Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние функционирования городского общественного транспорта и выявить роль городского общественного транспорта в городском хозяйстве.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть нормативно-правовую базу управления;
2) изучить организационные структуры и возможные формы управления АТП;
3) проанализировать основные показатели транспортного обслуживания в России;
ВВЕДЕНИЕ
Альберт Эйнштейн в своё время сказал: «Подобно движению мельчайших частиц, несущих энергию другим телам, транспорт является жизненно важным и связующим звеном между различными сферами человеческой деятельности»
Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Он обеспечивает связь между отдельными отраслями и странами, а также удовлетворяет потребности стран в перевозках пассажиров и грузов.
Данная тема актуальна, поскольку ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет к прогрессу.
Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью в несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки.
Объект рассмотрения в данной курсовой работе Оренбург. Предметом исследования курсовой работы является система городского общественного транспорта, который включает в себя три вида транспорта: автомобильный (автобусы, маршрутные такси), наземный электрический (трамваи, троллейбусы) и подземный электрический (метро).
Цель работы – проанализировать состояние функционирования городского общественного транспорта и выявить роль городского общественного транспорта в городском хозяйстве.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть
нормативно-правовую базу управления;
2) изучить организационные
структуры и возможные формы управления
АТП;
3) проанализировать
основные показатели транспортного обслуживания
в России;
Городской общественный транспорт является важнейшим элементом инфраструктуры современной цивилизации. В России, например, общественный пассажирский транспорт обеспечивает жизнедеятельность 1500 городских и 20000 сельских населенных пунктов, ежедневно перевозится примерно 120 млн. пассажиров. Общественный транспорт осуществляет около 85% всех пассажирских перевозок в нашей стране.
В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.
В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.
Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.
Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.
Встречаются
использующиеся в пределах городов
неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся
к общественному транспорту. В России
и других странах с холодной зимой их широкому
использованию мешает замерзание водоёмов.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ТРАНСПОРТА
1.1.
Нормативно-правовая
база управления
Органы государственной власти на федеральном и региональном уровне разрабатывают программы по развитию транспортной отрасли, ведут работу по совершенствованию нормативно правовой базы осуществления перевозочной деятельности.
Переход к рыночным отношениям не исключает необходимости государственного регулирования деятельности городского общественного транспорта. Более того, зарубежный опыт убедительно свидетельствует о том, что сам характер этой деятельности и ее непосредственное влияние на многие отрасли экономики, на социальную сферу требуют создания продуманной системы государственного регулирования [10, C.45-47]
Государственное
регулирование рынка
1)
комплекса положений и
2)
решения органов
Важным этапом на пути обновления правовой базы сети общественного транспорта стало введение в действие нового Гражданского кодекса РФ. Помимо общего регулирования имущественных отношений рынка, определения прав и обязанностей предпринимателей, Гражданский кодекс дает правовые основы для регулирования перевозок, транспортно-экспедиционной деятельности, страхования.
Действие Устава транспорта и большинства разработанных на его основе правил и инструкций является основой работы автотранспортной отрасли.
Это:
1) Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением правительства от 23.10.97г. №1090;
2) Правила организации пассажирских перевозок, утвержденные приказом Министерства транспорта от 31.12.85г. №200;
3) Постановление Правительства РФ «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» от 03.08.96г. №922;
4) Правила перевозки грузов автомобильным транспортом;
5) Правила транспортно-экспедиционного обслуживания населения;
6) Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта от 08.01.97г.;
7) Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей [14, C.18-22].
В настоящее время в России действует несколько федеральных законов, которые формируют и проводят единую государственную политику, а также осуществляют государственный надзор и устанавливают ответственность за их нарушение:
1)
О безопасности дорожного
2) О защите прав потребителей;
3) Об охране окружающей среды;
4) Закон о сертификации;
5) О стандартизации;
6) О страховании;
7)
О лицензировании отдельных
8) О ветеранах;
9)
О государственном контроле за
осуществлением автомобильных
Нормативно-правовая основа государственной тарифной политики на транспорте определена федеральным законом «О естественных монополиях» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.95г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов», предусматривающими конкретный перечень автотранспортных услуг, по которым государственное регулирование тарифов осуществляют правительство и федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Многие
регионы вынуждены
Допуск
к транспортной деятельности – важнейшая
функция регулирования
Подавляющее
большинство предприятий и
Основной
допуск к осуществлению транспортной
деятельности является система лицензий.
Правовой основой введения лицензирования
в России является Закон РФ «О предприятиях
и предпринимательской
Органом,
осуществляющим регулирование допуска
к транспортной деятельности и контроль
за выполнением лицензионных условий
и соблюдением транспортного законодательства,
является Российская транспортная инспекция
(РТИ), созданная в 1991г. [8, C.16-20].
1.2
Муниципальные и государственные
предприятия ГПТ
Муниципальные и государственные предприятия ГПТ остаются убыточными. Они не имеют действенных стимулов для снижения собственных затрат. Растут государственные затраты на поддержку ГПТ.
Эксплуатационные расходы в 2008 году на выполнение городских и пригородных перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом составили 64,2 млрд. руб. Доходы, полученные в виде платы за проезд - 41,6 млрд. руб.. Они в целом обеспечили покрытие 54,4 % эксплуатационных расходов. Убытки от перевозок в 2008 году достигли 27,8 млрд. руб.
В
соответствии со Статьей 87 Бюджетного
кодекса Российской Федерации расходы
по организации транспортного
Недофинансирование
не позволяет предпритиям
Одной из основных причин сложного финансового положения предприятий ГПТ является неполная компенсация затрат связанных с перевозкой 64 категорий граждан, которым федеральным законодательством предоставлены льготы по оплате проезда (в 1990 г. было всего 22 льготные категории граждан).
Информация о работе Состояние функционирования городского общественного транспорта