Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:13, реферат

Описание

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека по
перемещению грузов и объектов на окружающую среду……….. 3
Глава 2. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с
окружающей средой………………………………………………… 7
Глава 3.Виды и системный характер транспортных аварий и катастроф.. 18
Глава 4.Моделирование и прогнозирование причин возникновения и
возможных последствий транспортных катастроф………………. 24
Глава 5. Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте………. 26
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы……………………………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Транспортные катастрофы.docx

— 65.30 Кб (Скачать документ)

Автомобильный транспорт как в городах, так и вне городов, загрязняет главным образом атмосферу. Загрязнение идет по трем каналам: 1) отработанными газами, выбрасываемыми через выхлопную трубу; 2) картерными газами; 3) углеводородами в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов.

В последние десятилетия  во многих странах были установлены  контрольные нормы для автомобилестроителей, которые должны по определенным этапам совершенствовать конструкцию машин  и повышать топливную экономичность  выпускаемых автомобилей.

Для каждого типа двигателя (карбюраторного или дизельного) при  прочих равных условиях количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу, пропорционально  расходу топлива. Поэтому экономия топлива одновременно по существу означает сокращение выброса токсичных веществ  в атмосферу.

Первостепенное значение для уменьшения загрязнения атмосферы  автомобилями имеет техническое  состояние автомобильного и автобусного  парков. Полностью исправный автомобиль расходует меньше топлива и уже  этим способствует снижению уровня загрязнения  воздуха. Но главное внимание должно быть направлено на содержание в исправности  топливной аппаратуры и системы  зажигания.

Не меньшую роль в деле снижения расхода топлива играют совершенство организации движения на уличной и дорожной сети и искусство  вождения автомобиля, заключающееся  в том, чтобы по возможности иметь  меньше остановок, а следовательно, холостого хода, разгонов и замедлений.

В результате можно сэкономить до 20 % топлива.

Одним из важнейших направлений  борьбы за сохранение чистоты воздушного бассейна следует признать поиск  более «чистого» топлива для  транспортных двигателей. В этом отношении  наряду с кардинальными предложениями  делаются попытки создать присадки и примеси к обычному топливу, которые могли бы снизить токсичность  отработанных газов автомобилей

Одно из генеральных направлений  исследований и опытно-конструкторских  работ по созданию «чистого» автомобиля заключается в использовании  электродвигателя с автономным источником электрического тока.

Экологические требования к объектам морского и речного  транспорта

      Загрязнение среды обитания водным транспортом происходит по двум каналам: во-первых, морские и речные суда загрязняют биосферу отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случаях аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов.

В условиях обычной эксплуатации основными источниками загрязнения  являются судовые двигатели и  прежде всего главная энергетическая (силовая) установка, а также вода, используемая для мойки грузовых танкеров, и балластная вода, сливаемая  за борт из грузовых танкеров.

Энергетические установки  судов загрязняют отработавшими  газами, прежде всего, атмосферу, откуда токсичные вещества частично или  почти полностью попадают в воды соответственно рек, морей и океанов. В настоящее время подавляющее  число судов отечественного (и  мирового) флота оборудовано дизельными двигателями.

Небольшую долю составляют суда с паротурбинными установками, число которых в последние  годы сокращается (в связи с меньшей  экономичностью по сравнению с дизелями). И пока единицами исчисляются  газотурбинные установки.

      Нефть и нефтепродукты являются основными загрязнителями водного бассейна при работе водного транспорта. Отрицательное воздействие водного транспорта на гидросферу связано с тем, что на танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, проводится промывка емкостей (танков) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасывались за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры, как правило, направляются к пункту новой погрузки без груза. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания нефтяные танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками. Поэтому усилия ученых и конструкторов направлены на создание эффективных средств очистки промывочных и балластных вод. Актуальность работ подтверждается бурным развитием танкерного флота, что обусловлено ростом потребления и перевозок нефти. По мере роста перевозок нефтегрузов и наливного тоннажа все большее количество нефти стало попадать в океан при авариях.

Океанологи считают, что  загрязнение распространилось на 10-15 % поверхности Мирового океана.

Следует заметить, что в  экваториальной зоне нефть подвергается более быстрому разложению, чем в  северных широтах, а в воды Арктики  за последние годы ее стало поступать  гораздо больше. По данным океанологов, в моря и океаны нефть и другие углеводороды поступают: с судов, находящихся  в море, — 28 %, со стоком рек — 28 %, с берегов — 16 %, с судов, находящихся в портах, — 14 %, из атмосферы — 10 %, другими путями — 4 %.

Таким образом, одним из главных  источников загрязнения морей и  океанов являются суда, на которые  падает, по-видимому, более половины непосредственного сброса углеводородов.

      В результате драматических событий, связанных с загрязнением Мирового океана, во многих странах приступили к разработке и реализации мер, направленных на предупреждение загрязнения вод рек и морей.

Некоторые ультрарадикальные  предложения сводятся к повсеместному  запрещению механического флота  и возвращению к парусному, не наносящему ущерба природе. Нетрудно видеть, насколько нереалистичны подобные предложения, хотя идея использования  паруса на современном уровне техники  в определенных условиях и масштабах  может оказаться полезной и заслуживающей  серьезной разработки, в том числе  с позиций экономии энергетических ресурсов.

К основным мерам предупреждения загрязнения водного бассейна транспортными  судами следует отнести:

  • запрещение сброса загрязняющих отходов с судов во внутренних водоемах;
  • принятие международных соглашений о прекращении сброса с судов всех видов отходов и слива нефтегрузов и загрязненной ими воды в открытых морях и океанах в пределах установленных зон;
  • оборудование судов дополнительными средствами и установками по утилизации или уничтожению некоторых видов отходов, а также для временного накопления части отходов с последующей сдачей их на берег для уничтожения или переработки;
  • разработка новых конструкций судов, которые

в большей степени гарантировали  бы сохранность нефтегрузов и  нефтетоплива даже в аварийных ситуациях.

В современных условиях первостепенное значение приобретают международные  соглашения о запрещении сброса загрязненных вод и мусора в открытых морях  и океанах.

К настоящему времени наметились три основных направления очистки  загрязненных вод морей и рек, а именно: механический сбор с поверхности  вод мусора и нефтяных пленок, химическое воздействие на нефтяные пленки и  биологическое разложение пленок.

Для ликвидации аварийных  разливов нефти в акваториях и  открытом море созданы оперативные  штабы, которые принимают экстренные меры к устранению последствий таких  разливов, для чего используются все  имеющиеся средства. Во многих странах  продолжаются работы по изысканию надежных и эффективных средств для очистки водной поверхности.

      Экологические требования к объектам воздушного транспорта

       Воздушный транспорт в основном влияет на атмосферу Земли. Особенности воздействия летательных аппаратов на среду обитания связаны, во-первых, с тем, что современный парк самолетов и вертолетов имеет газотурбинные двигатели (ГТД). Самолеты старых типов с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС) составляют небольшой процент от общего наличия машин, а удельный вес их токсичных выбросов еще меньше. Даже в США, где эксплуатируется более 170 тыс. частных самолетов с ДВС, они потребляют лишь 5-6 % расходуемого авиацией топлива. Во-вторых, газотурбинные двигатели работают на авиакеросине, химический состав которого несколько отличается от автомобильного бензина и дизельного топлива. И, в-третьих, основная масса отработанных газов выбрасывается летательными аппаратами непосредственно в воздушном пространстве на сравнительно большой высоте, и лишь меньшая часть — в приземном слое и на земле в пределах аэродромов.

Общий выброс токсичных веществ  аппаратами гражданской авиации  может быть приблизительно оценен объемом  потребляемого авиацией топлива, который  составляет примерно 4 % от общего расхода топлива на всех видах транспорта. Таким образом, доля загрязнений, вносимых авиатранспортом в атмосферу, невелика, и к тому же токсичные вещества рассеиваются в пределах больших пространств. Тем не менее, конструкторы авиационных двигателей ведут большие научно-экспериментальные работы по дальнейшему снижению содержания токсичных компонентов в отработанных газах, что приобретает важное значение в связи с ростом авиаперевозок в перспективе и совпадает с требованиями экономии жидкого топлива. Необходимость этой работы определяется также жесткими нормами на токсичность отработанных газов, разрабатываемыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). ГТД выбрасывают с отработанными газами в основном окись углерода, несгоревшие углеводороды, окислы азота и сажу. На стадии холостого ход а (на стоянке) и рулении, при заходе на посадку в отработанных газах существенно повышается содержание окиси углерода и углеводородов, но при этом снижается наличие окислов азота. В крейсерском полете, когда двигатели работают в наиболее оптимальном режиме, содержание окиси углерода и углеводородов падает, но возрастает выделение окислов азота. Наибольшее дымление (выброс сажи) происходит на взлете и наборе высоты, когда двигатели работают в форсажном режиме и, как правило, на обогащенной смеси.

Для снижения удельного содержания токсичных веществ в отработанных газах наряду с совершенствованием эксплуатируемых типов ГТД создаются  новые ГТД с новыми конструкциями  камеры сгорания, системы впрыска  топливно-воздушной смеси, компрессорами, обеспечивающими наивыгоднейшее соотношение в смеси топливо-воздух, лучшее распыление и перемешивание смеси, подаваемой в камеру, и более полное ее сгорание.

Уменьшение общего расхода  топлива, а следовательно, и выброса токсичных веществ достигается также совершенствованием методов эксплуатации самолетов, а именно: повышением степени заполнения самолетов полезной нагрузкой, уменьшением пробега самолетов на аэродромах под собственной тягой, в частности, путем буксировки их тягачами на исполнительный старт, доставки пассажиров от самолетов в вокзал и на посадку автобусами или движущимися конвейерами с тем, чтобы самолет мог находиться на стоянке, максимально приближенной к взлетно-посадочной полосе.

Наряду с указанными мерами, направленными на решение задач  ближайшей перспективы, развернуты фундаментальные и прикладные исследования проблем авиации будущего. В этом плане идут поиски летательных аппаратов компрессорное оборудование с лучшими аэродинамическим качеством и весовой отдачей, а также новых, еще более экономичных, типов двигателей и новых «чистых» энергоносителей (топлива).

Поиск новых, более «чистых» топлив приводит исследователей к выводу о том, что самым перспективным  может оказаться водород, свойства которого уже рассматривались применительно  к проблемам автомобильного транспорта.

 

 

 

                     

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды и системный характер транспортных аварий и катастроф   

 

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности. Это связано  с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и  морских судов, травмами при посадке  в транспортное средство и в процессе его движения .Транспортные аварии и катастрофы также являются мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы. Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.

     Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных  травм и ожогов, в том числе  опасных для жизни человека.

               АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте являются неисправности  пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно. К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

 

         АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Около 75% всех аварий на автомобильном  транспорте происходит из-за нарушения  водителями правил дорожного движения Нарушения, связанные с превышением установленных скоростных режимов, выездом на полосу встречного движения и несоблюдением правил обгона и очередности проезда перекрестков, являются причинами 50% всех аварий. Из-за нарушения правил дорожного движения в состоянии опьянения водителями происходит около 15% ДТП. Из-за недисциплинированности пешеходов - около 30 % от общего количества ДТП. На аварийность автомобильного транспорта оказывает также влияние неудовлетворительное техническое состояние дорог и подвижного состава, большое количество развязок и пересечений дорог на одном уровне, в том числе с железными дорогами, возросшее количество автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, износом автомобильного транспорта. .. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь..

Информация о работе Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте