Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Курсовая работа
Проектирование
Нижний Тагил
2011
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Исходные данные:
Р1 = 7,0 кВт
n1=735 об/мин
n2=145 об/мин
Электродвигатель АО 63-8
Схема редуктора №22
СОДЕРЖАНИЕ
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи – зубчатые колёса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают так же устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Редуктор проектируют либо для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Проектируемый редуктор – одноступенчатый. Зубчатая передача – цилиндрическая косозубая. Оси валов расположены вертикально.
В редукторе два вала: ведущий и ведомый. Валы закреплены в корпусе с помощью шариковых радиальных однорядных подшипников. Валы ступенчатые, выступающие за корпус редуктора для крепления на них других узлов привода.
Подшипники воспринимают как радиальные, так и не значительные осевые нагрузки. На валах установлено по паре подшипников.
КПД пары цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, h2 = 0,99.
Общий КПД привода
h = h1*h22 = 0,98*0,992 = 0,96.
По условию: электродвигатель АО 63-8 с частотой вращения n1=735 об/мин и мощностью Р1 = 7,0 кВт.
Мощность на выходном валу редуктора
Р2=Р1*h Р2=7,0*0,96 = 6,723 кВт
Угловые скорости валов редуктора
w1 = pn1 / 30 w1 = 3,14*735 / 30 = 76,93 рад/с
w2 = pn2 / 30 w2 = 3,14*145 / 30 = 15,18 рад/с
Передаточное число редуктора
u = n 1 / n 2
u = 735 / 145 =5,069
По ГОСТ 2185-66 принимаем передаточное число u = 5
Вращающий момент на валу шестерни
Т1=P1 * 103/ w1 Т1= 7,0*103 / 76,93 = 90,99 Нм
На валу колеса
Т2= Т1*u*h Т2= 90,99*5*0,96= 436,75 Нм
Материалы:
Предел контактной выносливости при базовом числе циклов для углеродистой стали с твердостью поверхностей зубьев меньше НВ 350 и термической обработкой (улучшением) по таблице 4,5 (Березовский Ю.Н.):
σн lim Ь1 = 2НВ1+ 70 σн lim Ь1 = 2*230 + 70 = 530 МПа
σн lim Ь2 = 2НВ2+ 70 σн lim Ь2 = 2*200 + 70 = 470 МПа
Принимаем КнL — коэффициент долговечности при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора КНL =1; коэффициент безопасности Sн = 1,10.
Допускаемые контактные напряжения:
[σн] =σн lim Ь1 КнL / Sн [σн] = 530*1 / 1,1 = 482 МПа
[σн] =σн lim Ь2 КнL / Sн [σн] = 470*1 / 1,1 = 427 МПа
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
[σн] = 0,45([σн1] + [σн2]) [σн] = 0,45*(482+427) = 409 МПа.
Требуемое условие [σн] < 1,25[σн2] выполнено.
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев
аW = Kа(u + 1)*3ÖT1Kн /[σн]2 uYba
Принимаем для
косозубых колес при
Для косозубых передач коэффициент Kа = 410
аW = 410* (5+ 1)*3Ö90,99*1,743 /4092 *5*0,4 =191,88 мм
Берем межосевое расстояние по ГОСТ 2185–66 аW=200 мм.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn = (0,01 — 0,02) аW = (0,01 — 0,02)*200 = 2-4 мм;
Принимаем по ГОСТ 9563 — 60 mn = 3 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев b = 100 и определим числа зубьев шестерни и колеса:
z1 = 2аW cosb/mn(u+1) z1 = 2*200*0,9848 / 3*(5+1) = 21,88
Примем z1 = 22, тогда
z2 = z1* u z2 =22*5=110
Уточненное значение угла наклона зубьев
Cosb =(z1+z2)mn/2аW
b = 8°10'
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d1= mnz1/Cosb d1= 3*22/0,9900 = 66,(6) мм;
d2= mnz2/Cosb d2= 3*110/0,9900=333,(3) мм;
Проверка: аW= (d1+d2)/2 =(66,667+333,333)/2 = 200 мм;
диаметры вершин зубьев:
da1 = d1+ 2mn da1 = 66,667+2*3=72,667 мм;
da2 = d2+ 2mn da2= 333,333+2*3=339,333 мм;
Ширина колеса
b2 = YbaaW = 0,4*200 = 80 мм
Ширина шестерни
b1 = b2+ 3..5мм b1 =80+5= 85 мм.
Коэффициент ширины шестерни. по диаметру:
Ybd = b1/d1 Ybd =85/66,667=1,275
Окружная скорость колес и степень точности передачи
V= w1d1/2*103 V =76,93*66,667/2*103 = 2,56 м/с
При такой скорости для косозубых колес следует принять 9-ю степень точности
Коэффициент нагрузки при НВ ≤ 350:
Кн=Кнβ+Кнα+Кнν
Для косозубых передач:
Кнα =1+0,25*(9-5)=2, что не соответствует условию. Примем Кнα=1,6
Кн = 1,028*1,6*1,06=1,743
Проверка контактных напряжений
σн=270/аWÖT2Kн (u+1)3/b2u2
σн = 270/200*Ö436,75*103*1,743*(5+
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
Ft =2*103T1/d1 Ft = 2*90,99 *103/66,667= 2729,69 Н
радиальная
Fr = Fttga/cosb Fr = 2729,69*tg20°/cos8°10' =1003,64 Н
осевая
Fа = Fttgb Fа = 2729,69*tg8°10'=388,49 Н
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба
шестерни zν1=z1/cos3β zν1=22/0,9704=22,67≈23
колеса zν2=z2/cos3β zν2=110/0,9704=113,36≈113
шестерни YFs1=3,91
колеса YFs2=3,59
Yβ=1-β/100° Yβ=1-8,10/100°=0,919
Условие Yβ≥0,7 выполнено
Для стали 45 улучшенной при твердости НВ < 350 σFlim b=1,8
σFlim b1=1,8*230=415 σFlim b2=1,8*200=360
Коэффициент запаса прочности [SF]=1,7
для шестерни [σF1] = 415/1,7=244,12 МПа
для колеса [σF2] = 360/1,7=211,76 МПа
Колесо σF2 = FtKFYFs2YbYε /b2mn £[σF]
σF2 = 2729,69*1,836*3,59*0,919*0,65/
Шестерня σF1 = σF2 YFs1/YFs2
σF1 = 44,78*3,91/3,59= 48,77 МПа ≤ [σF1] = 244,12 МПа
u |
5 |
Т1 |
90,99 Нм |
Т2 |
436,75 Нм |
аW |
200 мм |
mn |
3 мм |
z1 |
22 |
z2 |
110 |
b |
8°10' |
d1 |
66,(6) мм |
d2 |
333,(3) мм; |
da1 |
72,667 мм |
da2 |
339,333 мм; |
b1 |
85 мм |
b2 |
80 мм |
V |
2,56 м/с |
σн |
387,089 МПа |
Ft |
2729,69 Н |
Fr |
1003,64 Н |
Fа |
388,49 Н |
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал:
Диаметр выходного
конца при допускаемом
db1 = 10* 3ÖT1/(0,2[τК]) db1 = 10*3Ö90,99/0,2*25= 26,30 мм.
По ГОСТ 6636-69 примем db1 = 28 мм
Диаметр вала под подшипники
dn1= db1 +(5...10) dn1= 28+7=35 мм
Шестерню выполним за одно целое с валом.
Так как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора db2 и вала d¶в. У подобранного электродвигателя. диаметр вала может быть 42 или 48 мм. Примем d¶в= 42 мм. По ГОСТу 21425-93 муфту примем жесткую упругую втулочно-пальцевую.
Отверстие, мм |
Габаритные размеры, мм |
Смещение осей валов, не более | |||
d |
lцил |
L |
D |
ΔΣ, мм |
νΣ |
28 |
42 |
89 |
120 |
0,3 |
1о30’ |
Ведомый вал:
db2 = 10* 3ÖT2/(0,2[τК]) db2 = 10*3Ö436,75/0,2*25= 44,37 мм.
По ГОСТ 6636-69 примем db2 = 45 мм
Диаметр вала под подшипники
dn2= db2 +(5...10) dn2= 45+5=50 мм
Диаметр вала под зубчатым колесом
dk2= dn2+(5...10) dk2= 50+5=55 мм
Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок — по ГОСТ 23360 — 78, материал шпонок — сталь 45 нормализованная.
Диаметр вала d, мм |
Сечение шпонки, мм |
Глубина паза, мм | ||
b |
h |
Вала t1 |
Отверстия t2 | |
55 |
16 |
10 |
6 |
4,3 |
Так как редуктор косозубый цилиндрический устанавливаем радиальные шарикоподшипники легкой серии (ГОСТ 8338-75).
Информация о работе Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора