Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:10, реферат
Провозглашенное правительством построение в России инновационной экономики требует хотя бы минимальной инфраструктурной обеспеченности. Чтобы эффективно работать люди должны иметь нормальное жилье, причем этого жилья должно быть достаточно.
Введение
Провозглашенное
правительством построение в России
инновационной экономики
1. Обеспеченность
населения жильем в России и развитых
странах мира.
В
последние годы, пожалуй, наибольший
успех из всех отраслей российской экономики
достигнут строительством. Даже визуальные
наблюдения показывают, что вся страна
строится и ремонтируется. На первый взгляд,
такое положение дел позволяет надеяться
на то, что в области жилищного строительства
Россия может преодолеть свое отставание
от развитых стран мира. Однако имеющиеся
факты свидетельствуют, что здесь ситуация,
может быть, даже хуже, чем в других областях
экономики. Так, по европейским стандартам,
строительная активность должна быть
не меньше 1 кв.м. на душу населения в год,
т.е. жилищная обеспеченность должна ежегодно
прирастать на 1 кв.м. В 2005 году в России
было построено только 0,3 кв.м. на человека.
Если рассматривать отдельные регионы
страны, то многие территории оставались
на уровне 0,01-0,02 кв.м./чел. Некоторые экономически
развитые субъекты Российской Федерации,
например, Москва и Московская область,
в 2005 году существенно приблизились к европейскому
стандарту и достигли 0,5 и 0,8 кв.м./чел. соответственно.
Однако изменение
структуры собственности через приватизационные
механизмы и созданные законодательные
основы формирования рынка жилья пока
кардинально не увеличивают объем жилищного
фонда, а жилищная обеспеченность в России
по сравнению с развитыми странами остается
по-прежнему крайне низкой. Так, данные
табл.1 позволяют установить более, чем
2-кратный разрыв в жилищной обеспеченности
России по сравнению с развитыми странами
мира. Отметим, что государства бывшего
социалистического блока (Польша, Литва,
Латвия и др.) сталкиваются с аналогичной
проблемой нехватки жилья.
Отталкиваясь
от ситуации с жилищной обеспеченностью
в других странах, зададимся таким вопросом,
при каких объемах жилищного строительства
и в какой срок Россия сможет нарастить
свой жилищный фонд, когда на одного гражданина
приходилось бы 40 кв.м., как в Германии,
или 65 кв.м., как в США. При этом будем рассматривать
два сценария развития событий:пессимистический, когда масштабы нового
жилищного строительства в России остаются
на достигнутом уровне (0,3 кв.м./чел.); оптимистичес
Приняв численность
населения России за константу, получаем,
что при существующем масштабе жилищного
строительства (0,3 кв.м./чел.) догнать Германию
удастся только через 64 года при условии,
что жилищная обеспеченность немцев не
изменится (см. последние два столбца табл.1,
где указан период отставания). И это при
том, что по данным Федеральной статистической
службы Германии, в 2003-2005 гг. ее строительная
активность оценивалась на уровне 0,3-0,4 кв.м./чел.,
что весьма далеко от европейского стандарта;
при высокой жилищной обеспеченности
Германия может себе это позволить. Если
же Россия выйдет на европейский стандарт
строительной активности (1 кв.м./чел. в
год), то для достижения показателя в 40 кв.м./чел.
ей потребуется 19 лет (табл.1). Отставание
России по уровню жилищной обеспеченности
от США при текущей строительной активности
оценивается 147-летним периодом (пессимистичный
сценарий). Если же каждый год упорно возводить
по 1 кв.м. нового жилья на человека, то этот
срок составит 44 года (оптимистичный сценарий).
Таблица 1. Обеспеченность
населения жильем по странам мира.
|
Если предположить,
что на практике будет реализован некий
промежуточный сценарий развития, то в
этом случае отставание
России от США составит 95,5 лет. Похоже, что в современных
условиях такое отставание является неустранимым.
Таким образом, идентифицированный разрыв
между Россией и экономически развитыми
государствами мира огромен и на его ликвидацию
потребуются десятилетия активного жилищного
строительства. Попутно заметим, что анализируемая
нами жилищная сфера не подвержена климатическим
влияниям, ибо такой северной стране, как
Норвегия, суровые зимы не помешали стать
лидером в области жилищной обеспеченности
населения (табл.1).
Для корректного
сопоставления уровня жилищной обеспеченности
России с другими странами следует помимо
рассмотренных показателей учитывать
еще и качество жилья. Данная характеристика
является комплексной и трудно оцениваемой,
однако в качестве нее можно использовать
такие параметры, как абсолютный и относительный
размеры ветхого и аварийного жилья. Данные
по ветхому и аварийному жилищному фонду
России представлены в табл.2, которая
позволяет сделать ряд важных выводов.
По
итогам 10-летнего развития (1995-2006 гг.) объем
ветхого и аварийного жилья увеличился
в 2,5 раза, а его доля в совокупном жилищном
фонде страны возросла с 1,4% до 3,1%. С увеличением
доли ветхого и аварийного жилищного фонда
возрастает и его величина на душу населения.
Таким образом, количественный
рост жилищной обеспеченности в России
сопровождается повышением среднего физического
износа жилищного фонда.
Снижение объемов
аварийного и ветхого жилья осуществляется
по двум направлениям: капитальный ремонт
ветхого жилья и строительство нового
жилья. Опираясь на данные табл.3, рассмотрим
кратко, насколько уровень жилищного строительства
компенсирует потенциально выбывающий
из эксплуатации жилищный фонд.
Таблица 2. Динамика
ветхого и аварийного жилищного фонда
в России.
|
Таблица 3. Динамика
капитального ремонта и строительства
жилья в России.
|
Расчеты показывают, что по
сравнению с 1995 г. в 2003 г. объем отремонтированных
жилых домов в абсолютном выражении снизился
в 2,5 раза, а объем ввода нового жилья сократился
на 11,2%. Если в 1995 г. объем строительства
нового жилья полностью покрывал потенциально
выбывающий из эксплуатации жилищный
фонд, то через 5 лет эта доля сократилась
в 2 раза и в 2003 году составила 40% (табл.3).
Данный факт и привел более чем к 2-кратному
увеличению ветхого и аварийного жилья
(табл.2). Таким образом, темпы капитального
ремонта жилых домов и объемы жилищного
строительства в России не позволяют к
настоящему моменту справиться с ростом
объемов ветхого и аварийного жилья: средний
возраст жилья и его физический износ
растут. Это означает, что в России помимо
нехватки жилья наблюдается еще и постепенное
падение его качества. Такое положение
повышает требования по ликвидации отставания
России от развитых стран в сфере обеспеченности
жильем и предполагает более напряженные
программы строительства.
2. Автодорожные коммуникации
в России.
В предыдущем разделе нами был проведен анализ «статичности» или «оседлости» населения в смысле его обеспеченности жильем. Ниже мы рассмотрим показатели «динамичности» или «перемещаемости» людей в смысле их обеспеченности соответствующим транспортом.
Таблица 4. Данные
об обеспеченности дорогами населения
России.
|
Таблица 5. Данные
об обеспеченности дорогами населения
США.
|
Для определенности
анализа пока ограничимся только автомобильными
дорогами, для которых будем изучать два
ключевых показателя: протяженность дорог
на 1 тыс. кв. км территории страны и протяженность
дорог на 1 млн. чел. Первый показатель позволяет
сопоставить протяженность дорог с площадью
территории, которую они покрывают, второй
– с численностью населения, которое пользуется
ими.
Как
и прежде, сравнение российских данных
будем осуществлять с данными по США за
период времени 2000-2005 гг. Данные табл.4
и табл.5 позволяют рассчитать обеспеченность
автодорогами России и США по указанным
двум показателям, которые приведены в
табл.6-7.
Приведенные
данные позволяют сделать ряд нелицеприятных
для России выводов.
Во-первых, за период времени 2000-2005 гг.
протяженность автодорог в России уменьшилась
на 8%. Тем самым ситуация
в данной сфере ухудшается в абсолютном
выражении, что лишает российское государство
каких-либо перспектив на стремительное
технологическое возрождение. Без дорожных коммуникаций
никакое технологическое перевооружение
экономики просто невозможно. И хотя ситуация
несколько смягчалась уменьшением населения
в стране на 1,2%, ухудшение дорожной сети
было все же достаточно заметным. Такое
кризисное положение в области российского
дорожного строительства резко контрастирует
с положением дел в США, где за указанные
5 лет протяженность автодорог выросла
на 1,7%. Однако справедливости ради надо
сказать, что даже в США интенсивность
дорожного строительства оставляет желать
лучшего, т.к. указанные 1,7% не покрывают
5,1% прироста населения.
Таблица 6. Обеспеченность
дорогами России и США.
Информация о работе Параметры железнодорожных коммуникаций России