Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:45, контрольная работа
Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
Основная цель технического регулирования – обеспечение безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, реализации и других.
Кафедра «Механика и конструирование машин» | ||
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ | ||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
| ||
| ||
2011г |
Задание 1
Определение элементов гладкого цилиндрического соединения.
Исходные данные
Рис. 7. d1.
Номинальный размер соединения. Например: 26мм.
Обозначение посадки. .
По таблице 4 стр. 32 [1] допусков найдём для номинального размера 26 соответствующий интервал размеров (свыше 18 до 30). Для квалитета 7 допуск отверстия TD = 21мкм = 0,021мм, для квалитета 6 допуск вала Td = 13мкм = 0,013мм.
По таблицам основных отклонений отверстий и валов находим верхние и нижние отклонения:
ES =21 мкм = 0,021 мм;
EJ = 0;
еs = 41 мкм = 0,041 мм;
ei = 28 мкм = 0,028 мм.
Вычислим предельные размеры по формулам:
D max = D + ES; D min = D + EJ;
D max = d + es; d min = d + ei.
Для рассматриваемого примера:
D max = 26 + 0,021 =26,021 мм; D min = 26 + 0 = 26,0 мм;
d max = 26 + 0,041 = 26.041 мм; d min = 26 + 0,028 = 26.028 мм.
Построим графическую схему полей допуска полей допусков рассматриваемой посадки 26 с указанием предельных размеров и отклонений.
26 выполнена в системе отверстия (СО). Посадка с натягом.
Посадка с натягом характеризуется предельными значениями натяга, которые могут получиться в этой посадке:
N max = d max – D min = es – EJ = 26,041-26=0,041 мм;
N min = d min – D max = ei – ES = 26,028-26,021=0,007 мм.;
Полученные данные занеём в таблицу 1.1.
Рис. 1.1. Графическая
схема полей допуска посадки
Таблица.1.1.
Нормы точности
цилиндрического соединения
Наименование параметров |
Значение | |
Условные обозначения |
Посадка |
26 Н7/r6 |
Отверстие D |
26 Н7 | |
Вал d |
26 r6 | |
Основные параметры |
Номинальный размер d(D), мм |
26 |
Верхнее отклонение отверстия ES мкм |
+21 | |
Верхнее отклонение вала es, мкм |
+41 | |
Нижнее отклонение отверстия EJ, мкм |
0 | |
Нижнее отклонение вала ei, мкм |
+28 | |
Допуск размера отверстия TD, мкм |
21 | |
Допуск размера вала Td, мкм |
13 | |
Предельные размеры |
Наибольший размер отверстия D max, мм |
26,021 |
Наименьший размер отверстия D min, мм |
26 | |
Наибольший размер вала d max, мм |
26,041 | |
Наименьший размер вала d min, мм |
26,028 | |
Величины зазоров |
Максимальный N max, мм |
0,041 |
Минимальный N min, мм |
0,007 | |
Вид посадки |
С натягом |
Из табл. 18 стр. 230 [1] выбираем параметр шероховатости в зависимости от эксплуатационных свойств – Ra.
26 r6
Для вала 6 квалитета номинального размера 26 мм по табл. 20 стр. 233 [1] могут быть назначены 3 значения Ra – 1,6; 0,8; 0,4. Выбираем Ra = 0,8 мкм.
Согласно табл. 19 стр. 231 [1] выбираем вид обработки – чистовое обтачивание.
26 Н7.
Для отверстия 7 квалитета номинального размера 26 мм по табл. 20 стр. 233 [1] могут быть назначены 3 значения Ra – 3,2; 1,6; 0,8; Выбираем Ra = 1,6 мкм. Согласно табл. 19 стр. 231 [1] требования по точности и шероховатости выполняются при чистом зенкеровании и шлифовании.
Выполним эскиз сопрягаемых деталей с указанием размеров и шероховатости сопрягаемых поверхностей..
Рис. 1.2. Эскиз сопрягаемых деталей.
По таблицам 26 и 27, на стр.166 [1], определим средства измерения и занесём в таблицу.
Таблица 1.2.
Выбор средств измерения
Обозначение размера |
Величина допуска, мкм |
Допускаемая погрешность измерения, мкм |
Предельная погрешность средства измерения, мкм |
Наименование средства измерения |
Калибр для настройки средств измерения |
21 |
6 |
3.5 |
Нутромер мод. 109 ГОСТ 9244-75 Гост 868-82 |
Концевые меры 1 класса | |
13 |
4 |
2.5 |
Микрометр МК-50-1 ГОСТ 6507-78 (пределы измерения 25-50 мм. Класс точности 1) |
Концевые меры 1 класса |
Выбор посадок колец радиальных подшипников качения.
Исходные данные
Номер рисунка, рис.7.
Посадочный диаметр вала, d3 и класс подшипника - P6.
Номер подшипника 207.
Согласно приведенным исходным данным обозначение подшипника будет следующим: 6-207.
При определении посадок наружное кольцо рассматривам как вал, а внутреннее – как отверстие. Предельные отклонения сопрягаемых поверхностей, т.е. диаметров отверстия корпуса и вала определяем согласно полям допусков, назначаемым по ЕСДП.
Определяем предельные отклонения размеров колец для подшипника 6-210. Поле допуска наружного диаметра Dm будет обозначаться l6, а внутреннего – L6. Предельные отклонения найдём по таблице 2 стр. 279 [1]. Размеры колец определим в справочнике по подшипникам [2].
Так для подшипника 6-20:
dm = 35мм, Dm = 72мм.
Для класса точности P6:
внутреннее кольцо ES = 0, EJ = -0,01мм;
наружное кольцо es = 0, ei = -0,011мм.
Анализируя конструкцию узла на рис.7, можно сделать следующий вывод. Внутреннее кольцо подшипника вращается, наружное – установлено неподвижно в корпусе. Таким образом, можно считать, что внутреннее кольцо нагружено циркуляционно, а наружное имеет местный характер нагружения.
Выбираем посадку согласно рекомендаций ГОСТ 3325-85 (табл. 6, на стр. 287 [1]). В этой таблице указано несколько рекомендуемых посадок. Выберем одну из них. Так, для нашего случая выбираем:
посадку внутреннего кольца на вал – Ǿ72 ;
посадку наружного кольца в корпус –Ǿ72
Для построения графические схемы посадок определим предельные отклонения полей допусков 35k6 и 72М7 по таблицам стандарта ЕСДП. Для вала – 35k6 ( ), для отверстия - 72М7 ( ).
Построим графические схемы посадок (см. рис.2.1 и 2.2).
Рис. 2.1. Графическая схема полей допусков посадки внутреннего кольца
подшипника на вал
Рис. 2.2. Графическая схема полей допусков посадки наружного кольца
в отверстие корпуса
Определяем вид посадок. Посадка внутреннего кольца на вал - посадка с натягом; посадка наружного кольца в отверстие корпуса – переходная посадка. Для посадки с натягом определяем:
N max = es – EJ = +0,018-(-0,010) = 0,028мм;
N min = ei – ES = +0,002-0 = 0,002мм;
Для переходной посадки:
N max = es-EJ = 0-(-0,03) = 0,03мм;
S max = ES-ei = 0-(-0,011) = 0,011мм;
Определим предельные величины (допуски) отклонений формы (допуски круглости, допуски профиля продольного сечения) и расположения поверхностей (допуски торцового биения упорных поверхностей) в зависимости от класса точности подшипника по таблице 11 на стр.296 [1].
В зависимости от класса точности и размеров подшипниковых колец установим предельные значения высотного параметра Ra (табл. 12, на стр.289 [1]). Так для нашего случая:
35 Ra = 0.63 мкм
72 Ra = 0.63 мкм
На рис.2.3 приведены эскизы корпуса и вала в соответствии с конструкцией узла на рис.7
Исходные данные
Рис.7. d8. M20 .
Для резьбы М20 наружный диаметр считается номинальным и равным d= D=20 мм
Средние диаметры d2= D2= 18,376 мм.
Внутренние диаметры d1=D1= 17,294 мм.
Эти данные получены из таблицы 2, на стр.348 [1].
Т.к. гайка шлицевая, по ГОСТ 11871-88 определим шаг резьбы P=1,5 мм.
По табл. 9 стр.375[1] определим значения предельных отклонений среднего D2 и внутреннего D1 диаметров с полем допуска Н7:
ES2 =28 мкм = 0,028 мм;
ES1 =56 мкм = 0,056 мм;
EJ = 0;
По табл. 8 стр.373[1] определим значения предельных отклонений наружного d среднего d2 и внутреннего d 1 диаметров резьбы:
es = es2 = -58 мкм = -0,058 мм;
ei2 = -228 мкм = -0,228 мм;
ei = 393 мкм = 0,393 мм.
Изобразим графическую схему полей допусков для резьбового соединения, заданного в условии задачи (рис 3.1). Т.к. поле допуска среднего диаметра гайки располагается выше поля допуска среднего диаметра болта, то можно считать здесь имеет место посадка с зазором. Предельные значения зазоров по среднему диаметру:
Smax= ES2-ei2= +0,280- (-0,228) = 0,508 мм ;
Smin= EJ2- es2= 0- (-0,058) = 0,058 мм .
Рис. 3.1. Графическая
схема полей допусков резьбового соединения M20
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, поскольку поля допусков по диаметрам D и d1 не нормируются, сопряжение (посадка) в метрической резьбе образуется только по среднему диаметру.
На рис.3.2 изображены эскизы резьбовых деталей (болта и гайки) с указанием резьбы.
Рис. 3.2. Обозначение метрической резьбы на чертежах деталей
Основные нормы
Исходные данные
Конструкция узла - на рис. 7.
Шпоночное соединение размером d1 = 26
Диаметр вала с призматическим шпоночным соединением d1 = 26 мм. Для участка вала с диаметром d1 характерно наличие шкива с посадкой с натягом. Таким образом, здесь можно использовать соединение – плотное. По таблице 2 на стр.303 [1] определим сечение шпонки:
b×h= 8×7, где b- ширина шпонки, h- высота.
По таблице 7, на стр.313 [1] находим поле допусков для III-го вида соединения (плотное) для шпонки по ширине b-h9, для вала и для паза втулки Р9.
Таким образом, в шпоночном соединении имеется две посадки:
шпонка в пазу вала и втулки – 8 Р9/h9.
Определяем предельные отклонения и предельные размеры в соответствии со стандартом ЕСДП и заносим результаты в таблицу 4.1.
Таблица 4.1
Точностные характеристики шпоночного соединения.
Размер детали и поле допуска |
Предельные отклонения, мкм |
Допуск TD (Тd), мкм |
Предельные размеры, мм | ||
ES (es) |
EJ (ei) |
D (d)max |
D (d)min | ||
Шпонка | |||||
b= 8h9 |
0 |
-36 |
36 |
8 |
7,964 |
Паз на валу | |||||
b=8Р9 |
-15 |
-51 |
36 |
7,949 |
7,985 |
Паз во втулке | |||||
b=8Р9 |
-15 |
-51 |
36 |
7,949 |
7,985 |
Информация о работе Контрольная работа по "Метрологии, стандартизации и сертификации"