1,45-1,5. Это приводит
к увеличенному расходу топливного газа
в газотурбинной установке. Kпд агрегатов
c центробежными нагнетателями до 29%, c
регенератором тепла до 35%. Приводом ГПА
служит газотурбинная установка или электродвигатель.
B CCCP изготовляются ГПА c газотурбинным
приводом мощностью 6, 10, 16 и 25 тыс. кВт.
Pис. 1. Газоперекачивающий блочно-контейнерный
агрегат ГПА-Ц-16 c авиаприводом: 1 - входное
воздухоочистительное устройство; 2 - масляные
радиаторы; 3 - авиационный привод HK-16 CT;
4 - выхлопное устройство c шумоглушителем;
5 - нагнетатель природного газа; 6 - маслобак
агрегата; 7 - фундаментная металлическая
рама агрегата; 8 - силовая турбина агрегата;
9 - подмоторная рама авиапривода.
Газотурбинные установки авиац. (рис. 1)
и судового типов отличаются (от стационарных)
небольшими габаритами и массой, что позволяет
осуществлять их окончат. сборку на заводах-изготовителях
и поставлять на компрессорные станции
в готовом виде. ГПА c приводом от установок
авиац. типа выполняются в блочно-контейнерном
варианте (рис. 2). Поставляются на компрессорные
станции co встроенными в них системами
пожаротушения и взрывобезопасности.
B качестве электропривода в ГПА используют
асинхронные двигатели мощностью 4500 кВт
и синхронные от 4000 до 12500 кВт. Hаибольшая
эффективность применения ГПА c электроприводом
достигается при расположении компрессорных
станций не далее 300 км от линии электропередач.
Pис. 2. Блок турбоагрегата: 1 - авиапривод
HK-12 CT; 2 - контейнер блока турбоагрегата;
3 - пусковой масляный насос и бак системы
уплотнения; 4 - пусковой масляный насос
и бак системы смазки; 5 - блок фильтров;
6 - нагнетатель; 7 - вал торсионный; 8 - улитка
выхлопного устройства; 9-выхлопное устройство.
Для ГПА всех типов созданы системы автоматики,
обеспечивающие пуск и работу агрегата
в автоматическом режиме, защиту при возникновении
аварийных режимов, сигнализацию o неисправностях
и действии защит, контроль объёмной производительности
нагнетателя, автоматическо поддержание
заданных температуры и давления масла
при аварийной остановке агрегата и др.
Кроме того, при использовании газотурбинного привода необходима очистка от механических примесей и конденсата, газа, сжигаемого в основных газовых турбинах ГПА (топливного газа), пусковых турбинах ГПА (пускового газа) и направляемого в приборы системы контроля и автоматики (импульсного газа). На этих фундаментах работают, например, газоперекачивающие агрегаты с газовыми турбинами с частотой вращения ротора 3000 об/мин, а смещение ротора на сотые доли миллиметра вызывает его усиленное биение и остановку на ремонт. К таким агрегатам относятся газоперекачивающие агрегаты с приводом от стационарных газовых турбин ГТК-10, ГТ-6-750, ГТ-750-6. Более сложная конструкция свайного фундамента для газоперекачивающих агрегатов с приводом от стационарных газовых турбин ГТК-Ю и других, устанавливаемых на плюсовых высотных отметках до +4,5 м. Газоперекачивающие агрегаты компрессорных станций размещают в зданиях двух видов: в общих (газоперекачивающие агрегаты с электроприводом и приводом от газовых турбин ГТК-10, ГТ-6-750 и ГТ-750-6); в индивидуальных для каждого агрегата (газоперекачивающие агрегаты с приводом от газовых турбин ГТН-25, ГТН-16, ГТН-6, ГПУ-10 и ГТН-25И). По типу привода перекачивающих агрегатов компрессорные и насосные станции подразделяют на: компрессорные станции, оснащенные перекачивающими агрегатами с приводом от газовых турбин. Для привода центробежных нагнетателей при транспортировке газа используют следующие виды газовых турбин: стационарные, мощностью 6, 10, 16, 25 тыс. Причем этот прирост осуществляется за счет более широкого применения в качестве привода центробежных нагнетателей авиационных и судовых газовых турбин, а также мощных стационарных газовых турбин ГТН-16 и ГТН-25.В том числе: от стационарных газовых турбин 47,2 44,6 41,5 от авиационных газовых турбин 19,3 24,4 25 от судовых газовых турбин 11,8 10 16,2
Привод от стационарных газовых турбин ГТК-Ю, ГТ-7-750 и ГТ-750-6 Привод от стационарных газовых турбин ГТН-25, ГТН-16 и ГТН-6
Тип |
Мощность, кВт |
КПД, % |
Расход воздуха, |
Температура газа на выходе, 0С |
Частота оборотов выходного вала, мин-1 |
ГТД2500 |
2850 |
28.5 |
14.9 |
435 |
1000/1500/1800/3000 |
ГТД3200 |
3400 |
31.5 |
14.9 |
460 |
1000/1500/1800/3000 |
ГТД3000 |
3360 |
31.0 |
16.6 |
420 |
9700 |
ГТД6000 |
6700 |
32.0 |
30.0 |
420 |
3000/7000/8200/9300 |
ГТД10000 |
10700 |
36.0 |
37.2 |
460 |
4800/6500 |
ГТД15000 |
17500 |
35.0 |
71.3 |
433 |
3000/3600/5300 |
ГТД25000 |
27500 |
36.0 |
87.0 |
475 |
3000-3600 |
Газоперекачивающие агрегаты УРАЛ
Газоперекачивающие
агрегаты (ГПА) серии «Урал» предназначены
для реконструкции действующих
и оснащения вновь строящихся
цехов компрессорных станций (КС)
магистральных газопроводов, дожимных
компрессорных станций (ДКС), подземных
хранилищ газа (ПХГ). Агрегаты поставляются
Заказчику с использованием функционально
законченных блоков высокой заводской
готовности. Габариты и вес блоков позволяют
транспортировку ГПА любыми видами наземного
и водного транспорта и монтаж на месте
эксплуатации с помощью передвижных грузоподъемных
механизмов, универсального инструмента.
ГПА в зависимости от мощности и по желанию
заказчика могут быть оснащены газотурбинными
установками (ГТУ) на базе авиационных
или судовых двигателей отечественного
и импортного производства.
Типы и изготовители применяемых компрессоров
определяются назначением агрегата и
требуемыми характеристиками.
Агрегаты серии «Урал» по требованию заказчика
комплектуются компрессорами с:
- «масляными» уплотнениями и «масляными»
подшипниками;
- «сухими» уплотнениями и «маслянными»
подшипниками;
- «сухими» уплотнениями и магнитным подвесом
ротора.
В настоящее время применяются сухие газодинамические
уплотнения фирм «Джон Крейн-Искра» (Россия,
Пермь), John Crane (Великобритания), «John Crane
Japan» (Япония), НПФ «Грейс-Инжиниринг» (Украина),
ПТП «Самарагазэнергоремонт» (Россия,
Самара), «Burgman» (Германия), электромагнитные
подшипники производства НПП «ВНИИЭМ»
(Россия, г. Москва), «S2M» (Франция), «Waukesha»
(США).
Функции контроля, выдачи
и исполнения команд осуществляются применяемыми
системами управления МСКУ-4510, МСКУ-5000-01
разработки и изготовления ОАО «Система-Сервис»
(Россия, г. С-Петербург), «Algostar» совместного
российско-американского предприятия
ЗАО «Система-Газ» (Россия, г. С-Петербург),
«Metso Automation» (Финляндия), низковольтными
комплектными устройствами российского
производства, изготовленными на импортной
элементной базе фирм «Siemens»,«General Electric»(США).
Технические характеристики ГПА серии «Урал»
ГПА-4 |
ГПА-6 |
ГПА-10 |
ГПА-12 |
ГПА-16 |
ГПА-18 |
ГПА-25 | |
Номинальная мощность, МВт |
4 |
6 |
10 |
12 |
16 |
18 |
25 |
Коммерческая производительность, млн.н.м.3/сут |
1.8-2.5 |
5.9-8.3 |
24.5-12.5 |
28-18 |
38-24 |
35 |
44.5-57 |
Давление на выходе компрессора, МПа |
2.2-3 |
7.35 |
5.49;7.45 |
5.49;7.45 |
5.49;7.45;9,9;11,9 |
5.49;7.45 |
7.45;9,9;11,9 |
Степень сжатия |
2.2-3 |
1.028-3.9 |
1.35-1.7 |
1.35-1.7 |
1.35-1.7 |
1.44 |
1.37-1.5 |
Политропный к.п.д. компрессора |
0.80 |
0.80 |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
Частота вращения силовой турбины, об/мин |
7000 |
7000 |
9000 |
6500 |
5300 |
5300 |
5000 |
Эффективный к.п.д. ГТУ (в станционных условиях) |
24 |
26.2 |
36 |
34.6 |
38 |
37 |
40 |
Удельный расход топливного газа ГТУ, кг/кВтч |
0.303 |
0.274 |
0.212 |
0.208 |
0.192 |
0.244 |
0.177 |
Давление топливного газа (max), МПа |
1.5 |
1.8 |
3 |
3.25 |
3.2 |
2.5 |
4.5 |
Мощность потребления электростартером, кВт |
160 |
160 |
160 |
220 |
220 |
220 |
220 |
Тип масла двигателя |
МС-8П |
МС-8П |
МС-8П |
МС-8П |
МС-8П |
МС-8П |
"Петрим" |
Тип масла компрессора |
ТП-22С |
ТП-22С |
ТП-22С |
ТП-22С |
ТП-22С |
ТП-22С |
ТП-22С |
Температурный диапазон эксплуатации, о С |
- 60….+ 45 |
- 60….+ 45 |
- 60..+ 45 |
- 60…..+ 45 |
- 60…..+ 45 |
- 60…..+ 45 |
- 60…..+ 45 |
Теплопроизводительность утилизационных теплообменников, МВт |
3….15 |
3….15 |
3….15 |
3….15 |
3….15 |
3….15 |
3….15 |
Общий ресурс, тыс. час |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Межремонтный ресурс, тыс. час |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Газоперекачивающий агрегат
Основные характеристики (при стандартных условиях ISO) |
Номинальная
мощность, МВт........................... |
Коэффициент полезного действия, %, ............……….….36 |
Изменение частоты вращения, %……….……………… 70…105 |
Коммерческая производительность, млн. нм3/час……….1,38 |
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из лидеров мирового авиационного двигателестроения. Сегодня многие авиационные фирмы приступают к производству так называемых изделий двойного назначения. УМПО также сделало решительный шаг по применению авиационных двигателей в наземной технике, а именно - в газоперекачивающих и энергетических установках.
Стационарный газотурбинный
привод АЛ-31CT разработан НТЦ им. А. Люльки
(НПО "Сатурн") по техническому заданию
ОАО "Газпром" на базе авиационного
газотурбинного двигателя АЛ-31Ф, устанавливаемого
на самолете СУ-27 и его модификациях.
В рамках Генерального соглашения между
Правительством Республики Башкортостан
и ОАО "Газпром" от 15.07.97 г. ОАО "УМПО"
подключилось к реализации программы
модернизации действующего парка газоперекачивающих
агрегатов на компрессорных станциях
(КС).
Предусмотрено несколько направлений
участия ОАО "УМПО" в программе
обновления парка газоперекачивающих
агрегатов, установленных на КС магистральных
газопроводов и на станциях подземного
хранения газа (СПХГ), с использованием
газотурбинного двигателя АЛ-31СТ, который
может компоноваться в
ГПА-Ц-16 для замены двигателя НК-16СТ (КС "Карпинская"). Двигатель АЛ-31СТ в 1996 г. прошел приемочные испытания и был рекомендован для серийного производства. Общая наработка составляет более 28 тыс. ч.
ГПА-Ц-16Л производства СМНПО им. Фрунзе (Сумы, Украина). Приемочные испытания пройдены в августе 1998 г.
ГПА-16АЛ "Урал", производства НПО "Искра" (Пермь). Разработан проект и техническая документация. Объект применения - КС "Юбилейная" ООО "Севергазпром". Первый опыт совместного производства агрегата реализован на КС "Москово" в этом году. Агрегат ГПА-16Р "Урал" с нашим двигателем испытан заказчиком и находится в промышленной эксплуатации.