Параметры железнодорожных коммуникаций России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:10, реферат

Описание

Провозглашенное правительством построение в России инновационной экономики требует хотя бы минимальной инфраструктурной обеспеченности. Чтобы эффективно работать люди должны иметь нормальное жилье, причем этого жилья должно быть достаточно.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая гуография.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Введение

    Провозглашенное правительством построение в России инновационной экономики требует  хотя бы минимальной инфраструктурной обеспеченности. Чтобы эффективно работать люди должны иметь нормальное жилье, причем этого жилья должно быть достаточно. В противном случае, не имея жизненного пространства, люди будут думать о самом примитивном выживании, а не о внедрении технологических, продуктовых и управленческих инноваций. По нашему глубокому убеждению, без решения жилищной проблемы никакой технологический прогресс невозможен; в лучшем случае он будет локальным и односторонним (военные технологии и т.п.). Кроме того, для динамичного технологического развития страны требуется хорошая система коммуникаций, и, прежде всего, автомобильных авиационных и железнодорожных линий. Иначе все инновационные решения будут иммобильны и не смогут перемещаться по территории страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
        
1. Обеспеченность населения жильем в России и развитых странах мира. 

    В последние годы, пожалуй, наибольший успех из всех отраслей российской экономики достигнут строительством. Даже визуальные наблюдения показывают, что вся страна строится и ремонтируется. На первый взгляд, такое положение дел позволяет надеяться на то, что в области жилищного строительства Россия может преодолеть свое отставание от развитых стран мира. Однако имеющиеся факты свидетельствуют, что здесь ситуация, может быть, даже хуже, чем в других областях экономики. Так, по европейским стандартам, строительная активность должна быть не меньше 1 кв.м. на душу населения в год, т.е. жилищная обеспеченность должна ежегодно прирастать на 1 кв.м. В 2005 году в России было построено только 0,3 кв.м. на человека. Если рассматривать отдельные регионы страны, то многие территории оставались на уровне 0,01-0,02 кв.м./чел. Некоторые экономически развитые субъекты Российской Федерации, например, Москва и Московская область, в 2005 году существенно приблизились к европейскому стандарту и достигли 0,5 и 0,8 кв.м./чел. соответственно.  
       
Однако изменение структуры собственности через приватизационные механизмы и созданные законодательные основы формирования рынка жилья пока кардинально не увеличивают объем жилищного фонда, а жилищная обеспеченность в России по сравнению с развитыми странами остается по-прежнему крайне низкой. Так, данные табл.1 позволяют установить более, чем 2-кратный разрыв в жилищной обеспеченности России по сравнению с развитыми странами мира. Отметим, что государства бывшего социалистического блока (Польша, Литва, Латвия и др.) сталкиваются с аналогичной проблемой нехватки жилья.  
       
Отталкиваясь от ситуации с жилищной обеспеченностью в других странах, зададимся таким вопросом, при каких объемах жилищного строительства и в какой срок Россия сможет нарастить свой жилищный фонд, когда на одного гражданина приходилось бы 40 кв.м., как в Германии, или 65 кв.м., как в США. При этом будем рассматривать два сценария развития событий:пессимистический, когда масштабы нового жилищного строительства в России остаются на достигнутом уровне (0,3 кв.м./чел.); оптимистический, когда прирост российского жилищного строительства выходит на европейский стандарт (1 кв.м./чел.).  
       
Приняв численность населения России за константу, получаем, что при существующем масштабе жилищного строительства (0,3 кв.м./чел.) догнать Германию удастся только через 64 года при условии, что жилищная обеспеченность немцев не изменится (см. последние два столбца табл.1, где указан период отставания). И это при том, что по данным Федеральной статистической службы Германии, в 2003-2005 гг. ее строительная активность оценивалась на уровне 0,3-0,4 кв.м./чел., что весьма далеко от европейского стандарта; при высокой жилищной обеспеченности Германия может себе это позволить. Если же Россия выйдет на европейский стандарт строительной активности (1 кв.м./чел. в год), то для достижения показателя в 40 кв.м./чел. ей потребуется 19 лет (табл.1). Отставание России по уровню жилищной обеспеченности от США при текущей строительной активности оценивается 147-летним периодом (пессимистичный сценарий). Если же каждый год упорно возводить по 1 кв.м. нового жилья на человека, то этот срок составит 44 года (оптимистичный сценарий). 

     
Таблица 1. Обеспеченность населения жильем по странам мира. 

Страна Жилищная обеспеченность, кв./чел. Отношение к лидеру, % (Норвегия=100%) Год оценки Период отставания России, годы
0,3 кв.м./чел. 1 кв.м./чел.        
Норвегия 74,0 100,00 2006 177 53
США 65,0 87,84 2006 147 44
Дания 50,6 68,38 2003 99 30
Швеция 44,4 60,00 2003 78 24
Великобритания 44,0 59,46 2001 77 23
Швейцария 44,0 59,46 2000 77 23
Нидерланды 41,0 55,41 2000 67 20
Германия 40,1 54,19 2002 64 19
Австрия 38,3 51,76 2003 58 17
Франция 37,5 50,68 2002 55 17
Финляндия 36,3 49,05 2002 51 15
Ирландия 35,0 47,30 2002 47 14
Словения 29,5 39,86 2002 29 9
Чехия 28,7 38,78 2001 26 8
Венгрия 28,0 37,84 2001 24 7
Эстония 27,7 37,43 2003 23 7
Словакия 26,0 35,14 2001 17 5
Латвия 23,9 32,30 2003 10 3
Литва 23,0 31,08 2003 7 2
Польша 22,2 30,00 2002 4 1
Россия 20,9 28,24 2005 - -

 
       
 Если предположить, что на практике будет реализован некий промежуточный сценарий развития, то в этом случае отставание России от США составит 95,5 лет. Похоже, что в современных условиях такое отставание является неустранимым. Таким образом, идентифицированный разрыв между Россией и экономически развитыми государствами мира огромен и на его ликвидацию потребуются десятилетия активного жилищного строительства. Попутно заметим, что анализируемая нами жилищная сфера не подвержена климатическим влияниям, ибо такой северной стране, как Норвегия, суровые зимы не помешали стать лидером в области жилищной обеспеченности населения (табл.1).  
       
Для корректного сопоставления уровня жилищной обеспеченности России с другими странами следует помимо рассмотренных показателей учитывать еще и качество жилья. Данная характеристика является комплексной и трудно оцениваемой, однако в качестве нее можно использовать такие параметры, как абсолютный и относительный размеры ветхого и аварийного жилья. Данные по ветхому и аварийному жилищному фонду России представлены в табл.2, которая позволяет сделать ряд важных выводов.  
       
По итогам 10-летнего развития (1995-2006 гг.) объем ветхого и аварийного жилья увеличился в 2,5 раза, а его доля в совокупном жилищном фонде страны возросла с 1,4% до 3,1%. С увеличением доли ветхого и аварийного жилищного фонда возрастает и его величина на душу населения. Таким образом, количественный рост жилищной обеспеченности в России сопровождается повышением среднего физического износа жилищного фонда 
       
Снижение объемов аварийного и ветхого жилья осуществляется по двум направлениям: капитальный ремонт ветхого жилья и строительство нового жилья. Опираясь на данные табл.3, рассмотрим кратко, насколько уровень жилищного строительства компенсирует потенциально выбывающий из эксплуатации жилищный фонд.  
 
 
Таблица 2. Динамика ветхого и аварийного жилищного фонда в России.

Параметр 1995 2000 2001 2002 2003 2006
Ветхий и  аварийный жилищный фонд (на конец  года), млн.кв.м 37,7 65,6 87,9 88,3 91,3 93,0
Ветхий и аварийный жилищный фонд на душу населения, кв.м/чел. 0,3 0,4 0,6 0,6 0,6 0,7
Жилищная  обеспеченность, кв.м/чел. 18,0 19,3 19,7 20,0 20,2 21,3
Доля аварийного и ветхого жилья в жилищной обеспеченности, % 1,4 2,3 3,1 3,0 3,1 3,1

 
Таблица 3. Динамика капитального ремонта и строительства жилья в России.

Параметр 1995 2000 2001 2002 2003
Капитально  отремонтировано жилых домов, тыс.кв.м. 11666,0 3832,0 4780,0 4833,0 4625,0
Ввод в  действие нового жилья, млн.кв.м. 41,0 30,3 31,7 33,8 36,4
Доля ветхого  и аварийного и жилья, компенсируемая строительством нового жилья, % 108,8 46,2 36,1 38,3 39,9

 
        Расчеты показывают, что по  сравнению с 1995 г. в 2003 г. объем отремонтированных жилых домов в абсолютном выражении снизился в 2,5 раза, а объем ввода нового жилья сократился на 11,2%. Если в 1995 г. объем строительства нового жилья полностью покрывал потенциально выбывающий из эксплуатации жилищный фонд, то через 5 лет эта доля сократилась в 2 раза и в 2003 году составила 40% (табл.3). Данный факт и привел более чем к 2-кратному увеличению ветхого и аварийного жилья (табл.2). Таким образом, темпы капитального ремонта жилых домов и объемы жилищного строительства в России не позволяют к настоящему моменту справиться с ростом объемов ветхого и аварийного жилья: средний возраст жилья и его физический износ растут. Это означает, что в России помимо нехватки жилья наблюдается еще и постепенное падение его качества. Такое положение повышает требования по ликвидации отставания России от развитых стран в сфере обеспеченности жильем и предполагает более напряженные программы строительства. 
 
        
2. Автодорожные коммуникации в России. 

    В предыдущем разделе нами был проведен анализ «статичности» или «оседлости»  населения в смысле его обеспеченности жильем. Ниже мы рассмотрим показатели «динамичности» или «перемещаемости» людей в смысле их обеспеченности соответствующим транспортом. 

     
Таблица 4. Данные об обеспеченности дорогами населения  России.

Год Показатель
Площадь территории, тыс.кв. км Численность населения, млн. чел. Протяженность автомобильных дорог, тыс. км
2000 17 098,2 145,2 900,0
2005 143,5 828,0

 
Таблица 5. Данные об обеспеченности дорогами населения  США.

Год Показатель
Площадь территории, тыс.кв. км Численность населения, млн. чел. Протяженность автомобильных дорог, тыс. км
2000 9 826,6 282,2 6 320,0
2005 296,5 6 430,4

 
        
Для определенности анализа пока ограничимся только автомобильными дорогами, для которых будем изучать два ключевых показателя: протяженность дорог на 1 тыс. кв. км территории страны и протяженность дорог на 1 млн. чел. Первый показатель позволяет сопоставить протяженность дорог с площадью территории, которую они покрывают, второй – с численностью населения, которое пользуется ими.  
       
Как и прежде, сравнение российских данных будем осуществлять с данными по США за период времени 2000-2005 гг. Данные табл.4 и табл.5 позволяют рассчитать обеспеченность автодорогами России и США по указанным двум показателям, которые приведены в табл.6-7. 
       
Приведенные данные позволяют сделать ряд нелицеприятных для России выводов.  
        Во-первых, за период времени 2000-2005 гг. протяженность автодорог в России уменьшилась на 8%. Тем самым 
ситуация в данной сфере ухудшается в абсолютном выражении, что лишает российское государство каких-либо перспектив на стремительное технологическое возрождение. Без дорожных коммуникаций никакое технологическое перевооружение экономики просто невозможно. И хотя ситуация несколько смягчалась уменьшением населения в стране на 1,2%, ухудшение дорожной сети было все же достаточно заметным. Такое кризисное положение в области российского дорожного строительства резко контрастирует с положением дел в США, где за указанные 5 лет протяженность автодорог выросла на 1,7%. Однако справедливости ради надо сказать, что даже в США интенсивность дорожного строительства оставляет желать лучшего, т.к. указанные 1,7% не покрывают 5,1% прироста населения.  
 
Таблица 6. Обеспеченность дорогами России и США.

Информация о работе Параметры железнодорожных коммуникаций России