Состояние функционирования городского общественного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 23:25, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать состояние функционирования городского общественного транспорта и выявить роль городского общественного транспорта в городском хозяйстве.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

1) рассмотреть нормативно-правовую базу управления;
2) изучить организационные структуры и возможные формы управления АТП;
3) проанализировать основные показатели транспортного обслуживания в России;

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

      ВВЕДЕНИЕ 

       Альберт Эйнштейн в своё время сказал: «Подобно движению мельчайших частиц, несущих энергию другим телам, транспорт является жизненно важным и связующим звеном между различными сферами человеческой деятельности»

       Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Он обеспечивает связь между отдельными отраслями и странами, а также удовлетворяет потребности стран в перевозках пассажиров и грузов.

       Данная  тема актуальна, поскольку ни одно государство  в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет к прогрессу.

       Говорить  о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью в несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки.

       Объект  рассмотрения в данной курсовой работе Оренбург. Предметом исследования курсовой работы является система городского общественного транспорта, который включает в себя три вида транспорта: автомобильный (автобусы, маршрутные такси), наземный электрический (трамваи, троллейбусы) и подземный электрический (метро).

       Цель  работы – проанализировать состояние функционирования городского общественного транспорта и выявить роль городского общественного транспорта в городском хозяйстве.

       Для достижения данной цели необходимо выполнить  ряд задач:

1) рассмотреть нормативно-правовую базу управления; 
2)        изучить организационные структуры и возможные формы управления АТП;  
3)          проанализировать основные показатели транспортного обслуживания в России;

       Городской общественный транспорт является важнейшим  элементом инфраструктуры современной  цивилизации. В России, например, общественный пассажирский транспорт обеспечивает жизнедеятельность 1500 городских и 20000 сельских населенных пунктов, ежедневно перевозится примерно 120 млн. пассажиров. Общественный транспорт осуществляет около 85% всех пассажирских перевозок в нашей стране.

       В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.

       В крупных городах, имеющих чётко  выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

       Границы между трамваем, метрополитеном и  железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий  некоторые качества метрополитена  или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.

       Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.

       Встречаются использующиеся в пределах городов  неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 

1.1. Нормативно-правовая  база управления 

      Органы  государственной власти на федеральном  и региональном уровне разрабатывают  программы по развитию транспортной отрасли, ведут работу по совершенствованию нормативно правовой базы осуществления перевозочной деятельности.

      Переход к рыночным отношениям не исключает  необходимости государственного регулирования  деятельности городского общественного транспорта. Более того, зарубежный опыт убедительно свидетельствует о том, что сам характер этой деятельности и ее непосредственное влияние на многие отрасли экономики, на социальную сферу требуют создания продуманной системы государственного регулирования [10, C.45-47]

      Государственное регулирование рынка транспортных услуг является важнейшим внешним  фактором, влияющим на коммерческую деятельность предприятия. Оно складывается из двух основных составляющих:

      1) комплекса положений и требований  нормативных правовых актов, которые непосредственно регламентируют или косвенно влияют на деятельность предприятий. В этот комплекс входят федеральные законы Российской Федерации, указы президента, постановления правительства, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные нормативные акты – правила и положения;

      2) решения органов государственного  управления, уполномоченных на выполнение  разрешительных и контрольных  функций [8, C.85-87; 11, C.57].

      Важным  этапом на пути обновления правовой базы сети общественного транспорта стало введение в действие нового Гражданского кодекса РФ. Помимо общего регулирования имущественных отношений рынка, определения прав и обязанностей предпринимателей, Гражданский кодекс дает правовые основы для регулирования перевозок, транспортно-экспедиционной деятельности, страхования.

      Действие  Устава транспорта и большинства  разработанных на его основе правил и инструкций является основой работы автотранспортной отрасли.

      Это:

      1) Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением правительства от 23.10.97г. №1090;

      2) Правила организации пассажирских перевозок, утвержденные приказом Министерства транспорта от 31.12.85г. №200;

      3) Постановление Правительства РФ «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» от 03.08.96г. №922;

      4) Правила перевозки грузов автомобильным транспортом;

      5) Правила транспортно-экспедиционного обслуживания населения;

      6) Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта от 08.01.97г.;

      7) Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей [14, C.18-22].

      В настоящее время в России действует  несколько федеральных законов, которые формируют и проводят единую государственную политику, а также осуществляют государственный надзор и устанавливают ответственность за их нарушение:

      1) О безопасности дорожного движения;

      2) О защите прав потребителей;

      3) Об охране окружающей среды;

      4) Закон о сертификации;

      5) О стандартизации;

      6) О страховании;

      7) О лицензировании отдельных видов  деятельности;

      8) О ветеранах;

      9) О государственном контроле за  осуществлением автомобильных перевозок.

      Нормативно-правовая основа государственной тарифной политики на транспорте определена федеральным  законом «О естественных монополиях» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.95г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов», предусматривающими конкретный перечень автотранспортных услуг, по которым государственное регулирование тарифов осуществляют правительство и федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

      Многие  регионы вынуждены разрабатывать  и принимать свои нормативные  акты по регулированию перевозок, поскольку  перечисленные законы не в полной мере обеспечивают эффективность работы данной отрасли.

      Допуск  к транспортной деятельности – важнейшая  функция регулирования транспортной отрасли в рыночных условиях.

      Подавляющее большинство предприятий и предпринимателей в условиях рынка самостоятельно определяет профиль своей деятельности. Задачей органов государственного управления, которые осуществляют функцию допуска, является обеспечение безопасной, квалифицированной и коммерчески надежной работы тех граждан и юридических лиц, которые избрали для себя транспортную деятельность.

      Основной  допуск к осуществлению транспортной деятельности является система лицензий. Правовой основой введения лицензирования в России является Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  от 25.12.90 г. №445-1, который установил виды деятельности, разрешенные исключительно для государственных предприятий, а также установил, что отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятиями на основе специального разрешения (лицензии).

Органом, осуществляющим регулирование допуска к транспортной деятельности и контроль за выполнением лицензионных условий и соблюдением транспортного законодательства, является Российская транспортная инспекция (РТИ), созданная в 1991г. [8, C.16-20]. 

1.2 Муниципальные и государственные предприятия ГПТ 

       Муниципальные и государственные предприятия  ГПТ остаются убыточными. Они не имеют действенных стимулов для снижения собственных затрат. Растут государственные затраты на поддержку ГПТ.

       Эксплуатационные  расходы в 2008 году на выполнение городских и пригородных перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом составили 64,2 млрд. руб. Доходы, полученные в виде платы за проезд - 41,6 млрд. руб.. Они в целом обеспечили покрытие 54,4 % эксплуатационных расходов. Убытки от перевозок в 2008 году достигли 27,8 млрд. руб. 

       В соответствии со Статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы  по организации транспортного обслуживания населения финансируются исключительно  из местных бюджетов. Однако, фактически, дотации, выделяемые местными органами власти, являющимися «заказчиками» маршрутных пассажирских перевозок, не компенсируют в полном объеме даже прямые убытки.

       Недофинансирование  не позволяет предпритиям обеспечивать требуемый уровень технической  эксплуатации транспортных средств. Наращиваются задолженности по оплате топлива и электроэнергии, платежам во внебюджетные государственные фонды, задерживаются выплаты зарплаты персоналу, сдерживается ее рост в соответствии с ростом стоимости жизни.

       Одной из основных причин сложного финансового положения предприятий ГПТ является неполная компенсация затрат связанных с перевозкой 64 категорий граждан, которым федеральным законодательством предоставлены льготы по оплате проезда (в 1990 г. было всего 22 льготные категории граждан).

Информация о работе Состояние функционирования городского общественного транспорта