Грузовые перевозки на воздушном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении теоретических основ и выработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности российских грузовых авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиационных перевозок.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность и понятие транспортных услуг;
2) Определить место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях;
3) Дать анализ деятельности авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок;
4) Раскрыть возможности оптимизации процесса перевозки грузов на воздушном транспорте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………………………………………..7
1.1. Сущность и понятие транспортных услуг…………………………………..7
1.2. Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях………...11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………..16
2.1. Деятельность авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок…………16
2.2. Оптимизация процесса перевозки грузов на воздушном транспорте……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Грузовые перевозки на ВТ.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

     Специфику производства и потребления транспортных услуг коротко можно сформулировать в следующих общих для всех специальных источников положениях.

     Во-первых, труд работников транспортных предприятий  является производительным, при этом его результаты не воплощены в  вещественной форме, как в случае материальных товаров. Полезный эффект от услуги является потребительской стоимостью транспортной продукции.

     Во-вторых, транспортная услуга (ТУ) и процесс  производства не существуют раздельно, совпадая во времени и пространстве, поэтому ТУ нельзя хранить, складировать, накапливать.

     В-третьих, при производстве ТУ не используется сырье, а в затратах на производство ТУ велика доля живого труда (заработной платы), допущенный «брак» невозможно исправить.

     В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды. Процессы, в которые вовлечен транспорт, динамичны и изменчивы. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, организации работы, но в большей степени от реальных условий эксплуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях через которые доставляется груз и т.д.

     Более глубоко специфика производства и продаж транспортных услуг проявляется  при детализации требований клиентуры  и самих производителей услуг в моменты обсуждения и заключения сделок, и отражается в ценах на ТУ. Разница позиций клиента и производителя услуги при детализации условий выполнения конкретного договора определяет необходимость выделения двух групп в структуре свойств транспортной услуги: потребительских и экономических [10].

     Без участия транспорта товар не может  быть потреблен, а процесс народнохозяйственного  кругооборота завершен. Специфика транспортной услуги заключается в том, что  поскольку материально-вещественная форма товара в процессе транспортировки остается неизменной, владелец товара заинтересован в том, чтобы цена перемещения была минимальной, а сам процесс доставки – максимально быстрым. Поэтому весь ход развития научно-технического прогресса на транспорте обусловлен, с одной стороны, необходимостью удовлетворения потребности общества в перемещении товаров и людей, обеспечении высоких скоростей и сохранности товаров и людей в пути следования, а с другой стороны, возрастающей важностью максимального сокращения издержек в сочетании с необходимостью учитывать и другие интересы общества, такие, как, например,  охрана окружающей среды и соблюдение норм безопасности при осуществлении данной услуги. С Следовательно, именно сектор воздушных перевозок способен наиболее эффективно обеспечить выполнение указанных требований к процессу перевозки, так как авиатранспорт характеризуется самой высокой скоростью доставки и степенью сохранности груза в пути. Развитие данного сектора необходимо для обеспечения внешнеторговых связей страны и непосредственно влияет на конкурентоспособность экономики в мировом хозяйстве. 
 

1.2. Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях 

     Становление и формирование современного рынка  авиаперевозок началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошел переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной. Переход этот осуществлялся в сложных условиях (неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, ошибки быстрого реформирования) и, в конечном счете, негативно сказался на развитии сферы авиауслуг. С 1990 по 2000 гг. произошел резкий спад показателей деятельности воздушного транспорта (Рис. 1), аналогов которому не было в мировой истории гражданской авиации.

Рис.1. Показатели деятельности воздушного транспорта [33]

       
 
 
 
 
 
 

     Постепенно  с 2000 года рынок авиаперевозок начал  восстанавливать утраченные позиции. На сегодняшний день на его долю приходится более 12% пассажирооборота и менее 1% грузооборота общих перевозок по России (Рис. 2). По сравнению с другими секторами он развивается динамично. С 1999 по 2002 гг. пассажирооборот вырос на 25%, грузооборот - на 18%. При этом по уровню эффективности авиапредприятия достигли показателей, которые не отмечались в предыдущие семь лет. По итогам 2002 года коэффициент занятости пассажирских кресел (рассчитанный по всем видам перевозок) увеличился на 2,3% (до 68,7%), а показатель коммерческой загрузки на 1,6% (до 59,9%) [15].

     Лидеры  рынка грузовых авиаперевозок за 2008-2010г.:

  • 1. Место ЗАО «Сервистранс-Карго»
  • 2. Место ООО «Сервистранс-Карго»
  • 3. Место ООО «Юнайтед Сервис»

     Несмотря  на то, что авиационные грузоперевозки начали развиваться относительно недавно, в настоящее время они представляют собой весьма динамично развивающуюся сферу мировой экономики. Сегодня на грузоперевозки приходится 12% всех доходов воздушного транспорта или 55 млрд. долларов . В течение последних четырех десятилетий прирост грузовых авиаперевозок (в выполненных тоннокилометрах - ткм) превышал темпы прироста мирового ВВП в среднем в 1,5 - 2,3 раза. Так, в период с 1987 по 1997 г. прирост грузовых авиаперевозок составлял, в среднем, 7,1% в год. Последующее десятилетие (отмеченное рядом факторов экономического и политического характера, оказавших крайне негативное воздействие на  отрасль, таких как азиатский экономический кризис, террористические атаки 11 сентября 2001 г. в США и резкий рост цен на нефть) характеризуется уже гораздо более низкими показателями, равными в среднем 4,1 % в год. В 2008 году общий грузооборот авиакомпаний мира составил 193 млрд. тоннокилометров, а общее количество перевезенных по воздуху грузов – 39,6 млн. т. В региональном разрезе основные направления связаны с грузоперевозками между странами Азии, Северной Америки и Европы (Таб. 2) [32]. 

Таблица 2. Основные направления воздушных  грузоперевозок в мире [35]

  Доля в общем  количестве перевезенных грузов в мире в 2008 г. Доля в грузообороте (выполненные ткм) в 2008 г.
Китай (внутренний рынок) 6,7% 2,0%
Перевозки между странами Азии 15,8% 8,1%
Азия  – Северная Америка 9,1% 22,3%
Европа  – Азия 9,7% 19,4%
Европа– Африка 3,9% 4,0%
Европа  – Юго-западная Азия 1% 1%
Латинская Америка- Европа 1,7% 3,0%
Латинская Америка– Северная Америка 3,4% 3,0%
Европа– Северная Америка 8,0% 10,4%
Европа– Ближний Восток 2,5% 2,2%
Перевозки между странами Европы 3,8% 1,0%
Перевозки внутри Северной Америки 18,2% 12,0%

     Около 19% выполненных тоннокилометров  приходится на оборудование, 13,5% - на компьютеры, 12,4% - на полуфабрикаты, 7,4% - на скоропортящиеся товары.

     Значительная  часть услуг по воздушной перевозке  грузов в мире выполняется  небольшим  количеством крупных перевозчиков (Таб. 3), которые зачастую выполняют и внутренние и международные перевозки, что подчеркивает специфику данного сектора сферы транспортных услуг [33].

Таблица 2. Крупнейшие авиационные грузоперевозчики в регулярном сообщении по данным IATA (в млн. ткм) [33]

Авиакомпания 2008
Federal Express 15 122
UPS Airlines 10 977
Korean Air Cargo 8 890
Cathay Pacific Airways 8 245
Lufthansa 8 206
Singapore Airlines 7 486
Emirates 6 013
Air France 5 820
Cargolux 5 334
China Air 5 261

     На  внутреннем рынке объемы грузоперевозок в некоторых российских аэропортах сократились, а в некоторых, напротив, наблюдалась положительная тенденция (Рис. 2.).

Рис. 2. Объем  внутренних грузовых авиаперевозок (2008 г.) и рост

(сравнение  данных за 2003 г. и 2008 г.) в ведущих  российских аэропортах [28,с.17]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Учитывая  взаимосвязь между показателями роста ВВП и объема воздушных перевозок и исходя из роста ВВП от 3,8% до 5% в год по некоторым оценкам, показатель пассажирооборота к 2010 году может достигнуть 85-90 млрд пассажирокилометров, а к 2015 году имеет шансы восстановится на уровне начала 90-х годов (не менее 150 млрд пассажирокилометров). Число пассажиров, воспользовавшихся услугами воздушного транспорта, к 2010 году может составить почти 40 млн человек [28].

     Анализ  грузовых авиаперевозок также показывает, что доля международных грузовых авиаперевозок также лидирует по отношению к внутренним (Российским) перевозкам грузов.

     Среди Российских авиагрузоперевозок самыми «горячими» и самыми загруженными считаются Дальневосточные направления такие как: - Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Магадан - Хабаровск - Южно-Сахалинск. Если внимательно изучить Российский рынок авиагрузоперевозок, то тут выделяется группа компаний «Сервистранс-Карго», которая является прямым агентом авиакомпании Трансаэро. Группа компаний Сервистранс-Карго организует грузовые авиаперевозки в города Сибири и Дальнего Востока. (Новосибирск, Якутск, Норильск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский) и прочие грузовые перевозки по России. Среди международных перевозчиков необходимо отметить организацию «Эксперт Мультилогистик» оказывающий услуги авиапервозки грузов из Китая, морские грузоперевозки, морские контейнерные перевозки из Китая. В качестве дополнительных услуг компания предоставляет: Страхование грузов, Таможенное оформление грузов. В общих чертах рынок авиаперевозок грузовых и пассажирских является одним из сложнейших, а также рискованных. 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК 

2.1. Деятельность авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок 

     В настоящее время требуется рассмотреть  такие направления деятельности авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиаперевозок, как формирование специального авиапарка, оптимизация процесса перевозки, а также внедрение инноваций в данную сферу.

     Перевозки грузов в мире осуществляются либо с использованием подпалубного пространства пассажирских судов, либо на специализированных грузовых судах, которые различаются по грузоподъемности и дальности полетов. От этих параметров зависит, в каких регионах и какими типами операторов эксплуатируются данные суда. В настоящее время около 57% мирового грузового флота контролируется компаниями из Северной Америки, преимущественно экспресс-перевозчиками, хотя в будущем доля операторов из Северной Америки будет сокращаться, а доля стран Азиатско-тихоокеанского региона – расти. (Таб.4) [32].

Таблица 4. Региональное распределение грузовых судов в 2008 г. и в 2028 (прогноз) [33]

  2008 2028
  Количество грузовых судов Доля в общем                           количестве (%) Количество грузовых судов Доля в общем количестве (%)
Северная Америка 982 57% 1 550 40%
Латинская Америка 81 5% 149 4%
Европа и страны СНГ 289 17% 547 14%
Азиатско-тихоокеанский регион 277 16% 1 447 37%
Африка 61 3% 72 2%
Ближний Восток 41 2% 99 3%
Итого в мире: 1 731 100% 3 864 100%

     Существенно увеличивается  в авиапарке доля тяжелых широкофюзеляжных судов (судов  с поперечным сечением фюзеляжа около 6-6,5 м, что существенно превышает  размеры традиционных узкофюзеляжных судов – 3,5-4 м). Такое увеличение размеров позволяет не только значительно повысить пассажировместимость судна, но и предоставляет самолету совершенно другие, уникальные возможности по размещению грузов благодаря значительно большей ширине главной и грузовой палуб. Габариты перевозимого груза, таким образом,  значительно превосходят аналогичные у узкофюзеляжных судов. Доля последних в общем количестве грузовых судов уже сейчас составляет менее 40%.

Информация о работе Грузовые перевозки на воздушном транспорте