Экологические проблемы и обеспечение безопасности работы морского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание

Загрязнение морской среды- поступление в морскую среду веществ или энергии, которые наносят или могут нанести ущерб биологическим ресурсам, здоровью человека и его деятельности на море Вредные вещества, загрязняющие Мировой океан, подразделяются на вещества естественного происхождения и произведенные в результате человеческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Морской транспорт и экологическая безопасность……………………….……………………………………………...6
1.1.Эксплуатационные загрязнения судов……………………………………....7
1.2.Охрана окружающей среды в портах………………………………………..9
1.3.Аварийное загрязнение нефтью…………………………………………….10
2.Воздействие речного транспорта на окружающую среду…………………………………………………………………………….. 12
2.1.Загрязнение морей и океанов выбросами морского транспорта…...…….12
2.2.Проблема маломерного флота………………………………………………14
2.3.Загрязнение водоемов при эксплуатации водного транспорта……….......15
3. Организация безопасности труда при эксплуатации и ремонте судового электрооборудования…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Около 60% всего перевозимого количества  нефти  в  мире  приходится  на водный транспорт. Не меньше нефти  попадает  в  море  куда  более  обыденным путём. Мировой океан бороздят очень много судов,  большое  количество  нефти добывается на морских буровых – всё это загрязняет океан незаметно.

    Попавшая в море нефть может, переносится на многие тысячи километров от мест сброса, постепенно проникать в  толщу  морской  воды,  накапливаться  в донных осадках, а затем  вновь  всплывать  на  поверхность.  Таким  образом, нефть воздействует  на  все  группы  морских  организмов,  обитающих  как  в поверхностном слое, так и в толще морской воды и в грунтах.

    Каждая капля  нефти  покрывает  непроницаемой  плёнкой  20  мІ  морской поверхности, в два раза сокращает водообмен между океаном и воздухом,  губит микроорганизмы, рыбу, морских птиц. Особенно восприимчива к нефти икра  рыб. При концентрации нефти  0,  01  мг/л  количество  нежизнеспособных  личинок, выходящих из развивающейся икры, увеличивается в  несколько  раз.  Нарушение структуры и даже гибель целых  биоценозов  за  короткий  промежуток  времени происходят, как правило, при аварийных разливах нефти, например, при  гибели танкеров, прорывах подводных нефтепроводов.

    Влияние нефти на перестройку морских сообществ часто выходит за пределы воздействия  самого  токсиканта  и  последующие  изменения  флоры  и   фауны происходят уже без присутствия углеводородов.

 

 

2.2.Проблема маломерного флота.

    Маломерный флот является значительным источником  загрязнения  водоёмов нефтепродуктами.  Эксплуатационные  потери  топлива,  приходящиеся  на  один двигатель в день, составляют около  200  г.  Количество  единиц  маломерного флота очень велико и непрерывно возрастает.

    Осуществляемые в нашей стране разнообразные водоохранные мероприятия до последнего времени практически не касались маломерного флота.

    Многие из лодок  небыли  зарегистрированы.  В  тоже  время  действенный контроль за маломерным флотом  необходим.  Нельзя  забывать,  что  даже  при грамотной эксплуатации один подвесной двигатель “Вихрь” за  сезон  выпускает с отработавшими газами в воду до 14 кг нефтепродуктов.

    Шум от двигателей маломерного флота раздражает слух человека.  Страдают от этого шума не  только  хозяева  моторизованных  плавучих  средств,  но  и байдарки, люди, отдыхающие  на  берегу.  Выход  заключается  в  акустической герметизации двигателя.

    В целях уменьшения негативного влияния маломерного флота на  окружающую среду целесообразно ограничить использование населением  моторных  лодок.  В частности, следует запретить размещение  новых  стоянок  и  баз  маломерного флота на водоёмах  в  пределах  населённых  мест,  организованных  пляжей  и лечебно – оздоровительных учреждений, а существующие стоянки и базы  вывести с указанных территорий.

    Следует запретить сброс нефтесодержащих вод в водоёмы, предусмотрев  на территории баз и стоянок организацию централизованного их сбора и удаления.

 

2.3. Загрязнение водоёмов при эксплуатации речного транспорта.

    При эксплуатации водоёмов речным транспортом происходит их загрязнение.

По сравнению с мощным береговым стоком от  городов  и  предприятий  удельный вес  этих  загрязнений  невелик,  однако  возможность  поступления   судовых сточных вод за борт в зонах санитарной охраны, санитарно  –  оздоровительных береговых зонах и  т.  п.  определяет  роль  судов  в  проблеме  загрязнения водоёмов как неблагоприятную.

    Другим источником загрязнения водоёмов речным транспортом можно считать подсланевые  воды,  которые  образуются  в  машинных  отделениях   судов   и отличаются высоким содержанием нефтепродуктов. Сточные воды  судов  содержат хозяйственно - бытовые стоки и сухой мусор с судов. Источниками  загрязнения могут являться также нефть, мусор  и  другие,  жидкие  и  твёрдые  отходы  с акваторий и территорий портов и отраслевых промышленных  предприятий,  нефть и нефтепродукты, попадающие в водоём вследствие недостаточной  герметичности корпусов  нефтеналивных   судов   и   бункеровочных   станций   или   утечки нефтепродуктов   в   процессе   перегрузки,   промышленные   сточные   воды, образующиеся  в  процессе  производственной  деятельности  судоремонтных   и судостроительных предприятий.

    Попадание в водоёмы пылевидных частиц навалочных грузов происходит  при перегрузке открытым способом песка, щебня, апатитового концентрата,  серного колчедана, цемента и т. п. нельзя забывать и  о  влиянии  на  качество  воды отработавших газов судовых двигателей. Для фановых (фекальных)  сточных  вод характерно высокое бактериальное, а также органическое загрязнение.

    Загрязнение водоёмов  нефтью  и  нефтепродуктами  затрудняет  все  виды водопользования. Влияние нефти, керосина, бензина, мазута,  смазочных  масел на водоём проявляется  в  ухудшении  физических  свойств  воды  (замутнение, изменение цвета, вкуса, запаха), растворении  в  воде  токсических  веществ, образовании поверхностной плёнки, понижающей содержание в воде кислорода,  а также  осадка нефти на дне водоёма.

    Характерный запах, и привкус обнаруживаются при  концентрации  нефти  и нефтепродуктов в воде 0,  5мг/л.  нефтяная  плёнка  на  поверхности  водоёма ухудшает газообмен воды с атмосферой, замедляя скорость аэрации  и  удаления углекислого газа, образующегося при окислении нефти. При толщине  плёнки  4, 1 мм и концентрации нефти в воде 17мг/л количество  растворённого  кислорода за  20  –  25  суток  понижается  на  40%.  Водоёму   может   быть   нанесён невосполнимый ущерб вследствие высокой чувствительности живых  организмов  и растительности к нефтяному загрязнению,  а  также  стойкости  и  токсичности этого  загрязнения.  В  рыбохозяйственных  водоёмах  загрязнение  нефтью   и нефтепродуктами приводит  к  ухудшению  качества  рыбы  (появление  окраски, пятен, запаха,  привкуса),  гибели,  отклонениям  от  нормального  развития, нарушению миграции рыб, молоди, личинок и икры, сокращению кормовых  запасов (бентоса, планктона), мест обитания, нереста и нагула рыб.

    Биомасса бентоса  и  планктона  на  загрязнённых  участках  реки  резко уменьшается.  Токсическое  воздействие  нефти  и   нефтепродуктов   на   рыб обусловливается выделяющимися при разрушении нефти токсическими  веществами.

Концентрация нефти в  воде  20  –  30  мг/л  вызывает  нарушение  условно  – рефлекторной деятельности рыб, более высокую  их  гибель.  Особую  опасность представляют нафтеновые кислоты, содержащиеся в нефти и  нефтепродуктах.  Их концентрация в воде 0,3 мг/л смертельна для гидробионтов.

    Очищение воды от нефти и  нефтепродуктов  происходит  в  результате  их естественного распада – химического окисления, испарения  лёгких  фракций  и биологического разрушения микроорганизмами, обитающими в водной  среде.  Все эти процессы  характеризуются  чрезвычайно  малой  скоростью,  определяемой, главным  образом,  температурой  воды  и  содержанием  в  ней  растворённого кислорода. Химическое окисление нефти затрудняется  при  высоком  содержании предельных углеводородов. Окисляются и испаряются в основном лёгкие  фракции нефти, а тяжёлые, трудноокисляемые фракции накапливаются и затем оседают  на дно, образуя донное загрязнение.

    Масса нефтяной плёнки в первые дни  после  её  образования  уменьшается преимущественно вследствие испарения нефти. При температуре воды 22  -  27°C испаряется до 26% нефти, а при температуре воды 2 – 5 – до  12%.  Дальнейшее уменьшение  массы  нефтяной  плёнки  происходит   за   счёт   биохимического окисления нефти и оседания её тяжёлых фракций на  дно  водоёма.  При  низких температурах масса нефтяной плёнки со временем практически не уменьшается.

    В  процессе  биологического   разрушения   микроорганизмами   нефть   и нефтепродукты частично усваиваются  ими,  а  частично  окисляются.  Известно около  100  видов  бактерий,  дрожжей  и  миксомицетов,  способных  окислять углеводороды.  Максимальная   активность   нефтеокисляющих   микроорганизмов наблюдается при температуре воды 20-30  °C.  С  микроорганизмов  наблюдается при температуре ниже 15°C интенсивность окисления резко уменьшается.     Биохимическое окисление  нефти  в  водоёме  сопровождается  непрерывной  миграцией тяжёлых её фракций  с  поверхности  на  дно  и  обратно.  Нефтяные отложения на дне водоёма  в  анаэробных  условиях  при  дефиците  кислорода) сохраняются длительное время и являются  источником  вторичного  загрязнения водоёмов. Полное окисление нефти в аэробных условиях продолжается  не  менее 100 – 15- дней, а в анаэробных – длится ещё дольше.

 

3.Организация безопасности труда при эксплуатации и ремонте судового электрооборудования.

Основными условиями обеспечения безопасности труда при эксплуатации судового электрооборудования являются: исправность и надежность работы средств автоматики, сигнализации, контроля, измерения и защиты; отличное знание обслуживающим персоналом устройства электрооборудования и правил его эксплуатации; регулярный инструктаж и проверка знаний по электробезопасности.

Для обеспечения безошибочного ориентирования, определения рода тока и фазы (полюса) кабели и провода электрических трасс маркируют, а шины окрашивают в соответствующие отличительные цвета.

При производстве ремонтных и профилактических операций с судовым электрооборудованием все работы по степени электроопасности разделяются на выполняемые без снятия напряжения, при частично или полностью снятом напряжении.

Необходимые меры предосторожности при проведении этих видов работ в зависимости от конкретных условий изложены в Правилах техники безопасности на судах морского флота . Этими правилами, в частности, предусмотрено, что все работы по осмотру и ремонту судового электрооборудования должны производиться при полностью снятом напряжении. Работа без снятия напряжения допускается только при аварийных ситуациях при участии старшего электромеханика и с точным соблюдением всех мероприятий, обеспечивающих безопасность их выполнения. В виде исключения персоналу разрешается производить некоторые работы по обслуживанию электротехнических устройств без снятия напряжения. Конкретный перечень таких работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, регламентируется старшим электромехаником судна. Ha электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- и пожароопасных помещениях, производить работы без полного снятия напряжения категорически запрещается.

Обслуживание работающих электрических машин и преобразователей осуществляют вахтенный механик и, если это предусмотрено штатным расписанием, вахтенный электрик. При обслуживании электрических машин необходимо соблюдать меры предосторожности от поражения электротоком, рекомендуемые инструкцией и правилами

При аварийных отключениях оборудования необходимо твердо знать, что после исчезновения напряжения оно может быть подано вновь без предупреждения об этом персонала.

При ремонте механизма без его разборки, работающего от электродвигателя, этот механизм должен быть остановлен, а на его пусковом устройстве повешен плакат с надписью: "Не включать! Работают люди". Все отсоединенные от электрической машины фазы кабеля необходимо накоротко замкнуть и заземлить.

Состояние изоляции электрических машин, проводов, кабелей и радиотехнических устройств должно систематически контролироваться. Обычно для проверки уровней сопротивления изоляции используют мегомметры. Проверка сопротивления изоляции должна производиться лицами электротехнического персонала только при снятом напряжении не реже одного раза в месяц. В случае обнаружения пробоя изоляции, а также снижения ее сопротивления ниже допустимых норм необходимо отключить электротехническое устройство и с учетом условий плавания произвести восстановление изоляции. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса судна и между токоведущими частями установок, находящихся в эксплуатации. Согласно Правилам Регистра сопротивление изоляции определяется в зависимости от рабочего напряжения.

Главные распределительные щиты (ГРЩ), пульты и станции управления должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от ГРЩ должны находиться у электромеханика и у поста управления главной машиной или в центральном посту управления (ЦПУ). Входить за главные распределительные щиты и щиты управления лицам, не допущенным к их обслуживанию, запрещается. Перед началом работ с распределительными устройствами, пультами управления, щитами, а также любой коммутационной аппаратурой необходимо убедиться в том, что палуба возле них, а также в проходах у щитов по всей их длине покрыта диэлектрическими ковриками. Перед началом работ по обслуживанию коммутационных устройств с автоматическим приводом и дистанционным управлением в целях предупреждения ошибочного или случайного их включения необходимо снять предохранители всех фаз цепей управления и силовых цепей и вывесить плакаты на ключах и кнопках дистанционного управления с надписью: "Не включать! Работают люди". Работа по установке и снятию предохранителей производится при снятом напряжении и отключенной нагрузке в диэлектрических перчатках и защитных очках. Работу по очистке распределительных устройств без снятия напряжения рекомендуется производить с помощью специальных щеток или пылесосов, снабженных шлангом с изолирующим наконечником. Работа выполняется только в диэлектрических перчатках. Очистка изоляции без снятия напряжения производится не менее чем двумя лицами электротехнического персонала. Включения и отключения на ГРЩ, ЦПУ судовой энергетической установки должны осуществляться только вахтенным механиком или электромехаником. В случае обнаружения неисправностей, которые могут привести к несчастным случаям с людьми или крупной аварии, вахтенный электрик или механик должен самостоятельно произвести необходимые отключения и включения с последующим уведомлением об этом старшего механика или электромеханика.

Оказывая помощь пораженному электротоком, необходимо немедленно снять напряжение с токоведущих частей (без получения на это разрешения), а затем доложить об этом старшему механику и электромеханику.

На рукоятках автоматов, рубильниках и кнопках управления, при помощи которых может быть снова подано напряжение к месту работ, лицо, производящее отключение, обязательно должно вывесить запрещающий плакат с надписью:"Не включать! Работают люди".

Проверку наличия в цепи электрического потенциала до 1000 В допускается выполнять с помощью указателя напряжения или переносного вольтметра. Контрольные лампы допускается применять при линейном напряжении до 220 В. Все работы, выполняемые персоналом по текущей эксплуатации, должны быть зафиксированы в электротехническом формуляре, регулярно проверяемом электромехаником судна.

Информация о работе Экологические проблемы и обеспечение безопасности работы морского транспорта