Контрольная работа по "Метрологии, стандартизации и сертификации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
Основная цель технического регулирования – обеспечение безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, реализации и других.

Работа состоит из  1 файл

КР Метрология.doc

— 827.50 Кб (Скачать документ)

 

Построим  графическую схему полей допусков обоих посадок шпоночного соединения (рис. 4.2). По расположению полей допусков видно, что обе посадки - переходные. Рассчитываем посадки:

 

Smax= ES-ei= -0,015-(-0,036)= 0,021 мм;

Nmax = es – EJ = 0 - (-0,051) = 0,051мм;

 

Изобразим эскизы деталей шпоночного соединения с указанием размеров, допуска расположения и шероховатости посадочных поверхностей рис. 4.3.

Величину допуска симметричности выбираем из табл. 14 стр.219 [1].

Параметры шероховатости Ra для боковых поверхностей и дна пазов примем по рекомендациям таб.8, на стр.315 [1] Ra = 6,3 мкм.

Допуск симметричности указывается  с целью обеспечения собираемости шпоночного соединения. Величина допуска выбирается из таблицы 14, на стр.219 [1].

Глубина пазов на валу t1 =4мм и на втулке t2 = 3,3 мм находим по таблице 2, на стр.303, а предельные отклонения этих размеров по таблице 7, на стр.313 [1].

 

Рис. 4.2. Графическая схема полей допусков шпоночного соединения

 

Рис. 4.3. Эскизы деталей шпоночного соединения

 

 

Задание 5

 

Нормы точности цилиндрических зубчатых колес.

 

Исходные данные

 

Рис.7. Посадочный диаметр колеса d5 .

Число зубьев z=32, модуль m=3 мм.

Нормы точности 8-9-8-А.

 

Для заданных условий диаметр делительной окружности d=m×z=3×32=96 мм.

Выберем номера комплексов точности по каждой группе норм.

По нормам  кинематической  точности  для степени точности 8-й и делительному диаметру d = 96 мм выбираем по таблице 2 на стр.426 [1] комплекс  II. Для него по таблице 5 на стр. 431 находим:

  • допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr=45 мкм;
  • допуск на погрешности обката Fc =28 мкм.

По нормам плавности из таблицы 7, на стр.435 выбираем показатель- колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir˝ , а по таблице 10, на стр. 439 [1], для степени точности 9, модуля m= 3 мм, делительного диаметра d=96 мм находим fir˝ = 36 мкм.

По нормам контакта зубьев, из таблицы 12, на стр. 444 [1] выбираем показатели комплекса VIII – допуск параллельности осей  fx и допуск на перекос осей fy , а из таблицы 15, на стр. 449, находим fx и fy  в зависимости от ширины венца зубчатого колеса. Определим ширину венца исходя из отношения ширины венца к делительному диаметру колеса, изображенного на чертеже узла (рис. 7). Для выбранного примера

b= 20/70×96=27,4 мм.

Итак, допуски fx= 17 мкм,  fy = 9 мкм.

По нормам бокового зазора из таблицы 16, на стр. 450 [1], выбираем комплекс:

  • наименьшее дополнительное смещение исходного контура зубчатого колеса-  Ehs ;
  • допуск на смещение исходного контура Th.

Из таблицы 19, на стр.454 [1], находим численные значения этих показателей в зависимости от делительного диаметра колеса Ehs = -280 мкм. Допуск Th зависит от вида сопряжения и допуска Fr на радиальное биение зубчатого венца (см. выше). Для Fr = 45 мкм допуск Th =180 мкм.

На рисунке 5.1, показан эскиз зубчатого колеса, выполненного в соответствии с проведенными расчетами. При этом:

- размер посадочного отверстия  выбран пропорционально размеру  делительного диаметра ( по чертежу на рис. 7) 48 мм ;

- задание для контроля зубчатого колеса можно назначить , исходя из норм бокового зазора. Так как при этом нормируется дополнительное смещение  Еhs и допуск Тh, то и изменение размеров зуба можно контролировать показателями: постоянная хорда и расстояние до постоянной хорды .

Эти значения можно определить по формулам:

=1.387m = 4,161;

=0.748m = 2,244.

Предельные отклонения на размер постоянной хорды определяются при помощи таблиц 29, на стр. 463 [1] и 30 на стр. 464 [1].

 

 

Рис. 5.1. Эскиз зубчатого колеса

 

 

 

 

                                                     VI. Задание 6

 

Расчет размерных целей.

 

 

Исходные данные

 

Узел на рис.7

Замыкающее звено Г= 2,5+0,9+0,2.

 

Руководствуясь методическими рекомендациями составим геометрическую схему размерной цепи (рис. 6.1) с замыкающим звеном Г на рис.7    

 

 

 

 

Рис. 6.1. Геометрическая схема размерной цепи.

 

Здесь замыкающее звено Г∆  = 2,5+0,9+0,2;                                

Г1 – толщина гайки круглой шлицевой М20, Г1=8-0,1 мм (ГОСТ 11871-88);

Г2 – толщина стопорной шайбы,  Г2=1-0,1 мм (ГОСТ 13465-77);

Г3 – номинальный размер ступицы шкива,  Г3=18 мм;

Г4 – номинальный размер промежуточной втулки, Г 4= 20 мм;           

Г5 – ширина кольца подшипника 207-Р6, Г 5= 17-0,12 мм. (стр.82 [2], т.2 стр.280 [1]).

Г6 – номинальный размер уступа вала,  U1=66,5 мм;

 

В размерной цепи (р.ц.) присутствуют стандартные элементы - Г1; Г2;  Г5. Размеры остальных элементов составляемой размерной цепи определены, сопоставляя их с размером стандартных изделий, обозначенных на рис. 7, в соответствующем масштабе.

Разделим составляющие звенья на увеличивающие и уменьшающие. Увеличивающие – Г6. Остальные – уменьшающие. Проверим правильность составления р.ц. по формуле

U=

-
,

Где n- число увеличивающих звеньев, p- уменьшающих звеньев.

Г= 66,5-8-1-18-20-17= 2,5 мм.

Исходя из условий

ES (Г) = +0,9 мм ;EJ (Г)= +0,2 мм ; TГ =ES (Г) -EJ(Г) = 0,7 мм =700 мкм.

Здесь ES(Г) – верхнее отклонение размера замыкающего звена, EJ(Г) - нижнее отклонение, TГ  - допуск замыкающего звена.

Основное условие решения задачи расчета р.ц. методом максимума- минимума

                                        TU =                                                 

где TA- допуски составляющих звеньев,а n-число составляющих звеньев.

Допуск любого составляющего  звена

TAi= ai×ii,

где ai  - число единиц допуска - безразмерный коэффициент, зависящий от квалитета размера звена. Его находим по таблице 2, стр. 27 [1]. ii – единица допуска, определяемая номинальным размером, значение ii находим в приложении I стр. 509 [1].

Исходя из условия равенства квалитетов составляющих звеньев, можно определить значение aср – средний коэффициент точности р.ц.

aср= TA/

Но в р.ц., в которой имеются размеры стандартных звеньев, следует рассчитывать aср по формуле

aср= (TA∆  -

)/

где TAi ст – допуски размеров стандартных звеньев, определяемые по соответствующим стандартам; k - число стандартных звеньев, входящих в р.ц.

 

1 =ES -EJ = 0 – (0,1) = 0,1 мм =100 мкм

2 =ES -EJ = 0 – (0,1) = 0,1 мм =100 мкм

5 =ES -EJ = 0 – (0,12) = 0,12 мм =120 мкм

= 100 + 100 + 120 = 320 мкм .

 

 

Определим ii для звеньев, согласно прил.1 стр. 509 [1]:

 

Г3= 18 мм             i3 = 1,1

Г4= 20 мм             i4 = 1,3

Г6= 66,5 мм          i6= 1,9

 

= 1,1+ 1,3+ 1,9 = 4,3 мкм .

Находим величину aср

aср = (TГ- TГ4ст) /

= (700-120) / 4,3= 135

По таблице значений числа единиц допуска определяем, что для квалитетов JT11-a=100, JT12-a=160. Принимаем JT11.

Для удобства дальнейших расчетов составляем вспомогательную  таблицу.

 

Обозна-

чение звена Ui

Номин. Размер звена

Единица допуска ii

Допуск TUi,мкм

Квали-

тет JTq

Предельные отклонения размеров, мм

Координата

середины поля допуска Ec (Ui)

По расчету

После корректировки

ES (Ui)

EJ (Ui)

Г

2,5

 

700

700

 

+0,9

+0,2

0,55

Увеличивающие звенья

Г6

66,5

1,9

190

190

11

0

- 0,19

-0,095

Уменьшающие звенья

Г1

8

 

100

100

 

0

- 0,1

-0,05

Г2

1

 

100

100

 

0

- 0,1

-0,05

Г3

18

1,1

110

60

11

-0,52

- 0,58

-0,55

Г4

20

1,3

130

130

11

+0,13

0

+0,065

Г5

17

 

120

120

 

0

- 0,12

-0,06


 

По значениям номинальных  размеров составляющих звеньев и  квалитету JT11 находим значение допусков и заполняем четвертую графу. Проверяем выполнение условия формулы:

TU =

   .

Поскольку условие не выполняется, т.е. > TГ , необходимо выделить корректирующее звено и уменьшить его допуск, чтобы обеспечить равенство.

Для нашего случая в качестве корректирующего звена выбираем звено Г3. Чтобы сумма допусков составляющих звеньев Гi была бы равна Г , необходимо, чтобы Г3= 60 мкм.

Определим предельные отклонения всех составляющих звеньев, кроме корректирующего звена и размеров стандартных изделий.

В нашем случае, следовательно, остается определить ES (Гi) и EJ (Гi) для звеньев Г6,  Г3, Г4 и Г5. Здесь можно воспользоваться рекомендациями: охватываемые размеры выполнять с основным отклонением h, охватывающие - с H. Для звена Г6 h, т.е.

EJ (Г6) =0, EJ (Г6) = -0,19 мм,

Для звена Г4 Н, т.е.

 ES (Г4)= +0,13 мм , EJ (Г4)= 0. Заносим эти значения, а также уже ранее определенные значения в графы 7 и 8.

Определим предельные отклонения корректирующего звена, по соответствующим формулам.

В нашем случае корректирующее звено входит в состав группы уменьшающих звеньев.

ES (Г3)= - - ES (U)

ES (Г3)=0 – (-0,1-0,1-0-0,12) – 0,9 = - 0,58

 

EJ (Г3)= - EJ (U) -

EJ (Г3)= - 0,19 – 0,2 - 0,13 = - 0,52

 

Заносим полученные значения в 7 и 8 графы.

Для проверки необходимо вычислить для каждого звена координату середины поля допуска по формуле:

 

Ec (Ui) = 0,5 [ES (Ui) + EJ (Ui)],

 

а затем проверить правильность решения по формуле

Ec (U) =

-
,

где p-число уменьшающих звеньев.

После заполнения графы 9 находим координату поля допуска  замыкающего звена.

Ec (U) = - 0,095 – (-0,05-0,05-0,55+0,065-0,06)=0,55.

 

Результат показывает правильность решения задания.

 

Задание 7

 

7.1 Организация и функции государственной метрологической службы в РФ.

 

Метрологическая служба — это совокупность субъектов  деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

В настоящее время метрологическая служба России состоит из Государственной метрологической службы, руководство которой осуществляется Росстандартом, а также из метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц.

Информация о работе Контрольная работа по "Метрологии, стандартизации и сертификации"