Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:10, реферат
Провозглашенное правительством построение в России инновационной экономики требует хотя бы минимальной инфраструктурной обеспеченности. Чтобы эффективно работать люди должны иметь нормальное жилье, причем этого жилья должно быть достаточно.
|
Таблица 7. Обеспеченность
дорогами России и США.
|
Во-вторых, разрыв
в обеспеченности автодорогами в России
и в США носил цивилизационный характер.
Например, по показателю протяженности
дорог на душу населения разрыв составлял
3,6-3,8 раза, тогда как по показателю покрытия
дорогами территории страны – 12,2-13,5 раз.
Как видно из приведенных цифр, во всех
случаях разрыв составлял более двух раз,
что и позволяет говорить о качественном
несовпадении показателей рассматриваемых
стран. Особенно удручающими выглядят
данные о насыщенности автодорогами российской
территории, где разрыв достигает порядковой
величины. Можно смело утверждать, что
технологическое отставание не может
быть преодолено на территории всей страны;
всегда будет оставаться множество регионов,
которые будут не в состоянии догнать
международного лидера просто по причине
отсутствия дорожных коммуникаций. В лучшем
случае России удастся сократить технологический
разрыв в некоторых географических зонах,
где обеспеченность дорогами максимальна.
В-третьих, разрыв
в развитии внутренней дорожной сети
России и США в 2001-2005 гг. не сокращался,
а увеличивался. Тем самым вопрос о сроках
преодоления выявленного разрыва теряет
смысл, т.к. при сложившихся тенденциях
он будет только увеличиваться, что и показывают
данные табл.6-7.
Примечательным фактом является то, что
среди всех анализируемых нами социально-экономических
индикаторов только показатели обеспеченности
населения автомобильными дорогами имеют
негативную тенденцию по сравнению с технологическим
лидером – США; относительный разрыв в
остальных показателях тяготеет к уменьшению.
В связи с этим можно сказать, что дороги
в России выступают в качестве «узкого
места». Эта традиционная для России проблема
пока так и остается среди главных государственных
проблем.
В настоящее время
российское правительство выделяет довольно
большие суммы на строительство дорог
и принимает программы, которые призваны
в корне изменить сложившуюся ситуацию.
Однако все эти мероприятия представляются
незначительными по сравнению с тем колоссальным
объемом строительства, который необходимо
обеспечить, чтобы хоть как-то соответствовать
современным международным стандартам.
3. Авиационная транспортная
сеть России.
Как
ни странно, но в области воздушного
транспорта в России ситуация обстоит,
пожалуй, не намного лучше, чем с автомобильными
коммуникациями. Например, по числу аэропортов
Россия отстает от США в 13,7 раз; транзитные
узлы в стране вообще отсутствуют, что
делает всю воздушную транспортную сеть
низкоэффективной (табл.8) (Данные для таблиц
8-9 автору любезно предоставлены И.В.Соколовым).
По числу авиакомпаний Россия уступает
США в 5,6 раз, а по числу эксплуатируемых
ими самолетов – в 7,7 раз. Если данные показатели
пересчитать с учетом площади территории,
то Россия отстает от США по числу аэропортов
в 23,3 раза, по числу авиакомпаний – в 9,5
раз, а по числу эксплуатируемых самолетов
– в 13,1 раз. Данные цифры являются, на наш
взгляд, абсолютно запредельными и демонстрируют
порядковое отставание России от мирового
лидера. Если рассматриваемые показатели
пересчитать с учетом численности населения
в двух странах, то разрыв между Россией
и США становится не таким впечатляющим:
по числу аэропортов в 6,6 раз, по числу
авиакомпаний – в 2,7 раза, а по числу эксплуатируемых
самолетов – в 3,7 раза. Однако во всех случаях
преимущество Соединенных Штатов Америки
является принципиальным или, как принято
говорить, качественным.
Важным моментом
в указанных страновых пропорциях является
то, что диспаритет между Россией и США
не имеет тенденции к преодолению. Многие
российские аэропорты закрываются, некоторые
находятся в неудовлетворительном состоянии.
Настораживает и «слабость» работающих
аэропортов страны. Например, пропускная
способность самого большого отечественного
аэропорта «Домодедово» в 6,1 раз меньше
американского аэропорта в Атланте (табл.9).
Между тем объем пассажироперевозок у
«Домодедово» и «Шереметьево» почти в
3 раза больше, чем у ближайших к ним отечественных
аэропортов-конкурентов. Тем самым недостаточное количество
аэропортов в России дополняется их невысокой
мощностью,
не позволяющей обеспечить по-настоящему
напряженный авиатранспортный трафик.
Таблица 8. Характеристики
аэропортовой сети России и США в 2006 г.
|
Таким образом,
автодорожный и воздушный
Таблица 9. Объем
пассажироперевозок аэропортов России
и США в 2006 г.
|
4. Параметры железнодорожных
коммуникаций России.
Логическим
завершением рассмотрения транспортной
сети России является анализ ситуации
в сфере железнодорожных
Таблица 10. Характеристики
железнодорожных пассажирских перевозок
в России и Великобритании в 2007 г.
|
Проведенные расчеты
показывают, что цены на билеты российских
скоростных поездов завышены относительно
британского эквивалента в среднем в полтора
(табл.11). Если исходить из того, что уровень
комфорта в российских поездах и поездах
«Eurostar» одинаковый и Standard class включает
буфетное обслуживание легкими блюдами,
закусками и напитками, то полученное
завышение цен в России на железнодорожные
услуги чрезмерно. В некоторых случаях,
как, например, для купе бизнес-класса
в фирменном поезде «Красная стрела»,
это завышение достигает вообще неприемлемой
отметки в 3 раза. Следовательно, российский
потребитель постоянно сильно переплачивает
за транспортные услуги, что дополнительно
осложняет его возможности в осуществлении
эффективных транспортных коммуникаций.
Таблица 11. Ценовые
характеристики железнодорожных пассажирских
перевозок в России и Великобритании
в 2007 г.
|
Если использовать
альтернативную методику, в которой
цены приводятся к единому
знаменателю с помощью
Проведенный анализ
показывает, что транспортные коммуникации
в России обладают двумя
Главный результат проведенных нами расчетов
состоит в том, что самой болевой точкой
экономики России является инфраструктура.
По показателю обеспеченности жильем
период отставания страны от США составляет
147 лет, что гораздо выше величин, полученных
для других параметров. По показателю
же обеспеченности населения автомобильными
дорогами и аэропортами данный период,
условно говоря, является вообще бесконечным.
Этот факт нельзя игнорировать. Даже если
Россия на протяжении будущих лет сможет
осуществлять массированные финансовые
вложения в модернизацию своей экономики,
то даже в этом случае неразвитость инфраструктуры
будет тормозить прогрессивные технологии.
http://www.kapital-rus.ru
Информация о работе Параметры железнодорожных коммуникаций России