Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:56, контрольная работа
Цель данной работы изучить История железных дорог и паровозостроения в России (конец XVIII – первая четверть XIX века). Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть история становление железнодорожного транспорта
Изучить историю железных дорог в России (конец XVIII – первая четверть XIX века)
Введение 3
1. История становления железнодорожного транспорта 4
2. История железных дорог в России (конец XVIII – первая четверть XIX века) 7
Заключение 12
Список литературы 13
К.А.Тон проектировал главные здания вокзалов на магистрали — Московский и Петербургский. Они были завершены в 1851—1852 гг.
Устройства сигнализации и связи для обеспечения безопасности перевозочного процесса в этот период находились ещё на стадии становления. Несмотря на это, российский учёный Б.С.Якоби подготовил аппаратуру телеграфной связи для дороги. Однако к эксплуатации была принята система телеграфной связи немецкого изобретателя В.Сименса4.
Официальное открытие крупнейшей в Европе двухпутной дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Газета «Северная пчела» восторженно писала об отправлении в 11 часов 15 минут первого «общенародного поезда», который через 21 час 45 минут благополучно прибыл в Москву.
Дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а после кончины императора Николая I, в 1855 г., была переименована в Николаевскую.
Дорога работает исправно по сегодняшний день вот уже более 150 лет.
На первых дорогах нашей страны эксплуатировались заграничные типы паровозов. Было принято решение собирать на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге локомотивы, используя зарубежный опыт и учитывая особенности новой железнодорожной линии.
В качестве образцов на завод были доставлены два паровоза — один из Англии, другой — из США, а также несколько вагонов. Российское правительство уступило Александровский завод по контракту на шесть лет американским предпринимателям, которые, согласно договору, должны были подготовить российские железнодорожные кадры.
В 1845 г. заводом был выпущен первый паровоз по типу стефенсоновского. К 1849 г. для Петербурго-Московской железной дороги было построено 42 пассажирских и 120 товарных паровозов, 70 пассажирских и около 2000 товарных вагонов.
Несмотря на интерес Николая I к железнодорожному строительству и практическое осуществление ряда проектов, Россия продолжала отставать в этой области от развитых государств мира: в 1853 г. протяжённость железнодорожных линий в стране насчитывала 979 верст, что составляло 1,5 % мировой железнодорожной сети. Это обстоятельство негативным образом проявилось в ходе Крымской войны, ибо отсутствие современных путей сообщения сделало невозможным бесперебойное снабжение армии необходимыми подкреплениями, боеприпасами и продовольствием5.
Александр II определил дальнейшее строительство сети железных дорог в качестве необходимого условия развития экономики и укрепления обороноспособности страны.
В 1855 г. главноуправляющим путями сообщения был назначен генерал-адъютант К.В.Чевкин, горный инженер и участник строительства Николаевской железной дороги.
Заключение
Официально считается, что строительство железных дорог в России началось чуть более 170 лет назад, когда была построена Царскосельская железная дорога (открыта в 1837 году), соединившая Петербург с Царским селом и Павловском. Однако в действительности первые железные дороги появились на горных заводах Алтая и Урала в конце XVIII-начале XIX вв. Они создавались для перевозки руды с рудников на перерабатывающие заводы. Самым примечательным здесь стало строительство в 1934 году на Нижнетагильском заводе крепостными механиками Черепановыми железной дороги с первым в России паровозом.
Опыт Царскосельской железной дороги был признан удачным. Оценив несомненные преимущества железнодорожных перевозок (быстроту, непрерывность, всепогодность, дешевизну) император Николай I 1 февраля 1842 г. подписал указ о строительстве Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
Именно при сооружении этой дороги сложились параметры строительства, сохраняющиеся по сей день (например, ширина колеи в 1524 мм). Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Параллельно на Александровском чугунолитейном заводе сумели наладить производство паровозов по типу английских. Однако слабость развития железнодорожного сообщения по сравнению с Европой продолжала сказываться в России еще достаточно долго, что стало, в том числе, одной из причин поражения в Крымской войне.
Значительные сдвиги в строительстве железных дорог в 1880—1890-е гг. были связаны с деятельностью С.Ю.Витте. Его служба в ведомстве путей сообщения, позволила реализовать много продуктивных идей. Одна из них – самая грандиозная железнодорожная стройка XIX века – прокладывание Транссибирской магистрали, соединившей всю страну с запада на восток.
Список литературы
1 Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / под ред. Н. Конарев - М.: Энциклопедия, 2009 - с. 177
2 История железнодорожного транспорта России / под ред. В. Павлов, М. Уздин - М.: Иван Федоров, 2009 - с. 218
3 Общий курс железных дорог / под ред. Ю. Ефименко – М.: Академия, 2011 – с. 105
4 Дворниченко А. История России (IX – нач. XX в.). – М.: Гардарики, 2009. – с. 122
5 Симонов А.К. Общий курс транспорта - М.: Абисмал, 2008 - с. 99
Информация о работе История становления железнодорожного транспорта