Проблема автомобильных пробок на дорогах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:55, реферат

Описание

Проблема автомобильных пробок на дорогах крупных городов и пригородных трасс как никогда актуальна.

С каждым годом машин на дорогах городов становится все больше и больше. При этом и к самим дорогам претензий много: плохое качество, неудобные автомобильные развязки, отсутствие надземных/подземных переходов (много светофоров) и объездных дорог для грузовых фур.

Работа состоит из  1 файл

Проблема автомобильных пробок на дорогах.docx

— 31.04 Кб (Скачать документ)

Проблема автомобильных пробок на дорогах крупных городов и пригородных трасс как никогда актуальна.

С каждым годом машин на дорогах городов становится все  больше и больше. При этом и к  самим дорогам претензий много: плохое качество, неудобные автомобильные  развязки, отсутствие надземных/подземных  переходов (много светофоров) и объездных  дорог для грузовых фур.

Борьба с пробками на дорогах. Идеи и пути решения проблемы

Проблема пробок на дорогах  требует решения - чем скорее, тем  лучше как для отдельного человека, чье время тратится впустую (ну разве  что пассажир может книжку почитать или поспать в общественном транспорте), так и для экономики страны в целом. Выделим несколько идей, которые способны разрешить давно  назревшую проблему - общероссийскую и общемировую.

Решение транспортной проблемы - общие меры

Меры по борьбе с автомобильными пробками на дорогах (для крупных  и средних городов) можно разделить  на организационные и дорожно-строительные.

Организационные меры по решению транспортной проблемы

Организация поочередного движения автомобилей с четными и нечетными номерами в разные дни недели. Такая мера, введенная во многих странах Европы, оказалась достаточно эффективной. К тому же сокращение автотранспорта на дорогах является одной из мер по борьбе с загрязнением воздуха (и - глобальным потеплением).

Введение зон платного въезда в  самые “проблемные” районы города. Ярким примером здесь служит Лондон, где введена плата за въезд  в центр (с 2003 года), при этом предоставлена  льгота инвалидам и такси. Такая  мера не избавит город от пробок полностью, нохотя бы станет постоянным источником средств, которые можно  потратить на строительство новых  дорог, автомобильных развязок, парковок.

Проблема с парковками в крупных городах очень актуальна. Сегодня огромное количество автомобилей припарковано у обочин дорог (иногда в два и даже три ряда), что способствует образованию заторов. В зимний период “брошенные” на обочину (на произвол судьбы) машины затрудняют работу дорожным службам по уборке снега.

Решить проблему с парковками может  максимальное затруднение парковки автомобиля в определенных “стратегических” местах путем высоких тарифов  или запретов. В этом случае водители будут оставлять машины у себя в гаражах, добираясь до места, например, общественным транспортом. Можно также  активно развивать строительство  подземных парковок - что с переменным успехом и делается, особенно в  Москве.

Также нужно решать проблему со светофорами, “горящими” красным в отсутствии пешеходов, - оптимизировать их работу (например, укоротить сигналы светофоров). Как вариант бессветофорного  движения - строить подземные (надземные) переходы. Кстати, в Москве действует программа “Старт” - система дифференцированного светофорного регулирования. Практика показывает, что до 70-80% всех автомобилей имеют “на борту” только одного водителя. Если он будет подвозить до работы своего соседа (соседей), таких же водителей, то пробок будет куда меньше (такая практика применяется в США). Использование автомобиля для подвоза других людей называется carpool (на русском - “кар пул” или “карпул”). На ряде автотрасс в США есть специальная полоса “Carpools only”, по которой запрещено ездить в пустой машине. Экономия бензина при этом очевидна.Нужно активно развивать систему общественного транспорта: пускать на линии автобусы большой вместимости (а не разводить ПАЗики с Газелями). Также необходимо в городах, где ширина улиц это позволяет, устанавливать приоритетные полосы для общественного транспорта (такие примеры за рубежом есть), с тем, чтобы автобусы могли ходить по расписанию.

Еще идеи по разрешению проблемы пробок на дороге:

  • увеличивать количество такси на дорогах. Так, например, в Нью-Йорке на Манхэттене выгоднее всего ездить на такси, их там много, и стоит оно относительно дешево;
  • развивать мото- и велотранспорт. Яркий пример - Китай. Можно ввести прокат велосипедов. Велосипед, к тому же, - экологически чистый вид транспорта. Минус: у нас климат позволяет ездить на велосипеде и мотоцикле по большому счету только летом;
  • организовать воздушный транспорт (минус - дорого);
  • сделать использование автомобиля максимально дорогим. Сама машина должна быть безопасной (с АБС, подушками безопасности) и надежной. Чем меньше автомобилей, тем меньше и пробок. Минус: это приведет к росту транспортных тарифов;
  • разрешить делать правый поворот на “красный свет”, как в США. Запретить левые повороты везде;
  • запретить въезд крупных грузовиков в центральную (историческую) часть города, особенно если улицы узкие;
  • задействовать, в случае необходимости, переулки и внутридворовые дороги. Минусы тут очевидны - двор, дети, загазованность. Но этот способ объезда используется водителями, при этом часто создаются пробки и во дворах.

Предлагается также создать  координационные центры, которые  бы, используя стандартные средства связи, например, сотовые телефоны, оповещали водителя, где и в  каком месте дорога более разгружена. Кстати, в столице Италии Риме около 5 миллионов горожан пользуются специальной  программой для мобильных телефонов Atac Mobile. Atac Mobile - это информер, доставляющий на сотовый телефон сведения о  текущей ситуации на дорогах Рима. О российских интернет-ресурсах, информирующих  водителей о ситуации на дорогах (автомобильные пробки онлайн), читайте  ниже.

Работа на дому, например, через  Интернет (всегда онлайн), может также  сократить количество автомобилей  на дорогах и сэкономить кучу времени  работнику, бензина.

Одна из мер по повышению качества дорог - поиск им альтернативы: строительство  платных дорог. Средства, собранные  с водителей, могли бы пойти на ремонт и строительство новых  дорог.

Мера по оптимизации дорожного  движения: предлагается ввести в крайних  левых полосах реверсивное движение, установить реверсивные светофоры. В случае пробок с одной стороны, включать в работу полосы встречного направления. В Нижнем Новгороде  пошли чуть дальше: на Окском съезде вводилась практика однонаправленного  движения, когда полностью перекрывалось  на определенное время одно направление, и по всей дороге пускали машины с другого направления. При этом создавались “ждущие” пробки.

Радикальная мера: запретить движение легкового транспорта в крупных  городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Самара, Нижний Новгород). Вместо него организовать прокат маленьких  машин типа Ока, Дэу Матиз (DAEWOO Matiz), Ниссан Микра (Nissan Micra), или, например, самого дешевого автомобиля в мире индийской компании Tata, и систему стоянок для них. Без комментариев…

Дорожно-строительные меры по решению  транспортной проблемы

Строительство дорог, качественных, с  удобными развязками, - первоочередная задача. Дорог не хватает - это факт. Необходимо строить дороги-дублеры, мосты, туннели, подземные переходы, эстакады, объезды вокруг городов. Нужно вкладывать деньги в строительство метро и железных дорог, как альтернативного вида транспорта.

С другой стороны, заглядывая в будущее, процесс дорожного строительства  в городах не будет вечным, и  все равно дорог может быть недостаточно. Тут на первый план выходят  организационные меры по решению  транспортной проблемы

 Автомобильные пробки, аварии на дорогах вскрывают множество проблем российского общества, решать которые предстоит нам общими усилиями, участием каждого, кто в пути, в дороге… по ту или другую ее сторону.

Самые большие пробки за всю историю использования человеком авто:

  • 242 км - Сан-Паулу (Бразилия), 28.06.1996;
  • 180 км - Мадрид (Испания), 04.05.2005;
  • 176 км - Лион (Франция), 16.02.1980;
  • 172 км - Сан-Паулу, 15.06.2007: образовалась из-за забастовки работников метрополитена; в этой пробке сидело в общей сложности 3,5 млн. человек;
  • 130 км - Париж (Франция), 28.03.2006.

 

 

 

 

 

Дорожный затор, или автомобильная пробка — скопление транспортных средств на дороге, существенно снижающее её пропускную способность. Пробки возникают, когда количество транспортных средств на дороге превышает её максимальную пропускную способность. Транспортный поток уплотняется, снижаются интервалы между автомобилями и водители вынуждены снижать скорость своих автомобилей.

Пропускная  способность дороги снижается и  такой лавинообразный процесс приводит к снижению пропускной способности  в 5-20 раз. Затор рассасывается после  ответвления части потока автомобилей.

Ситуация, когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие  для движения транспортных средств  в поперечном направлении». Во избежание  создания пробки-ёлочки для всех направлений  движения, выезд на перекрёсток в  такой обстановке запрещён, независимо от сигналов светофора.

Причины заторов

Причиной  пробок на дорогах является поступление  потока машин, превышающего их пропускную способность из-за увеличения потока в часы «пик» или снижения пропускной способности дороги по следующим  причинам:

  • Движение транспорта приостанавливается для организации «спецпроездов» кортежей чиновников;
  • Неблагоприятные погодные условия (туман, дождь, град, снег, гололёд), снижающие видимость, затрудняющие управление транспортными средствами и вызывающие необходимость снижения скорости.
  • Дорожно-транспортные происшествия (ДТП);
  • Отсутствие необходимых многоуровневых развязок;
  • Нарушение транспортными средствами и пешеходами правил дорожного движения;
  • Дорожные работы;
  • Неудовлетворительное состояние дороги (выбоины, ямы);
  • Отсутствие парковочных мест, нарушение правил парковки;
  • Аварии и ненадлежащее техническое состояние автомобилей;
  • Маятниковая миграция, то есть несоответствие дорожной сети транспортным потокам, характерным для маятниковых миграций.
  • Неправильно запрограммированные светофоры: много фаз работы светофора, непродолжительное время работы зелёного сигнала в критическом направлении движения потока, что приводит к образовании очереди для проезда в этом направлении.
  • Спецоперации ДПС (так называемые «рейды»), например, «осенние каникулы» (Увеличение числа сотрудников ДПС на дорогах с целью поимки нарушителей ПДД) в местах с большим дорожным трафиком.
  • Сужения дорог (когда 5 полос переходят в 2 или 3 полосы, тем самым заставляя автомобилистов перестраиваться на очень малой скорости).
  • Съезды на двухуровневых развязках без полос разгона и перестроений образуют нерегулируемые перекрестки, тормозящие основные и примыкающие потоки.

Математическую  модель заторов можно посмотреть по ссылке Симулятор дорожного движения (переведено на русский)

Негативные последствия заторов

  • Потеря времени. Водители (часто и пассажиры) в пробке, как правило, не могут ни работать, ни отдыхать. Это время тратится впустую.
  • Задержки в дороге. Приводят к опозданиям сотрудников, студентов, тем самым принося экономический ущерб, штрафные санкции.
  • Дальнейшее увеличение времени в пути. Участники движения начинают «на случай пробки» отводить больше времени на дорогу, а значит, увеличивают негативный эффект.
  • Расходуется больше топлива. В пробках удельное потребление автомобильного топлива значительно увеличивается из-за холостого хода, частого ускорения и торможения, что сказывается на окружающей среде и затратах на автомобили.
  • Дополнительный износ автомобилей. Долгая работа, частые ускорения и торможения приводят к дополнительному износу и требуют более частой замены деталей.
  • Стресс и раздражение водителей транспортных средств, негативно сказывающиеся на здоровье. Нанесение существенного вреда здоровью не только водителей, но и пассажиров, сопровождающееся резким ухудшением настроения, не редко перерастающем в откровенную агрессию по отношению к другим участникам дорожного движения.
  • Отравление окружающей среды. Автомобильные заторы наносят существенный вред как окружающей среде, так и самим участникам дорожного движения.
  • Службы экстренной помощи (скорая помощь, пожарные, милиция) не в состоянии оперативно добраться до места назначения.
  • Попытки «объехать пробку» распространяют затор на соседние улицы, тем самым влияя на экологическую и экономическую картину соседних районов.

Учёные, изучающие автомобильные пробки, сравнивают поведение транспортных средств на дороге с потоком жидкости в трубе. Их исследования показали, что при свободном движении по дороге плотного потока автомобилей пробки могут возникать внезапно, по принципу т. н. «эффекта бабочки», например, при неумелом манёвре одного-единственного участника движения. Учёные сравнивают этот феномен с замерзанием переохлаждённой жидкости.

Предотвращение заторов

Для предотвращения заторов поступление  машин на магистрали нужно регулировать в соответствии с ее пропускной способностью в сложившихся условиях, что позволит достичь максимально возможную  пропускную способность максимально  сократить время в пути для  всех автомобилей.

Информация о работе Проблема автомобильных пробок на дорогах