Сцепление автомобиля ГАЗель, как одна из состовляющих трансмиссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 03:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы письменной работы связана с тем, что сцепление является важной часть автомобиля, которая в процессе эксплуатации по Российским дорогам сильно изнашивается. В виду того, что в настоящее время все большее внимание отводится таким автомобилям отечественного производства, как автомобили семейства ГАЗель, которые пользуются широким спросом у покупателей можно поставить цель наиболее полно исследовать технологический процесс технического обслуживания и ремонта сцепления автомобиля ГАЗель. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Исследовать вопрос по устройству сцепления автомобиля; Исследовать вопрос по техническому обслуживанию и ремонту сцепления.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….4
2.Назначение, устройство и принцип работы сцепления……………………5
3.Техническое обслуживание и ремонт сцепления…………………………...9
4.Охрана труда………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….17
Список используемых источников…………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Сергаева Александра.docx

— 83.86 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение……………………………………………………………………….4

2.Назначение, устройство  и принцип работы сцепления……………………5

3.Техническое обслуживание  и ремонт сцепления…………………………...9

4.Охрана труда………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………….17

Список используемых источников…………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Автомобили ГАЗ рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических  условиях при температурах окружающей среды – 40…+50 °С. Они могут работать в средних широтах, в условиях Крайнего Севера и в странах с  тропическим климатом. Эти автомобили являются базовыми моделями, т.е. основными  среди семейств автомобилей, собираемых главным образом из одинаковых агрегатов. Особенностями каждого семейства  рассматриваемых автомобилей ГАЗ  являются их компоновка, высокая степень  унификации деталей, узлов, агрегатов  и отсутствие точек смазывания шасси, благодаря чему сокращаются время  и трудоемкость технического обслуживания.

Тема письменной экзаменационной  работы «Сцепление автомобиля ГАЗель, как одна из состовляющих трансмиссии».Одна из наиболее актуальных проблем современного автомобилестроения - упрощение и облегчение управления автомобилем не может быть решена без автоматизации привода сцепления.

Актуальность темы письменной работы связана с тем, что сцепление является важной часть автомобиля, которая в процессе эксплуатации по Российским дорогам сильно изнашивается. В виду того, что в настоящее время все большее внимание отводится таким автомобилям отечественного производства, как автомобили семейства ГАЗель, которые пользуются широким спросом у покупателей можно поставить цель наиболее полно исследовать технологический процесс технического обслуживания и ремонта сцепления автомобиля ГАЗель. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать вопрос по устройству сцепления автомобиля;
    1. Исследовать вопрос по техническому обслуживанию и ремонту сцепления.

1.НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО  И ПРИНЦИП РАБОТЫ СЦЕПЛЕНИЯ

 

Сцеплением называется силовая  муфта, в которой передача крутящего  момента обеспечивается силами трения, гидродинамическими силами или электромагнитным полем. Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии  и плавного их соединения. Временное  разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение – после переключения передач и при трогании автомобиля с места.

Сцепление состоит из корзины сцепления, ведущего и ведомого диска, нажимного диска, и привода сцепления (см.рис.1.1.).

Рис.1.1. Сцепление автомобиля ГАЗЕЛЬ

 

1-карзина сцепления; 2-тангенциальная пружина; 3-опорный подшипник; 4-коленчатый вал; 5-демпферная пружина; 6-ведомый диск; 7-нажимной диск; 8-маховик; 9-корзина сцепления; 10-кольцо; 11-распорный болт; 12-диафрагменная пружина; 13-выжимной подшипник; 14-направляющая; 15-первичный вал коробки передач; 16-вилка выключения сцепления; 17-рабочий цилиндр.

В картере сцепления размещаются  конструктивные элементы сцепления. Картер сцепления крепиться болтами  к двигателю. Нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику и при необходимости освобождает его от давления. Нажимной диск соединен с корпусом (кожухом) с помощью тангенциальных пластинчатых пружин. Тангенциальные пружины, при выключении сцепления, выполняют роль возвратных пружин. На нажимной диск воздействует диафрагменная пружина, обеспечивающая необходимое усилие сжатия для передачи крутящего момента. Диафрагменная пружина наружным диаметром опирается на края нажимного диска. Внутренний диаметр пружины представлен упругими металлическими лепестками, на концы которых воздействует подшипник выключения сцепления. Диафрагменная пружина закреплена в корпусе. Для закрепления используются распорные болты или опорные кольца.

Нажимной диск, диафрагменная  пружина и корпус образуют единый конструктивный блок, который носит  устоявшееся название корзина сцепления (см.рис.1.1.). Корзина сцепления имеет жесткое болтовое соединение с маховиком. По характеру работы различают два типа корзин сцепления нажимного и вытяжного действия. В распространенной корзине сцепления нажимного действия лепестки диафрагменной пружины при выключении сцепления перемещаются к маховику. В вытяжной корзине сцепления наоборот лепестки диафрагменной пружины перемещаются от маховика. Данный тип корзины сцепления характеризуется минимальной толщиной, поэтому применяется в стесненных условиях. Ведомый диск располагается между маховиком и нажимным диском. Ступица ведомого диска соединяется шлицами с первичным валом коробки передач и может перемещаться по ним. Для обеспечения плавности включения сцепления в ступице ведомого диска размещены демпферные пружины, выполняющие роль гасителя крутильных колебаний. На ведомом диске с двух сторон установлены фрикционные накладки. Накладки изготавливаются из стеклянных волокон, медной и латунной проволоки, которые запрессованы в смесь из смолы и каучука. Подшипник выключения сцепления является передаточным устройством между сцеплением и приводом. Он располагается на оси вращения сцепления и непосредственно воздействует на лепестки диафрагменной пружины. Подшипник располагается на муфте выключения. Перемещение муфты с подшипником обеспечивает вилка сцепления. Помимо общих требований, касающихся каждого узла автомобиля, к сцеплению предъявляется ряд специфических требований, среди которых:

  1. Плавность включения;
  2. Чистота выключения;
  3. Надежная передача крутящего момента при любых условиях эксплуатации;
  4. -Минимальная величина момента инерции ведомых частей;
  5. -Удобство управления.

Автомобили УАЗ имеют  гидравлический привод выключения сцепления. Главный цилиндр 2 гидравлического  привода выключения сцепления соединен трубопроводом с рабочим цилиндром 10. Плунжер рабочего цилиндра через  толкатель 9 действует на вилку выключения сцепления, взаимосвязанную с нажимным подшипником (см рис.1.4.).

Рис.1.2.Гидравлический привод выключения сцепления

1 трубопровод, 2 главный цилиндр, 3 пружина педали, 4 пружина муфты  подшипника, 5 шаровая опора вилки, 6 вилка выключения сцепления, 7 оттяжная  пружина, 8 педаль, 9 толкатель рабочего  цилиндра, 10 рабочий цилиндр

При нажатии на педаль сцепления  привод сцепления перемещает вилку  сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник  нажимает на лепестки диафрагменной  пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины отводят  нажимной диск от ведомого диска. Передача крутящего момента от двигателя  к коробке передач прекращается. При отпускании педали сцепления  диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым  диском и через него в контакт  с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя  к коробке передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ

 

Уход за сцеплением заключается  в периодической проверке и доливке  при необходимости рабочей жидкости в бачок главного цилиндра, а также  в замене накладок ведомого диска  при их износе. После прокачки необходимо проверить перемещение наружного  конца вилки при нажатии на педаль до отказа, которое должно быть не менее 14 мм. Меньшая величина перемещения  конца вилки не обеспечивает полного  выключения сцепления и указывает:

  1. на наличие воздуха в гидравлическом приводе сцепления;
  2. на возможное перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра кромкой манжеты;
  3. на закупорку компенсационного отверстия из-за засорения. В этих случаях необходимо прокачать гидропривод, заменить манжету или промыть цилиндр.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

  1. неполное выключение (сцепление «ведет»);
  2. неполное включение (сцепление «буксует»);
  3. рывки при работе сцепления;
  4. вибрация при включении сцепления;
  5. шум при выключении сцепления.

Если при движении автомобиля возникает специфический запах (гари) фрикционных накладок сцепления, наблюдаются  замедленный разгон автомобиля, снижение скорости или замедленное преодоление  подъема, то причиной этого является пробуксовка сцепления, т. е. сцепление  не полностью включается. Чтобы окончательно убедиться, пробуксовывает ли сцепление, необходимо при работающем двигателе  затянуть рукоятку стояночной тормозной  системы до отказа и включить передачу. Затем, плавно нажимая на педаль управления дроссельной заслонки, медленно отпускать  педаль сцепления. Если при полностью отпущенной педали сцепления и открытой дроссельной заслонке двигатель останавливается, то сцепление не пробуксовывает, если же двигатель продолжает работать, сцепление пробуксовывает.

Для устранения причин пробуксовки  сцепления необходимо, прежде всего  проверить и при необходимости  отрегулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление при нормальном свободном ходе педали по-прежнему пробуксовывает, то следует обратиться к специалистам на СТО. В случае, когда нет такой возможности, можно самому устранить причины пробуксовки сцепления. Для этого необходимо отвернуть болты крепления кожуха к маховику, предварительно сняв коробку передач. Затем снять кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом освобождается ведомый диск с фрикционными накладками сцепления. В этом случае следует внешним осмотром тщательно проверить, не замаслены ли фрикционные Накладки ведомого диска.

Для устранения замасливания фрикционных накладок следует тщательно  промыть бензином (керосином) накладки, насухо протереть их и зачистить  мелкой шкуркой. Сильно замасленный  ведомый диск заменить новым в  сборе с фрикционными накладками и устранить также причины  замасливания. При износе фрикционных  накладок ведомого диска сцепление  также пробуксовывает, так как  свободный ход педали сцепления  уменьшается. При небольшом износе накладок ведомого диска (накладка полностью  изношена, если расстояние между заклепками и рабочими поверхностями меньше 0,2 мм) пробуксовку сцепления можно устранить регулировкой свободного хода, а при большом износе только заменой ведомого диска в сборе с изношенными накладками. Фрикционные накладки следует также заменять при обнаружении на их поверхностях трещин, при их неравномерном износе (односторонних задирах) и прогорании.

Проверку состояния поверхностей трения маховика, кожуха сцепления, нажимного  диска целесообразно производить  на Сезонном техническом обслуживание , так как требуются специальные приспособления и приборы. Характерным признаком неисправности сцепления является также неплавное его включение. Об этом свидетельствуют рывки и удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места, несмотря на плавное отпускание педали сцепления. Для обнаружения и устранения причин резкого включения сцепления необходимо снять сцепление с автомобиля. При этом проверяют состояние ведомого диска с фрикционными накладками и нажимных пружин и устраняют способами, рассмотренными ранее. Состояние окон под пружинами гасителя крутильных колебаний, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска, состояние и взаимное расположение рычагов выключения сцепления и кожуха рекомендуется проверять и устранять регулировкой или ремонтом с заменой изношенных или поломанных деталей на станции технического обслуживания.

Пробуксовка сцепления может  возникнуть из-за разбухания резиновых  уплотнительных (манжет) колец 5 и резинового кольцевого плавающего клапана 7 поршня 6 главного цилиндра / и засорения  компенсационного отверстия 2 или разбухания резиновых уплотнительных колец 12 и 14 рабочего цилиндра 9 привода выключения сцепления (см.рис.2.1.).

Рис.2.1.Главный (а) и рабочий (б) цилиндры привода выключения сцепления

1 корпус главного цилиндра привода включения сцепления; 2 компенсационное отверстие; 3 резиновый защитный колпачок; 4 и 17 стопорные кольца; 5 уплотнительное кольцо; 6 поршень; 7 кольцевой плавающий клапан поршня; 8 и 15 пружины; 9 корпус рабочего цилиндра привода включения сцепления; 10 защитный колпачок; 11 толкатель; 12 и 14 резиновые уплотнительные кольца; 13 поршень; 16 шайба

Причинами разбухания резиновых  деталей является применение тормозной  жидкости плохого качества или несоответствующего состава или попадание в рабочую  жидкость бензина, керосина, минерального масла. Для устранения этой неисправности необходимо снять главный и рабочий цилиндры привода сцепления, разобрать их, промыть всю систему гидропривода спиртом или свежей тормозной жидкостью, заменить поврежденные резиновые детали, очистить компенсационное отверстие мягкой проволокой и заполнить ее тормозной жидкостью соответствующего состава и качества.

Распространенным признаком  неисправности сцепления является также неполное его выключение, т. е. сцепление «ведет». При неполном включении сцепления автомобиль движется рывками, затруднено переключение передач, так как при нажатии на педаль выключения сцепления его диски полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться. Полноту выключения сцепления можно проверить следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя выжать педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, то сцепление включается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен и передача не включается или включается с трудом, то сцепление «ведет». При этом следует отрегулировать свободный ход педали сцепления. Если свободный ход педали сцепления в пределах нормы, то возможно в систему гидропривода попал воздух или появилась утечка рабочей жидкости. В этом случае необходимо удалить воздух из гидропривода системы. Затем при нажатой до упора педали сцепления проверить герметичность трубопровода, его соединений и рабочего цилиндра. При обнаружении подтекания рабочей жидкости подтянуть соединение до устранения утечки, а обнаруженные поврежденные детали гидропривода выключения сцепления заменить.

Информация о работе Сцепление автомобиля ГАЗель, как одна из состовляющих трансмиссии