Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:59, доклад
В 1763 г. русский инженер И. И. Ползунов представил проект парового двигателя для подачи воздуха в плавильные печи. Машина Ползунова имела удивительную по тем временам мощность - 40 лошадиных сил.
Паровой двигатель дал мощный толчок развитию железнодорожного транспорта в России.
1 .Введение
2. Борьба в первой половине XIX века по проблемам развития железнодорожного строительства в России
3. Эпоха крупномасштабного строительства – эпоха «железнодорожной лихорадки»
5.Заключение
6 Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
логистики и организации
РЕФЕРАТ
ТЕМА:
«Развитие железнодорожного
транспорта в России»
Выполнила: Пикалова Анастасия Алексеевна
Студент 1 курса
Направление 080200
Группа
М 2211
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание:
1 .Введение
2. Борьба в первой половине XIX века по проблемам развития железнодорожного строительства в России
3. Эпоха крупномасштабного строительства – эпоха «железнодорожной лихорадки»
5.Заключение
6 Список литературы
Введение
В 1763 г. русский инженер И. И. Ползунов представил проект парового двигателя для подачи воздуха в плавильные печи. Машина Ползунова имела удивительную по тем временам мощность - 40 лошадиных сил.
Паровой двигатель дал мощный толчок развитию железнодорожного транспорта в России.
Возникновение железнодорожного транспорта в первой половине ХIХ века явилось объективной необходимостью дальнейшего развития капиталистической формации и ее перехода к мануфактурному производству. И то и другое объединяет слово «массовость»: массовое производство требует массовых перевозок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Такие перевозки мог обеспечить только тот вид транспорта, который при наименьшей затрате энергоносителей был способен перемещать огромные тоннажи. В свою очередь становление и развитие железных дорог интенсифицировало наращивание производства и дальнейшее развитие производительных сил.
За
менее чем двухсотлетний период
железнодорожный транспорт
Прогрессивное
развитие железнодорожного транспорта
обеспечивалось ростом научной и
технической мысли во многих развитых
странах мира, самоотверженным трудом
строителей и эксплуатационников стальных
магистралей. Принимая эстафету от предшественников,
нынешнему поколению
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.
2.
Борьба в первой половине
XIX века по проблемам
развития железнодорожного
строительства в России
До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.
В первый период железнодорожного строительства в России строились, прежде всего, дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург – Псков – Варшава - Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности страны - Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
К 1850 г. Во всем мире было уже построено 38600 км железных дорог, но и этот рост незначителен по сравнению с увеличением сети в дальнейшем.
Еще в 1844 г.П.П. Мельников разработал проект сооружения сети железных дорог протяженностью свыше 3200 км. Помимо Петербурго–Московской магистрали, в нем предусматривалось устройство рельсовых путей в Европейской части России: от Москвы к портам Черного моря и Донбасс. Однако в последующие годы попытки отечественных и зарубежных предпринимателей добиться концессии на постройку железных дорог «успешно хоронил» бывший тогда главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями П.А. Клейнмихель. При поддержке министра финансов П.Ф. Брока ему удалось сформировать негативное отношение правительства Николая I к частному предпринимательству в этой области.
Несмотря
на это 15 февраля 1851 г. Николай I объявил
свое высочайшее повеление о строительстве
железнодорожной линии
Во
второй период строительства (середина
60-х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены
связи Москвы с её сырьевыми и
продовольственными базами и основных
хлебопроизводящих районов
Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была проложена до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь Средней Азии с сетью железных дорог.
В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов Сибири были построены линии Новосибирск - Барнаул - Семипалатинск и Плетаево – Троицк - Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированы Германией, срочно строилась дорога Волхов – Петрозаводск - Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем не менее, в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.
В результате революции все средства транспорта, в том числе и железная дорога, были национализированы, и стал возможен плановый подход к их развитию в целях полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Был утвержден план ГОЭЛРО, по которому предусматривалось создать 4 магистрали Кривой Рог - Донбасс - Царицын, Москва - Донбасс - Мариуполь, Москва - Петроград, Москва - Енисей. Они должны были быть двух путными, электрифицированными, с повышенной скоростью движения и большим весом поездов.
Крупное
железнодорожное строительство
и реконструкция были осуществлены
по первому 5-летниму плану СССР при
сооружении Урало-Кузнецкого комбината.
Создание Урало-Кузнецкого комбината
потребовало строительства
Перед началом Великой Отечественной войны длина железных дорог СССР превышала 100 тыс.км. Тяжелая промышленность позволила осуществить техническое перевооружение железных дорог, обеспечила поставку рельс, локомотивов и др.
В годы войны были построены новые пути на Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.
В период войны железным дорогам был нанесен громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина ж.д. уменьшилась на 40%, а техники - на 20%.
В
послевоенные годы началось восстановление
железнодорожных путей, а также
строение новых. Строительство Южно-Сибирской
и Среднесибирской магистралей
с рядом ответвлений
На
севере европейской части СССР были
построены в целях
Всего
за советский период было построено
свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они
сильно расширили главную полосу хозяйственного
освоения нашей страны.
19 век часто называют
веком паровой машиной и
Все
это привело к настоящей «
Длина сети железных дорог в мире превысила миллион километров, строительство новых путей не прекращается: дороги прокладываются высоко в горах, пересекают дремучие леса, раскаленные пустыни, проникают за Полярный круг.
Развитие железных дорог происходило неравномерно в разных странах и в разных частях земного шара.
Первоначально железнодорожное строительство сосредоточилось в наиболее развитых странах - Великобритании, Франции, Германии, США. В 60-годах 19 века на эти 4 страны приходилось примерно 90% всей железнодорожной сети мира и большая часть ее прироста.
В 60-годах 19 века после отмены крепостного права значительно возросли объёмы железнодорожного строительства в России – в десятилетие с 1860 по 1870 гг. она заняла 2 место после США по вводу новых линий. В России интенсивный рост сети продолжался и далее, и лишь русско-турецкая война (1877-1879 гг.) несколько затормозила этот процесс.
В
конце 19-начале 20 века темпы прироста
длины железных дорог в Европе
начинают постепенно снижаться –
сказывается насыщение
Информация о работе Развитие железнодорожного транспорта в России