Смазочная система автомобильных двигателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:54, курс лекций

Описание

В конспекте лекции описаны виды смазочных масел, применяемые на различных автомобильных двигателях внутреннего сгорания, краткие их характеристики, условия работы, общие устройства и работа смазочных систем различных двигателей, назначение, устройство и работа приборов смазочной системы.
Рассмотрены двигатели автомобилей семейств ВАЗ, ГАЗель, Волга (ГАЗ-3110, -31029), ИЖ-2126, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.

Работа состоит из  1 файл

СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА.docx

— 972.54 Кб (Скачать документ)

9

    Масляный  радиатор включен в систему параллельно, и в него из главной масляной магистрали отходит около 20 % масла. Если произойдет сильное разжижение масла, то большая его часть начнет поступать в радиатор, так как через радиатор ему проходить легче. К трущимся поверхностям масла будет подаваться недостаточно, что может привести к выправлению коренных и шатунных подшипников. Для предотвращения этого служит предохранительный клапан. Если давление масла станет меньше 70...90 кПа (0,7...0,9 кгс/см2), пружина прижмет шарик к седлу и прекратит подачу масла в масляный радиатор, хотя краник включения радиатора продолжает быть открытым.

    Контроль  за работой смазочной системы осуществляется тремя приборами: указателем давления масла, датчик 12 которого установлен в главной масляной магистрали, сигнализатором аварийного давления, также расположенным на щитке приборов; датчиком сигнализатора 6 аварийного давления масла.

    Уровень масла в картере двигателя  контролируется масломерной линейкой.

    3. Особенности устройства  и работы смазочной  системы двигателей ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063

    Смазочная система у этих двигателей комбинированная. Масло подается к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием. Основным прибором смазочной системы является масляный насос, находящийся в поддоне картера двигателя.

    Для слива масла из картера имеется специальное сливное отверстие, закрываемое пробкой. Масляный насос имеет маслоприемник с сетчатым фильтром.

    Для очистки масла установлен полнопоточные масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом. Систем заполняется маслом через маслоналивную горловину с крышкой. 

10

    При работе двигателя шестеренчатый  масляный насос под давлением нагнетает масло в масляный фильтр. Давление в системе смазки должно быть в пределах 0,2...0,4 МПа (2...4 кгс/см2), максимальное давление ограничивается редукционным клапаном, который находится в корпусе масляного насоса. В случае повышения давления более 0,4 МПа (4 кгс/см2) открывается редукционный клапан, и масло перепускается из полости высокого давления в полость маслоприемника.

    После очистки масло из масляного фильтра  поступает в главную масляную магистраль, из которой по каналам в стенках и перегородках картера масло подается для смазки коренных подшипников и подшипников промежуточного вала привода масляного насоса, а также подводится к гидронатяжителю цепи привода распределительных валов. Через каналы в щеках масло подается в грязеуловители шатунных шеек, а из них через каналы и отверстия во вкладышах масло поступает к шатунным подшипникам и смазывает их. Через отверстия сбоку верхней части нижней головки шатуна, во вкладышах и каналах в шатунной шейке масло струей выбрасывается для смазывания цилиндров и поршней. В теле шатуна выполнен канал, по которому в момент совпадения этого канала с каналом в шатунной шейке масло под давлением подается и смазывает поршневой палец. В верхней головке шатуна имеется отверстие, через которое в этот же момент выбрасывается струя масла, направленная на внутреннюю поверхность головки поршня, и охлаждает ее. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазывания нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода.

    Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла через сверление в главной масляной магистрали.

    Из  главной масляной магистрали масло  по каналу поступает в каналы головки блока цилиндров, по которым оно подходит к опорным шейкам распределительных валов выпускных клапанов.

11

    Из  каналов головки блока масло  подается к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и датчикам давления масла. Стекающее в картер масло на своем пути попадает на цепи, башмаки, звездочки привода распределительных валов, эксцентрик и промежуточный рычаг привода топливного насоса.

    Качество  работы смазочной системы контролируется указателем давления масла, расположенным на щитке приборов, и его Датчиком, расположенным в канале на головке блока цилиндров, а также сигнализатором аварийного давления масла. Сигнализатор находится на панели приборов. Лампочка сигнализатора загорается при понижении давления смазочной системы ниже 40... °0 кПа (0,4...0,8 кгс/см2). Датчик сигнализатора установлен в канале на головке блока. Оба эти датчика ввернуты в тройник, который, в свою очередь, ввернут в масляную магистраль с левой стороны головки блока цилиндров. Уровень масла в поддоне картера Двигателя контролируется при помощи стержневого указателя уровня масло. На нижнем конце этого стержня имеются две метки «П» (максимальный) и «О» (минимальный). При работе двигателя уровень масла должен находиться между этими метками. Эксплуатация двигателя при снижении уровня масла ниже метки «О» не допустима.

         4. Смазочная система двигателя автомобиля ЗИЛ-433100

    Основным  прибором смазочной системы (рис. 2) является двухсекционный масляный насос. Одна секция насоса 12 обеспечивает работу масляного радиатора, а другая, основная, 9 служит для подачи масла к трущимся поверхностям.

      Масло из радиаторной секции подается в центробежный маслоочиститель 1 и, пройдя радиатор 20, стекает обратно в 20, стекает обратно в поддон картера двигателя. Радиатор включается в работу краном 22. В холодное время года кран радиатора может быть закрыт, тогда масло из центробежного маслоочистителя будет возвращаться в поддон картера через сливной клапан 21.

12

     Отсечной клапан 23 прекращает подачу масла в маслоочиститель в случае резкого падения давления. Масло из основной секции 9 масляного насоса подается в корпус клапанов. Здесь расположен дифференциальный клапан 14, внутри которого установлен предохранительный клапан 13. Дифференциальный клапан поддерживает давление в главной масляной магистрали 6 на уровне 0,5 МПа (5 кгс/см2). Предохранительный клапан 13 срабатывает при давлении 0,7 МПа (7 кгс/см2). Затем масло поступает в фильтры тонкой очистки 19, пройдя которые масло поступает в главную масляную магистраль. На случай сильного загрязнения фильтрующих элементов установлен перепускной клапан 18, который перепускает неочищенное масло в главную масляную магистраль. Для смазывания компрессора 2 масло подается из канала, по которому оно из фильтров тонкой очистки поступает в главную масляную магистраль. Радиаторная секция масляного насоса имеет предохранительный клапан 11, который открывается при давлении масла в нагнетательной полости секции насоса 0,8...0,85 МПа (8...8,5 кгс/см2) и перепускает масло во всасывающую полость насоса. Из главной магистрали масло под давлением подается к коренным шейкам коленчатого вала и к опорным шейкам распределительного вала, установленного в развале цилиндров. От коренных подшипников масло по каналам подается к шатунным шейкам. От опорной шейки распределительного вала масло поступает через масляную магистраль 6 в полую ось коромысел 3 и через радиальные отверстия смазывает втулки коромысел. По каналам в коротких плечах коромысел масло подается на верхний наконечник штанги, а затем стекает внутрь стаканообразного толкателя, смазывая нижние наконечники штанг.

    Проходя через отверстия в боковых  стенках толкателей, масло смазывает направляющие втулки толкателей и стекает на кулачки распределительного вала.

    Цилиндры, поршни, поршневые кольца и стержни  клапанов смазываются разбрызгиванием. Топливный насос высокого давления (ТНВД) 5 смазывается под давлением маслом, выходящим из масляного канала.

13

Рис. 2. Схема смазочной  системы двигателя  автомобиля ЗИЛ-433100:

1—центробежный маслоочиститель; 2—компрессор; 3—ось коромысел; 4- пробка маслоналивного отверстия; 5—топливный насос высокого давления (ТНВД) 6—масляная магистраль; 7—подшипник распределительного вала; 8—коренной подшипник коленчатого вала; 9—основная секция масляного насоса; 10—маслоприемник; 11—предохранительный клапан; 12—радиаторная секция масляной насоса; 13—предохранительный клапан основной секции масляного насоса; 14—дифференциальный клапан; 15—шатунный подшипник коленчатого вала; 16—главная масляная магистраль; 17—указатель давления масла; 18—перепускной клапан масляного фильтра; 19—фильтр тонкой очистки;  20—масляный радиатор; 21—сливной клапан центробежного маслоочистителя; 22—запорный кран воздушно-масляного радиатора; 23—отсечной клапан центробежного маслоочистителя.

                        

14

5. Смазочная система  двигателя ЯМЗ-740

    Смазочная система (рис. 3) имеет двухсекционный масляный насос с радиаторной 9 и нагнетательной 10 секциями. Обе секции имеют       предохранительные клапаны 8 и 29.

    Предохранительный клапан радиаторной секции 29 будет перепускать масло из полости высокого в полость низкого давления при закрытом кране масляного радиатора. При выключенном радиаторе давление на выходе из секции масляного насоса составляет 0,7...0,75 (7...7,5 кгс/см2). Давление масла на выходе из нагнетательной секции равно 0,35...0,40 МПа (3,5...4,0 кгс/см2).

    Масло из радиаторной секции поступает  в центрифугу 7, затем через открытый кран 6 по маслопроводу 2 — в масляный радиатор 1 и отсюда по трубопроводу возвращается в картер двигателя. Если радиатор выключен, то после очистки в центрифуге масло через трубопровод возвращается в картер. Часть масла, минуя центрифугу, через клапаны перепускной 5 и сливной 4 , также возвращается в картер.  Из нагнетательной секции 10 масло под давлением поступает в главную масляную магистраль 13, пройдя через последовательно включенный масляный фильтр 12 полнопоточного типа со сменным фильтрующим элементом. Оттуда масло поступает по системе сверлений к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к автомату включения гидромуфты вентилятора, к топливному насосу высокого давления и к компрессору. Из блока двигателя масло поступает в масляные каналы головок и смазывает втулки коромысел.

    Через каналы в коротких плечах коромысел масло подается на верхние наконечники штанг и, стекая по ним вниз, смазывает нижние наконечники штанг и направляющие втулки толкателей. Стенки цилиндров, поршни с кольцами, поршневые пальцы и другие трущиеся поверхности смазываются масляным туманом и маслом, разбрызгиваемым при работе механизмов. 

15

     Рис. 3. Схема смазочной системы двигателя ЯМЗ-740 автомобиля КамАЗ-5320: 1—масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23, 24—маслопроводы; 4—сливной клапан центрифуги; 5—перепускной клапан центрифуги; 6—кран включения масляного радиатора; 7—центрифуга; 8—предохранительный клапан нагнетательной секции; 9—радиаторная секция масляного насоса; 10—нагнетательная секция масляного насоса; 11—клапан смазочной системы; 12—полнопоточные фильтр тонкой очистки; 13—главная масляная магистраль; 14—перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15—манометр; 16—указатель уровня масла; 17—сапун; 20—компрессор; 22—ТНВД; 25—кран включения гидромуфты; 26—термосиловой датчик; 27—гидромуфта привода вентилятора; 28—поддон; 29—предохранительный клапан радиаторной секции

16

6. Масляные насосы

    Устройство  и работа двухсекционного  масляного насоса. На двигателях автомобилей ЗИЛ-433100, КамАЗ, а также двигателях ранее выпускавшихся автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и некоторых других устанавливаются двухсекционные масляные насосы.

    Двухсекционный масляный насос (рис.4) состоит из корпуса верхней секции 6, в котором установлены ведущая 7 и ведомая 4 шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Ведущая шестерня при помощи шпонки установлена на ведущем валу 5. Ведомая шестерня свободно установлена на отдельной оси. Верхняя секция закрывается крышкой 9, в которой располагается редукционный клапан 13, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Плунжер перекрывает канал, соединяющий полости низкого и высокого давлений. Корпус нижней радиаторной секции 1 крепится к корпусу верхней секции при помощи болтов.

    Вал насоса 5 проходит через крышку верхней секции, и на его конце также при помощи шпонки установлена ведущая шестерня 11 нижней радиаторной секции. Она находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 12, свободно вращающейся на оси. В корпусе нижней секции установлен перепускной клапан, состоящий из шарика, пружины и пробки. Шарик прижимается пружиной и перекрывает отверстие канала, через который сообщаются нагнетательная и всасывающая полости.

Информация о работе Смазочная система автомобильных двигателей