Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:19, курсовая работа
Основной целью письменной квалификационной работы является обслуживание (ТО) и ремонт, диагностирования, контрольно-регулеровочных работ карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410.
Задача - провести техническое обслуживание (ТО) и ремонта, выполнить графическую часть и значимость подвижного состава.
Основной целью технического облуживания (ТО) является предупреждения отказов и неисправности, предотвращенного износа своевременного устранения дефектов препятствующие нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание (ТО) является профилактическим мероприятием.
|
Легкосъемные узлы и агрегаты, как правило, ремонтируют в отделениях производственной базы, где качество ремонта обычно выше, чем в зоне ТР. В производственных отделениях выполняют также работы, которые по своему характеру не могут быть выполнены на постах TP и ТО, например восстановление изношенных и поврежденных деталей механической, термической обработкой.
Капитальный ремонт автомобиля
С необходимостью
проведения капитального ремонта двигателя
сталкиваются многие автовладельцы. Качество
ремонта и запасных частей – основные
факторы, от которых зависит ресурс
двигателя после
Основные понятия
Ресурс двигателя — длительность его
работы (пробег) до прихода в непригодное
для нормальной эксплуатации состояние,
не устраняемое регулировкой (падение
мощности, увеличение расхода масла и
топлива, токсичности отработавших газов,
ухудшение пусковых свойств и т.д.). Величина
ресурса определяется скоростью износа
деталей двигателя. Большинство иностранных
двигателей имеют ресурс 250—300 тыс. км
и более, отечественные, как правило, —
около 150 тыс. км. Для того чтобы двигатель
отработал заложенный в него ресурс, необходимо
соблюдение правил эксплуатации, установленных
производителем автомобиля.
Износ детали — изменение ее размеров,
формы или состояния ее поверхностей под
воздействием нагрузок. Ускоренный износ
чаще всего возникает из-за нарушения
правил эксплуатации и техобслуживания
двигателя и приводит к преждевременному
выходу его из строя.
Текущий ремонт
двигателя — устранение мелких неисправностей,
возникающих в процессе эксплуатации
автомобиля.
Средний ремонт — частичная разборка
двигателя и восстановление или замена
изношенных деталей (например, ремонт
головки блока цилиндров).
Капитальный ремонт двигателя — процесс
полного восстановления его эксплуатационных
характеристик, включающий снятие с автомобиля
и полную разборку двигателя, ремонт головки
блока цилиндров (ГБЦ), коленчатого вала
и (или) блока цилиндров, и замену или восстановление
всех изношенных деталей, узлов и агрегатов.
Причины ускоренного износа двигателя
Несвоевременная замена масла и масляного
фильтра приводит к работе пар трения
в неблагоприятных условиях. Это связано
с ухудшением свойств моторного масла
(меняется его вязкость, вырабатываются
присадки, повышается склонность к образованию
отложений на деталях и в каналах системы
смазки и т.д.) и большим количеством продуктов
износа в смазочной системе (в загрязненном
масляном фильтре открывается перепускной
клапан и масло проходит мимо фильтрующего
элемента).
Использование некачественного масла
вызывает ускоренный износ и быстрый выход
двигателя из строя. Масло, не обладающее
всем комплексом свойств, необходимым
для нормальной смазки пар трения, не предотвращает
образование задиров и разрушение рабочих
поверхностей высоконагруженных деталей
(детали газораспределительного механизма,
поршневые кольца, юбки поршней, вкладыши
коленвала, подшипники турбокомпрессора
и т.д.). Повышенная склонность некачественных
масел к образованию смолистых отложений
может привести к закупориванию масляных
каналов и оставить пары трения без смазки,
что вызовет их ускоренный износ, образование
задиров и заклинивание. Подобные эффекты
возможны в случае применения масла, не
соответствующего данному двигателю по
классу качества (классификации API, ACEA
и т. д.). Например, когда вместо рекомендованного
масла по API класса SH/CD используется более
дешевое SF/CC.
Неудовлетворительное состояние воздушного
или топливного фильтра (дефекты, механические
повреждения), а также различные неплотности
соединений впускной системы приводят
к попаданию абразивных частиц (пыли) в
двигатель и интенсивному износу, в первую
очередь цилиндров и поршневых колец.
Несвоевременное устранение неисправностей
в двигателе или неправильные регулировки
ускоряют износ деталей. Например, “стучащий”
распределительный вал является источником
непрерывного загрязнения системы смазки
металлическими частицами. Неверная установка
угла опережения зажигания, неисправности
карбюратора или системы управления двигателем,
применение не соответствующих двигателю
свечей зажигания вызывают детонацию
и калильное зажигание, грозящие разрушением
поршней и поверхностей камер сгорания.
Перегрев двигателя из-за неисправностей
в системе охлаждения может привести к
деформации головки блока цилиндров (ГБЦ)
и образованию в ней трещин. Пленка масла
в парах трения при недостаточном охлаждении
становится менее прочной, что приводит
к интенсивному износу трущихся деталей.
У дизелей прогары поршней и другие серьезные
дефекты возникают в результате неисправностей
топливной аппаратуры.
Режимы эксплуатации автомобиля также
влияют на скорость износа двигателя.
Работа двигателя преимущественно на
максимальных нагрузках и частотах вращения
коленчатого вала может заметно снизить
его ресурс (на 20—30% и более). Превышение
допустимого числа оборотов приводит
к разрушению деталей.
Около 70% износа двигателя приходится
на режим пуска. Особенно способствует
снижению ресурса холодный пуск, если
в двигатель залито масло с несоответствующей
вязкостно-температурной характеристикой.
При температуре -30oС он эквивалентен (по
износу) пробегу в несколько сотен километров.
Связано это, прежде всего, с высокой вязкостью
масла при низкой температуре — для его
поступления (прокачки) к парам трения
требуется больше времени.
Скольжения, как правило, свидетельствуют
стуки в кривошипно-шатунном механизме
и пониженное давление в системе смазки.
Стуки различают при помощи стетоскопа
(здесь и далее см. табл. 1); давление измеряется
манометром. Признаками сильного износа
деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ)
являются большой расход масла (свыше
0,7—1,0 л/1000 км), характерный сизый дым в
отработавших газах и низкая компрессия
(давление в цилиндре в конце такта сжатия).
Иногда причинами дыма и чрезмерного расхода
масла могут быть потеря эластичности
маслосъемных колпачков клапанов и “закоксовывание”
масляными отложениями маслосъемных поршневых
колец, а падения компрессии — прогар
клапанов или прокладки ГБЦ. Такие неисправности
устраняются в рамках среднего ремонта.
Компрессия измеряется компрессометром,
а причина ее снижения устанавливается
с помощью пневмотестера. Осмотр поверхностей
цилиндров на предмет наличия задиров
проводится с использованием эндоскопа.
Окончательное решение о проведении капитального
ремонта в полном объеме принимается,
как правило, при дефектовке после замеров
износа и биения шеек коленчатого вала
и износа цилиндров, проводимых с использованием
соответственно микрометра, или измерительной
скобы, стрелочного индикатора и нутромера.
Кроме того капитальный ремонт проводится
в случаях заклинивания двигателя, обрыва
шатуна, разрушения поршней, так как коленчатый
вал и блок цилиндров получают серьезные
повреждения.
II. Основная часть
Карданная передача авто ЗИЛ 431410 предназначена для передачи вращающего момента между агрегатами, оси валов, которых могут смещаться при движении. Карданную передачу главным образом для соединения ведомого вала КПП с валами раздаточной коробки и ведущих мостов.
Карданные валы - два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме.
Труба карданного вала автомобиля ЗИЛ 431410 относится к классу прямые круглые стержни.
Карданные шарниры - три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала.
Промежуточная опора карданной передачи автомобиля ЗИЛ-431410 представляет собой шариковый подшипник, закрытый с двух сторон штампованными крышками, со встроенными в них уплотнениями, и установленный в резиновую подушку. Уплотнения защищены от грязи отражателями, один из которых является стопорной пластиной для гайки, зажимающей подшипник через втулки. Резиновая подушка установлена и затянута в кронштейне, который крепится снизу к поперечине рамы.
Промежуточный вал, соединенный с ведомым валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, которая состоит из корпуса, прикрепленного к поперечине рамы, и шарикового подшипника, закрытого стальными штампованными крышками с сальниками. Подшипник с крышками установлен в резиновой подушке.
Рис. 1 Устройство карданной передачи.
От двигателя вращающий момент передается на КПП, с КПП через ведомый вал вращающий момент передаётся на карданную передачу, передаётся на главную передачу ведущего моста и через дифференциалы к полуосям и от туда к ведущим колёсам.
Карданные валы – Сталь20; труба, волоченная из холоднокатаной ленты (ТУ 1046-62); твердость HRC 80-100. Вилка кардана (приварная) – Сталь35(ГОСТ 1050-60);твердость НВ 207-241. Фланец-вилка – Сталь35(ГОСТ 1050-60);твердость НВ 217-255. Крестовина кардана – Сталь 20ХГНТР (ЧМТУ 22-58 ЦНИИЧМ); глубина нитроцементированного слоя шипов 1,1-1,5 мм; твердость поверхностного слоя HRC 60-65. Скользящая вилка – Сталь 45 (ГОСТ 1050-60); глубина закаленного слоя 2-4 мм; твердость закаленного слоя HRC 42-56. Шлицевая втулка промежуточного карданного вала. Сталь 40Х (ГОСТ 4543-61);твердость НВ 255-285. Распорные втулки подшипника опоры промежуточного вала – Сталь 45 (ГОСТ 1050-60); глубина закаленного слоя 1,5-3 мм; твердость HRC 45-56. Передняя и задняя крышки подшипника опоры промежуточного вала – Сталь 08, лист толщиной 1 мм (ГОСТ 3680-57 и ГОСТ 914 56).
Ежедневное техническое обслуживание выполняется 1 раз в сутки перед выездом автомобиля на линию, а часть операций - после возвращения с линии. Ведут следующие работы:
2.1 ТО-1 проверяют затяжку болтов крепления фланцев карданных валов. Момент затяжки должен быть 80 ... 100 Нм. Также проверяют крепление промежуточных опор; затяжка болтов крепления стопорных пластин подшипников крестовин (момент затяжки 14... 18 Нм).
2.2 ТО-2 необходимо заменить смазочный материал в шлицевых соединениях карданных передач. Для этого надо разобрать вал, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки, заложить строго определенное количество свежего смазочного материала и собрать вал.
В шлицевые соединения карданных валов автомобилей закладывают смазку. Литол-24 или пресс-солидол.
Подшипники промежуточных опор нужно смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежего смазочного материала из контрольного отверстия (смазка Литол-24). В северных условиях эксплуатации для смазывания шлицевых соединений и промежуточных опор надо применять смазку ЦИАТИМ-201.
При сборке карданных валов необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, обязательно были расположены одна против другой.
При сборке шлицевого соединения следует следить за тем, чтобы разрезные шайбы войлочного кольца были установлены разрезом в разные стороны.
2.3 СТО.
В данный вид технического обслуживание входят все работы ЕТО, ТО-1 и ТО-2.
Виды выполняемых работ:
В северных условиях эксплуатации для смазывания шлицевых соединений и промежуточных опор надо применять смазку ЦИАТИМ-201.
2.4 Описание смазочных и регулировочных работ.
К смазочным работам относится:
2.5 Эксплуатационные материалы и контроль качества выполняемых работ.
Для смазочных работ используют смазку Литол-24. Литол-24 используют для уменьшения трения в шлицевых соединения карданной передачи и для эффективной работы карданной передачи, тем самым увеличивает срок службы карданной передачи.
3. Организация рабочего места слесаря по ремонту карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410.
Рабочим местом называется
определенный участок производственной
площади цеха, участка, мастерской,
закрепленный за данным рабочим (или
бригадой рабочих), предназначенный
для выполнения
Организация рабочего места является
важнейшим звеном организации труда. Правильные
выбор и размещение оборудования, инструментов
и материалов на рабочем месте создают
наиболее благоприятные условия работы.
Под рациональной организацией рабочего
места понимают такую организацию, которая
при наименьшей затрате сил и средств
труда обеспечивает безопасные условия
работы, наивысшую производительность
и высокое качество продукции.
Рабочее место слесаря организуется в
зависимости от содержания производственного
задания и типа производства (единичное,
серийное, массовое), однако большинство
рабочих мест оборудуют, как правило, слесарными
верстаками, на которых устанавливают
и закрепляют слесарные тиски.
Установка тисков без учета роста работающего
значительно тормозит формирование навыков
правильного выполнения работы, снижает
производительность труда, увеличивает
утомляемость. График зависимости производительности
труда при выполнении операции опиливания
от высоты тисков показан. Оптимальная
высота тисков при опиливании – 102 см над
уровнем пола (при росте работающего 168
см). Отступление от этого значения приводит
к уменьшению количества снимаемого с
заготовки металла. Это объясняется следующим.
Рабочее место слесаря по ремонту карданной передачи должно соответствовать по всем требованиям. Рабочее место должно быть чистым, на нём не должно находиться посторонние предметы. Необходимо, что оно было обеспечено исправными инструментами.
От организации рабочего места зависят производительность труда и обеспечение безопасности работы. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, следить за исправностью оборудования и инструмента. Рабочее место должно быть обеспечено вентиляцией. Не должно на нём быть лишних предметов, которые могут мешать или нанести вред здоровью человека.
При низком расположении тисков
предплечье образует с плечом тупой
угол, мышцы предплечья сильно напрягаются,
движение затрудняется, нарушается равномерность
нажима правой и левой руками, спина
сгибается. Так как при согнутой
спине положение работающего неустойчиво,
то он, стремясь сохранить равновесие,
наклоняется вперед и усиливает нажим
левой рукой. А это вызывает "завал"
левого края обрабатываемой заготовки.
При высоком расположении тисков предплечье
и плечо образуют острый угол. В этом случае
условия работы еще хуже, так как передача
усилия резания от плеча к инструменту
требует особого напряжения, что часто
бывает не под силу учащемуся: усилие передается
больше правой рукой, что приводит к "завалам"
правого края. Высота верстака с установленными
на нем тисками определяется в соответствии
с ростом работающего. Выбирая высоту
установки тисков с параллельными губками,
согнутую в локте левую руку ставят на
губки тисков так, чтобы концы выпрямленных
пальцев руки касались подбородка или
устанавливают боек молотка на ударную
часть зубила, при этом плечевая часть
правой руки должна иметь вертикальное
положение, а локтевая – горизонтальное
под углом 90°. Стуловые тиски устанавливают
на такую высоту, чтобы согнутая в локте
левая рука, поставленная на губки тисков,
касалась подбородка согнутыми в кулак
пальцами.
При малом росте рабочего используют специальные
регулируемые по высоте подставки (решетки)
под ноги.
На рабочем месте должно находиться:
4. Инструменты и приспособления, контрольно-диагностические приборы, используемые при ТО карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410.
Необходимы следующие инструменты: