Связь вычислительного
модуля со всеми узлами ДКМП обеспечивается через интерфейсную
магистраль — средство сопряжения ЭВМ
с внешними устройствами.
Узел ввода-вывода связывает
вычислительный модуль с органами управления
контроллером и детекторами транспорта.
К этому узлу подключается инженерная панель, с которой можно осуществить
ввод в ОЗУ новых параметров управления
(при отладке режима), а также ручное включение
режимов в соответствии с их приоритетом,
заложенным в контроллере. На инженерную
панель с помощью соответствующей индикации
выводится информация о режиме функционирования
контроллера и его исправности. Управлять
движением на перекрестке вручную можно
также с помощью выносного пульта, подключаемого
к узлу ввода-вывода.
Важной особенностью
ДКМП является осуществление операций,
обусловленных требованиями безопасности
движения: контроль перегорания ламп красного
сигнала и одновременного горения зеленых
сигналов в конфликтных направлениях.
В этих случаях происходит перевод светофоров
на режим желтого мигающего сигнала или
их отключение. Указанные операции могут
осуществляться без участия микропроцессора.
1.1.4. Характеристика контроллеров,
находящихся в эксплуатации
Отечественной промышленностью
освоен серийный выпуск контроллеров
различных типов, отличающихся конструктивным
исполнением и реализуемой ими технологией
управления движением. В зависимости от
времени их выпуска и элементной базы,
являющейся основой конструкции контроллера,
можно наметить три этапа их производства
или три поколения.
1.1.5 Контроллеры управления дорожным
движением
Дорожный контроллер
«Думка» (далее ДК) предназначен для
автоматического и ручного управления
сигналами светофоров как на отдельном
(локальном) перекрестке, так и на перекрестках, входящих
в систему центрового или бесцентрового
координированного управления дорожным
движением. Реализует локальные и сетевые
алгоритмы адаптивного управления. Поддерживает
работу со стандартными сетевыми протоколами,
для подключения к современным АСУДД по разнообразным
каналам связи.
Дорожный контроллер
«Думка» в настоящее время производится в трех вариантах
исполнения.
1.1.6 Общие характеристики
- ДК выполнен в климатическом исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150 с пределами рабочих температур окружающей среды от минус 50 до плюс 50°С и относительной влажностью до 95 % при температуре 25°С. По защищенности от воздействия воды — в исполнении IPX4 по ГОСТ 14254.
- ДК рассчитан на непрерывную круглосуточную работу в стационарных условиях на открытом воздухе.
- ДК удовлетворяет требованиям ГОСТ 34.401–90
- ДК имеет возможность подключения (в зависимости от модификации) не менее 16 выходных силовых каналов, а также возможность их расширения до 128.
- ДК установлен в металлическом шкафу, имеющим систему автоматического поддержания микроклимата.
- Мощность, потребляемая контроллером, не более 30 ВА (без включения в работу элементов терморегулирования).
- ДК построен по модульному принципу, позволяющему проводить замену вышедших из стоя узлов, модулей и диагностику работоспособности контроллера непосредственно на месте эксплуатации.
- Шкаф ДК имеет не менее 2-х уровней запирания.
- Контроллер оборудован системой сигнализации со звуковой сиреной и возможностью передачи на ЦУП сигнала о несанкционированном доступе в контроллер.
- В конструктиве контроллера предусмотрены места для установки электрического счётчика и коммутационных колодок связи, комплектуемых по необходимости.
- Контроллер (С2.03-наиболее мощный) конструктивно разделён на два отсека процессорный и инженерный для разграничения доступа техперсонала разной квалификации
Рис. 3 Контроллер С2.03
- Контроллер обеспечивает регулирование движения из набора до 15 фаз, сохраняемых в энергонезависимой памяти.
- Интервал изменения длительности основных тактов от 1 до 255 с.
- Интервал изменения длительности промежуточных тактов от 1 до 255 с.
- Интервал изменения длительности минимального времени зеленого сигнала светофора от 1 до 255 с.
- Интервал изменения длительности максимального времени красного сигнала светофора от 1 до 255 с.
- Дискретность изменения временных установок — 1с.
- Число миганий сигналов светофоров в режиме мигания от 55 до 65 миганий в минуту.
- Контроллер обеспечивает переход в режим аварийного отключения светофоров (ОС) при появлении зеленых сигналов на конфликтных направлениях.
- Контроллер обеспечивает контроль красных сигналов светофоров с автоматическим переходом в режим аварийного желтого мигания (ЖМ) при перегорании выбранного числа ламп красных сигналов одного направления.
- Максимальный ток нагрузки на один силовой канал составляет 2А.
- Максимальный суммарный ток нагрузки всех силовых каналов, коммутируемый в любой момент времени, составляет 32А.
- Контроллер обеспечивает переход в режим аварийного отключения светофоров (ОС) при возникновении перегрузки в общей цепи электропитания светофорной сигнализации.
- Контроллер обеспечивает защиту от перегрузок и короткого замыкания по каждому силовому выходу, с последующей блокировкой включения данного канала.
- Контроллер обеспечивает вход в основной режим работы через режим «Все красные» («Кругом красные») при первичном включении контроллера или переходе из режима ОС, ЖМ в режим АПП.
- Контроллер обеспечивает возможность вызова фазы от табло вызывного пешеходного (ТВП). Количество кнопок, подключаемых к каналу ТВП не менее 4 при длине линии связи не более 150м и сопротивлении кабеля не более 30Ом.
- Контроллер осуществляет формирование и передачу на ТВП сигнала «ЖДИТЕ» с момента поступления вызова до включения запрашиваемого направления, а также сигнала «ДЛЯ ПЕРЕХОДА НАЖМИТЕ КНОПКУ» для привлечения внимания пешеходов к ТВП.
- Контроллер имеет не менее 2-х независимых каналов (групп) ТВП, для вызова различных вызывных фаз каждой из групп ТВП
- Контроллер обеспечивает переход в режим РУ с помощью органов управления выносного пульта управления (ВПУ). При этом обеспечивается перевод контроллера в режимы ЖМ, ОС и вызов любой из выбранных фаз регулирования.
- Цепи входных двухпозиционных сигналов от ТВП и ВПУ питаются со стороны контроллера напряжением 12±5В и током 10±8мА.
- Контроллер обеспечивает работу в составе АСУД по протоколу АСС УД. При нарушении связи с верхним уровнем управления контроллер переходит автономный режим по управлению светофорным объектом.
- Контроллер осуществляет диагностику целостности нагрузки выходных силовых цепей.
- Контроллер обеспечивает индикацию состояния каждой из выходных силовых цепей.
- Контроллер обеспечивает ведение календаря и времени суток.
- Контроллер обеспечивает сохранение информации о календаре и времени суток при перерывах электропитания.
- Контроллер обеспечивает коррекцию хода часов по командам АСУДД, сигналам со спутников GPS, либо при синхронизации через Интернет или по радиосигналам точного времени.
- Контроллер обеспечивает ведение архива, в котором регистрируются все изменения штатных режимов работы, а также аварийные или нештатные ситуации, обнаруженные системой диагностики контроллера, с указанием времени и даты их возникновения.
- Контроллер обеспечивает возможность восстановления режима работы контроллера после исчезновения неисправность в силовых цепях в соответствии с заданным при конфигурировании периодом и количеством попыток.
- В состав контроллера входит в зависимости от исполнения блок детекторов транспорта (ДТ) или адаптеров детекторов транспорта (АДТ). Контроллер обеспечивает при работе с ДТ или АДТ реализацию адаптивных алгоритмов управления транспортными потоками. При работе с ДТ контроллер диагностирует исправность детекторов транспорта (рамок). При работе с АДТ контроллер обеспечивает подключение внешних датчиков движения, имеющих выход типа «сухой контакт» с параметрами:
- Напряжение на контактах 12±5В:
- Сопротивление замкнутых контактов вместе с сопротивлением линии связи не более 100 Ом.
- Контроллер обеспечивает выполнение следующих функций:
- оперативный перевод светофоров в режимы ОС или ЖМ;
- индикацию и установку часов и календаря (часы, минуты, секунды, день недели, число и месяц);
- индикацию режима работы контроллера;
- индикацию неисправностей, обнаруженных системой диагностирования;
- индикацию номера текущей программы и фазы;
- индикацию текущей длительности фазы и промежуточного такта;
- индикацию состояния выбранного силового выхода.
- Контроллер может быть укомплектован пультом, предназначенным для диагностирования основных режимов работы контроллера, а также предоставляющий управление режимами работы контролера.
- Контроллер обеспечивает оперативное подключение «расширенного инженерного пульта», в качестве которого может использоваться IBM PC типа Notebook или КПК. Расширенный пульт обеспечивает следующие функции:
- индикацию режима работы контроллера;
- индикацию неисправностей, обнаруженных системой диагностирования;
- индикацию номера текущей программы и фазы;
- индикацию текущей длительности фазы и промежуточного такта;
- индикацию состояния светофора по выбранному направлению;
- чтение данных из архива контроллера;
- ввод в контроллер параметров привязки контроллера к светофорному объекту.
- иметь возможность беспроводного подключения к контроллеру на расстоянии не менее 10 метров.
- Электрическое сопротивление изоляции цепей контроллера относительно корпуса и цепей между собой не менее:
- 20 Мом — при температуре окружающего воздуха (20 ± 5)°С и относительной влажности 80%;
- 5 Мом — при температуре окружающего воздуха 50°С и относительной влажности 65%;
- 1 Мом — при температуре окружающего воздуха 25°С и относительной влажности 95%.
- Электрическая прочность изоляции цепей контроллера относительно корпуса и цепей между собой соответствует требованиям ГОСТ 21657.
- Электрическое питание контроллера осуществляется от сети переменного тока с напряжением 220В с допустимыми отклонениями плюс 22В и минус 33В от номинального значения и частотой 50±1Гц.
- По устойчивости к воздействию температуры и влажности окружающего воздуха контроллер соответствует климатическому исполнению У1 по ГОСТ 15150 (температура окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50°С, относительная влажность до 95% при температуре 25°С.
- Контроллер имеет защитное антикоррозийное покрытие поверхностей по ГОСТ 9.032: наружных — класс IV, внутренних — класс V.
- По стойкости к механическим воздействиям контроллер сделан в виброустойчивом исполнении L3 по ГОСТ 12997.
- Степень защиты корпуса контроллера от попадания воды IPX4 по ГОСТ 14254.
- Контроллер в упаковке для транспортирования устойчив к вибрации по группе 2 ГОСТ 12997.
- Уровень радиопомех, создаваемых контроллером, не превышает значений, указанных "Общесоюзных нормах допускаемых индустриальных радиопомех« (Нормы 8–95).
- Средняя наработка на отказ не менее 20 000ч. по каждой функции и каналу.
- Средний срок службы контроллера не менее 8 лет.
- Среднее время восстановления работоспособного состояния контроллера с использованием модулей, входящих в групповой ЗИП не более 1ч.
- Перед предъявлением отделу технического контроля (ОТК) 100% контроллеров подвергаются технологической приработке по специальной программе.
- Контроллер сохраняет работоспособность при замене в нем однотипных модулей, а также ЭРЭ, с параметрами в пределах допустимых отклонений на эти элементы.
- Контроллер имеет возможность подключения к АСУД по беспроводным каналам связи GSM, GPRS, CDMA и др.
- При подключении через GSM, GPRS или CDMA контроллер обеспечивает экономию трафика.
- Контроллер имеет возможность построения бесцентровой координации локальных светофорных объектов.
- Контроллер обеспечивает режим местного гибкого регулирования (МГР) как на локальном уровне, так и в составе АСУДД.
1.1.7 Требования электробезопасности
По способу защиты от поражения
электрическим током контроллер соответствует
классу 01 по ГОСТ 12.2.007.00–75.
Электрическое сопротивление
между элементами корпуса контроллера
и зажимом защитного заземления не более 0,1 Ом.
1.1.8 Общие характеристики ДК для его
подключения к АСУДД
ДК, подключаемый в систему,
минимально обеспечивает:
- Работу в режиме постоянного клиентского TCP/IP соединения с коммуникационным сервером АСУДД (reverse-Telnet)
- Периодический контроль целостности логического соединения TCP/IP и восстанавливает его самостоятельно при обнаружении разрыва (механизм пульсаций)
- Идентификацию и на коммуникационном сервере на этапе установления соединения согласно требованиям общей части протокола прикладного уровня периферийных устройств в АСУДД
- Генерирование штампов локального времени при отправке информационного пакета в центр и имеет механизм синхронизации локальных часов с системными.
- Наличие механизма учета штампа времени директив центра
- Поддержку механизма квитирования директив центра на прикладном уровне (отклик на команду) согласно протоколу
- Поддержку механизма ограничения срока действия команд установки режима и возможность смены значения этого параметра ( при необходимости удерживать режим центр дублирует команду с заданной периодичностью)
- Наличие резерва мощностей контроллера связи для реализации шифрования SSL при использовании публичных каналов (GPRS, internet)
- Поддержку полный прикладной протокол периферийных устройств АСУДД «СПЕКТР» или, как минимум, идеологию распределенного управления АСУДД «СПЕКТР»:
- Все процессы, требующие быстрой реакции системы (Real Time) выполняются контроллером локально, центр только лишь задает параметры выполнения этих процессов.
- Команды центром подаются только при необходимости смены режима (группа SET), необходимости запроса состояния (группа GET), или при периодическом контроле соединения.
- Подмножество команд группы SET устанавливает параметры подписки на генерируемые ДК события (EVENT), которые интересуют центр.
- Контроллер обеспечивает самостоятельную генерацию информационных пакетов по всем событиям, на которые центр произвел подписку.
- Генерация событий осуществляется как реакция на изменение состояния ДК.
- Осуществляется периодическая генерация событий с заранее заданным периодом (статистические данные детекторов транспорта и т.п.)
- Устройства могут не иметь уникальных или фиксированных сетевых адресов IP (для случая GPRS)
- Контроллер обеспечивает возможность установки счетчика электроэнергии, в том числе с последовательным интерфейсом RS-485 для считывания показаний и передачи в центр;
- Контроллер обеспечивает возможность связи с центром по следующим каналам:
- АСС-УД;
- GSM — режим передачи данных;
- GPRS — через интернет сервер;
Контроллеры первого
поколения разработаны в 60-х годах прошедшего столетия, выпускались промышленностью
примерно до 1980 г. Некоторые из них находятся
в эксплуатации в настоящее время. Их общие
отличительные особенности - выполнение
на дискретных элементах, узкая специализация
по алгоритмам управления, отсутствие
возможности управления по отдельным
направлениям перекрестка (а следовательно,
и реализации переходных интервалов, состоящих
из двух промежуточных тактов и более),
ограниченное число фаз регулирования
(не более трех). Подобный подход имел свои
преимущества: узкая специализация и ограничения
в технологии управления позволяли создавать
экономичные схемы с относительно малой
стоимостью.
В рамках первого этапа
было освоено производство: локальных
контроллеров - упрощенные контроллеры
серии УК (УК-1, УК1-У1, УК-2), пешеходные и универсальные
вызывные устройства (ПВУ-2М и УВУ-2М), счетно-программное
решающее устройство транспорта (СПРУТ-1М);
системных контроллеров
- бесконтактные контроллеры теле-механические (БКТ-ЗМ, БКТ-4, БКТ-5, БКТ-6, БКТ-7).
Следует отметить, что, хотя основным назначением
контроллеров УК-1У1 и УК-2 является управление
движением на отдельном перекрестке, они
обладают возможностью работы в составе
простых бесцентровых систем координированного
управления. Контроллеры СПРУТ-1М и БКТ-7
являются адаптивными с возможностью
реализации алгоритма поиска разрыва
в транспортном потоке. Назначение контроллеров
БКТ-ЗМ и БКТ-4 было практически одинаковым,
поэтому последний выпускался сравнительно
короткое время. В дальнейшем в соответствующих
системах управления его функции заменил
контроллер БКТ-ЗМ.
Рост интенсивности
движения и связанное с этим усложнение
схем организации движения потребовали дальнейшего
совершенствования технических средств
управления. Этому препятствовал ряд крупных
недостатков контроллеров первого поколения.
Во-первых, чрезвычайно развитая номенклатура
затрудняла освоение серийного выпуска
и модернизацию изделий. Во-вторых, отсутствовала
возможность наращивания функций установленных
на перекрестках контроллеров в процессе
их эксплуатации. В-третьих, отсутствие
унификации в запасных изделиях и необходимость
изучения службой эксплуатации развитой
номенклатуры устройств ухудшали показатели
надежности изделий.
Отличительной особенностью
контроллеров второго поколения
явилось их построение из унифицированных
функциональных блоков (агрегатный принцип).
Указанная унификация позволила по сравнению
с ранее выпускаемой техникой сократить
число блоков примерно в 10 раз. Кроме этого,
применение унифицированных шкафов и
сопряжений сделало возможным менять
назначение контроллера без его демонтажа
путем лишь комбинации соответствующих
блоков. Изменилась элементная база контроллеров
— субблоки строились уже не на дискретных
элементах, а на интегральных схемах. Значительно
улучшилась технология управления: появилась
возможность управлять движением по отдельным
направлениям перекрестка, увеличилось
число фаз регулирования, в контроллерах
появились устройства, обеспечивающие
безопасность движения при выходе из строя
ламп красного сигнала или включении зеленых
сигналов в конфликтующих направлениях.
В рамках второго поколения было
освоено производство:
- локальных контроллеров (дорожных контроллеров
локальных ДКЛ-А и модифицируемых ДКМ
4-4);
- системных контроллеров (дорожных контроллеров
модифицируемых ДКМ 2С-4. ДКМ 5-4, ДКМ 5-8, ДКМ
6-4, ДКМ 6-8, контроллера для управляемых
дорожных знаков ДК 7).
В названиях контроллеров
слово модифицируемый означает изменение
типа контроллера путем установки
или изъятия в существующем контроллере функциональных блоков.
Контроллеры ДКМ 4-4, ДКМ 6-4 и ДКМ 6-8 в
своем составе имеют блоки, позволяющие
реализовать адаптивный режим управления
по поиску разрывов в транспортном потоке.
С 1985 г. освоено производство контроллеров
третьего поколения с использованием
микропроцессорной техники (ДКМП). Они
существенно отличаются по конструктивному
исполнению и технологии управления от
контроллеров более ранних выпусков. Переход
к производству контроллеров этого типа
связан, с одной стороны, с широким внедрением
микропроцессоров в сферу управления
технологическими процессами в народном
хозяйстве (переход на новую элементную
базу), с другой, — с необходимостью реализации
более эффективных режимов управления
дорожным движением и построением разнообразных
и гибких структур АСУД, приспособленных
для городов с различной УДС в условиях
высокой интенсивности транспортных и
пешеходных потоков.
В соответствии с указанными
этапами развития опишем отечественные
контроллеры, уделив большее внимание контроллерам,
находящимся в настоящее время в производстве.
Контроллеры первого
поколения. Наибольшее распространение получили
контроллеры серии УК (упрощенные контроллеры),
находящиеся в эксплуатации практически
по всех городах РФ, где имеются светофорные
объекты. Упрощенный контроллер размещается
в металлическом шкафу навесного типа,
который может быть установлен на стене
здания, мачте освещения или специальной
опоре. Передняя стенка шкафа имеет замки
и уплотнения, препятствующие проникновению
в контроллер пыли и влаги. Все контроллеры
этой серии реализуют 2-3-фазную схему организации
движения. Длительность промежуточного
такта одинакова для всех фаз регулирования
(устанавливается одним задатчиком времени).
Ручное включение фаз с пульта контроллера
не предусмотрено.
Контроллеры второго поколения (АСС УД). К локальным контроллерам относятся
ДКЛ-А, ДКМ 4-4, к системным ДКМ 2С-4, ДКМ 5-4,
ДКМ 5-8, ДКМ 6-4, ДКМ 6-8, ДК7. При этом ДКМ 2С-4
относится к классу программных контроллеров
жесткого управления, остальные системные
контроллеры — непосредственного подчинения.
Особое место занимает ДК-7, управляющий
дорожными знаками со сменными символами
(УЗН).