Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:54, курс лекций
В конспекте лекции описаны виды смазочных масел, применяемые на различных автомобильных двигателях внутреннего сгорания, краткие их характеристики, условия работы, общие устройства и работа смазочных систем различных двигателей, назначение, устройство и работа приборов смазочной системы.
Рассмотрены двигатели автомобилей семейств ВАЗ, ГАЗель, Волга (ГАЗ-3110, -31029), ИЖ-2126, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.
КОНСПЕТ
ЛЕКЦИИ
по дисциплине
«Автомобильные двигатели: Конструкция»
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
Изучаемые вопросы:
1. Масла,
применяемые для смазывания
2. Общее устройство и работа смазочных систем автомобильных двигателей.
3. Назначение, устройство и работа масляных насосов.
4. Назначение, устройство и работа масляных фильтров.
5. Назначение, устройство и работа масляных радиаторов
6. Вентиляция картера двигателя
1. Масла, применяемые для смазывания двигателя
Смазочная система служит для уменьшения износа трущихся поверхностей двигателя, удаления продуктов износа и частичного охлаждения деталей. Циркулирующее между трущимися поверхностями масло предохраняет их от коррозии. Тонкий слой масла, находящийся на поршнях и зеркале цилиндров, способствует лучшему уплотнению поршня в цилиндре, повышая компрессию. Автомобильные двигатели имеют комбинированную смазочную систему: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Наиболее нагруженные детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, коромысла, распределительные шестерни при нижнем расположении распределительного вала) смазывается под давлением.
Цилиндры, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, кулачки и шестерни распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Самотеком смазываются нижние наконечники штанг, направляющие втулки толкателей и частично кулачки распределительного вала.
Масла должны иметь, возможно, более низкую температуру застывания и определенные вязкостные свойства, быть в необходимой степени физически и химически стабильными, обладать минимальным коррозионным воздействием на металлы, не содержать механических примесей и воды.
3
Масла в двигателях работают в очень тяжелых условиях, испытывая воздействие перепадов Давления от ниже атмосферного до 100МПа (1000 кгс/см2) и высоких температур (до 2500ºС во время рабочего хода).
При работе двигателя масло частично попадает в камеру сгорания и там сгорает, образуя нагар. Слой нагара ухудшает отвод теплоты от деталей, способствует появлению детонации и калильного зажигания, отрываясь от стенок, загрязняет масло твердыми частицами. Количество образующегося нагара зависит от качества масла и его расхода, а также от качества топлива. Предельная толщина нагара зависит от теплового режима работы двигателя: чем холоднее стенки камеры сгорания, тем больше отлагается нагар.
Наибольшее распространение получили следующие сорта масел (ГОСТ 10541-78):
•М-8Г1
(зимнее), М-12Г1 (летнее), М63/10Г1
(всесезонное) —
для эксплуатации высокофорсированных
двигателей легковых автомобилей:
•М-43/8Г (рк)—всесезонное универсальное рабочее и консервационное моторное масло, допущено к применению в карбюраторных двигателях и дизелях, обеспечивает работоспособность двигателя в интервале температур окружающего воздуха -30...+ 50ºС и консервацию двигателя в течение 15 лет;
•М-8В — всесезонное масло для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей;
•М-63/10В
— всесезонное универсальное моторное
масло для
карбюраторных двигателей. Может применяться
в безнаддувных дизелях. Эта марка масла
внесена в карту смазки двигателя КамАЗ-740
и может заменять масла М-8Г2к и М-10Г2к;
•М-43/6В1 — загущенное масло, обеспечивающее надежную работу карбюраторных двигателей в условиях Крайнего Севера и позволяющее без подогрева запустить двигатель при температуре до - 35 °С. Его можно также применять в дизелях автомобилей КамАЗ-740 северного исполнения.
4
Для
дизелей рекомендуются
•М-8В2 (ТУ 38.401-58-37—92) для малофорсированных дизелей для эксплуатации в зимних условиях;
•М-10В2 (ГОСТ 8581—78) для малофорсированных безнаддувных дизелей для эксплуатации в летних условиях;
•М-8Г2у (ТУ 38.401-58-21—91) для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом дизелей для эксплуатации зимних условиях и с увеличенным пробегом до смены масла;
•М-10Г2у (ТУ 38.401-58-21—91) для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом дизелей для эксплуатации зимних условиях;
•М-8Г2, М- 10 Г2 (ГОСТ 8581—78) для эксплуатации в летних условиях
•М-8Г2
(ГОСТ 8581—78) для эксплуатации в зимних
условиях
автомобилей КамАЗ и автобусов «Икарус»;
2. Смазочная система двигателя автомобиля «Волга» ГАЗ-31029
Смазочная система этого автомобиля (рис. 1) состоит из масляного насоса с маслоприемником 9, установленного внутри поя дона картера двигателя, полнопоточного масляного фильтра 5 со сменным картонным фильтрующим элементом, масляного радиатора 11 с запорным краником 8 и предохранительным клапаном 7.
В
поддоне картера имеется
На щитке приборов в кабине водителя установлен также сигнализатор аварийного давления масло, а в нижней части масляного фильтра установлен датчик 6 этого сигнализатора. Масляный насос приводится в работу от шестерни на распре, делительном валу через дополнительный валик. Во время работ» двигателя масляный насос забирает при помощи маслоприемника масло из поддона картера двигателя и направляет его в полно поточный масляный фильтр 5.
5
Рис. 1. Смазочная
система и система
вентиляции картера
двигателя ГАЗ-31029:
6
Пройдя через фильтрующий элемент, масло поступает в главную масляную магистраль, откуда через каналы в перегородках и стенках картера подводится к коренным шейкам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов, смазывая их. От коренных шеек масло по каналам в самих шейках вала через центробежные грязеуловители, выполненные в шатунных шейках, поступает к шатунным шейкам. Для прохода масла из канала к коренной шейке в верхнем вкладыше имеется специальное сверление, а для того чтобы масло непрерывно поступало к шатунным подшипникам на коренных вкладышах, выполнены кольцевые канавки.
К шатунным подшипникам идут каналы, которые проходят через коренные шейки, щеки вала и шатунные шейки. На шатунных вкладышах имеются сверления, при вращении вала совпадающие с масляным каналом в шатунной шейке. В нижней головке шатуна тоже имеется сверление, направленное на правую сторону двигателя по ходу автомобиля. В момент совпадения этих отверстий из них выбрасывается струя масла, направленная вверх. Это масло смазывает разбрызгиванием цилиндры, поршни, поршневые пальцы через зазоры между бобышками поршней и верхней головкой шатуна. Для смазывания втулки и пальца в верхней головке шатуна имеется сверление, через которое масло попадает внутрь втулки верхней головки шатуна. При движении поршня к НМТ маслосъемные кольца снимают с зеркала цилиндров излишек масла, коте рое через сверления в кольцевых канавках головки поршня с силой выбрасывается внутрь поршня и смазывает поршневые пальцы. Падая вниз, это масло попадает на вращающийся коленчатый вал и разбрасывается им в разные стороны, создавая в картере масляный туман.
Разбрызгивается также и масло, которое выдавливается из зазоров шатунных шеек.
К
опорным шейкам распределительного
вала масло подается
по каналам.
7
От
задней опорной шейки идет канал,
по которому
масло подается в полую ось коромысел,
а из нее, через радиальные
сверления, смазывает втулки коромысел.
В коротком плече коромысла имеется продольный
канал, выходящий в резьбовое отверстие
для регулировочного болта. Болт служит
для регулировки теплового зазора в клапанном
механизме. В средней его части снаружи
имеется кольцевая проточка, к которой
подходит канал в плече коромысла. Регулировочный
болт со стороны головки имеет продольный
канал, радиальным сверлением сообщающийся
с кольцевой проточкой болта. Через эти
каналы масло под давлением подается на
верхний наконечник штанги и смазывает
его. Излишки масла по штанге стекают вниз
и попадают внутрь толкателей, а через два отверстия сбоку
толкателей масло самотеком выходит и смазывает направляющие втулки
толкателей. В момент выхода вниз нижней
части толкателей эти отверстия выходят
из направляющих втулок. Масло из этих отверстий
вытекает и смазывает кулачки распределительного
вала.
На
передней опорной шейке
Для смазывания распределительных зубчатых колес в теле подшипника передней опорной шейки имеется канал, от которого по трубке масло пульсирующей струей подается на шестерни.
В смазочной системе имеется три клапана: редукционный в масляном насосе; перепускной в масляном фильтре; предохранительный в приводе масляного радиатора.
Редукционный клапан служит для ограничения максимального давления в смазочной системе двигателя. Масляный насос подает в систему значительно больше масла, чем это требуется.
8
Давление масла, как правило, выше требуемой величины.
Особенно это наблюдается в холодное время года или пока двигатель не прогрет до нормальной температуры. Очень высокое давление может привести к выдавливанию прокладок, взрыву или разрыву трубопроводов. Редукционный клапан ограничивает максимальное давление, предохраняя приборы и детали смазочной системы. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля происходит износ сопряженных пар. Зазор между ними возрастает, увеличивая расход масла. Это особенно актуально для коренных и шатунных подшипников кривошипно-шатунного механизма и подшипников распределительного вала. Редукционный клапан, поддерживая нормальное Давление, уменьшает перепуск масла.
Перепускной клапан устанавливается в центральном трубчатом стержне и предназначен для перепуска неочищенного масла в случае загрязнения фильтрующего элемента. При чистом фильтрующем элементе разница давлений в корпусе фильтра перед фильтрующим элементом и внутри центрального стержня после прохода маслом фильтрующего элемента уменьшает давление, но не больше чем на 10...20 кПа (0,1 ...0,2 кгс/см2). При загрязнении фильтрующего элемента увеличивается сопротивление проходу масла, и в результате снижается давление масла. Если снижение давления достигнет 60...70 кПа (0,6...0,7 кгс/см2), то перепускной клапан открывается, пропуская часть неочищенного масла в главную масляную магистраль.
Предохранительный клапан устанавливается в системе масляно, го радиатора. После открытия краника включения масляного радиатора масло отодвигает шариковый клапан 7, сжимая пружину, поступает в масляный радиатор и, пройдя через сердцевину радиатора, сливается в поддон картера двигателя.
Нормальное давление масла в смазочной системе должно находиться в пределах 0,2...0,4 МПа (2...4 кгс/см2). При работе двигатель может перегреваться, что приводит к разжижению масла и падению давления.
Информация о работе Смазочная система автомобильных двигателей